По каким признакам мы определяем хорошего педагога? Того, о ком родители учеников говорят: «А нам с учителем повезло!» На эту тему написаны целые тома – диссертации и художественные произведения. И все-таки каждый раз заново задаешь себе этот вопрос, особенно приходя на открытый урок во время педагогического конкурса. Попробую ответить на него, не открывая книг и не пользуясь научной теорией…
Учитель и ученикиВпервые я увидела Ирину Анатольевну Малышеву на региональном конкурсе «Учитель года Ульяновской области» в прошлом году. С первых минут урока русского языка, на котором Ирина Анатольевна давала пятиклассникам тему «Глагол», я поняла, что передо мной очень сильный профессионал. И как бывает на спектакле в театре, когда понравится актер, захотелось увидеть филолога и в других «ролях», на других занятиях. Меня захватила манера общения с детьми. Ирина Анатольевна, учитель 33-й ульяновской гимназии, словно всю жизнь знала мальчиков и девочек из города Димитровграда Ульяновской области, где проходил конкурс. Она слышала каждого, успевала отреагировать на вопросы, правильные и неправильные ответы, спокойно улыбалась, доброжелательно шутила. На урок Ирины Анатольевны во время всероссийского финала «Учитель года России-2015» я, увы, не попала. Смотрю запись на нашем сайте: http://www.ug.ru/toy_video/127. Даже на экране то же ощущение спокойной уверенности, благожелательности. Шестиклассники легко откликаются на предложенный учителем алгоритм общения: «Вы много знаете, ребята, покажите это». Отвечают на вопросы, сами формулируют тему, самостоятельно ищут информацию, быстро и эффективно работают в группах. Успевают и посмеяться:- Каким словарем мы воспользуемся? – спрашивает Ирина Анатольевна.- Русского языка! – отвечает мальчик.- Что за словарь такой? – шутит Малышева. – Я хочу иметь такой на своей книжной полке.Ребята улыбаются. Подколола, но совсем не обидно. В следующий раз мальчик явно будет думать о точности формулировок. Как награда, фраза учителя: «Мы с вами думаем одинаково». Кто-то скажет – это технология, опыт, знание психологии и педагогики. Да, опыт, конечно, – 30 лет стажа. Но есть что-то еще, что не объяснишь разумно, что идет от природы и называется полузабытым словом «призвание».Коллега Ирины Малышевой, завуч 33-й гимназии Альбина Нуруллова, пытается все же объяснить: «Во-первых, Ирина Анатольевна – открытый человек. Без открытости быть хорошим учителем невозможно. В противном случае общение с детьми превращается в заигрывание. Во-вторых, у нее всегда есть своя позиция. В-третьих, знание педагогических технологий».Это объясняет многое. Но… опять повторюсь, не все. Трудно проследить тончайшую связь между уроками литературы и личностью выпускника школы, который на сайте Ирины Анатольевны пишет в комментариях: «Маяковский в своей автобиографической прозе писал: «Очевидно – увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое». Ваш метод рефлексии напомнил мне данную хитрость, где галстук, положим, тема урока, а рубашка – сам урок». Поясню: Владимир Владимирович имел в виду знаменитую «желтую кофту» и к ней – черный шелковый бант. Урок – как «желтая кофта» футуриста. Какой образ! Как он возник? Когда? Может быть, «виноват» талант Ирины Малышевой-чтицы, которая зачастую чтением вслух – и стихов, и прозы – заинтересовывает учеников предметом. Или дело в том, что ученики Ирины Анатольевны действительно умеют самостоятельно определять тему урока (умели задолго до прихода нового ФГОС). Как и цель занятия. И, конечно, владеют рефлексией (с ударением на второй слог).Кстати, ульяновский филолог поделилась интересным рефлексивным приемом: «Мне очень нравится работать с ошибкой на уроке. Конечно, можно исправить ее самостоятельно, можно попросить сильного ученика исправить. Есть третий ход: ребята задают рефлексивный вопрос товарищу, который сделал ошибку, чтобы он сам мог найти ее и исправить. Или дают ему задание: разобрать слово по составу, к примеру, – и ошибка проявляется».Дети с удовольствием подхватывают такие приемы. На самом деле им не хочется сидеть на уроке в качестве мебели.АвторитетыВ этом учебном году после шестилетнего перерыва Ирина Анатольевна взяла 9-й класс под свое руководство. Взрослые совсем. Но даже подросткам – без пяти минут выпускникам – очень нужны забота и поддержка. О своей классной девичья часть ученического коллектива говорит так: «Она нам очень нравится как человек и как учитель. С ней уютно. Она очень добрый человек. С ней всегда можно просто поговорить». Одна из школьниц, подумывающая о поступлении в педагогический вуз, отмечает: «Нам очень повезло, что учитель, который принимал участие в конкурсе «Учитель года России», ведет у нас литературу. Высокий профессиональный уровень, уроки интересные. Прививает любовь к предмету». А наставник девятиклассников 33-й гимназии говорит мне о том же – как ей повезло с учителями! С любовью перечисляет имена тех, кто помог состояться в профессии. Это школьная учительница литературы Анна Михайловна Игошина. Это педагоги историко-филологического факультета Ульяновского педагогического института им. И.Н.Ульянова. Не может забыть Ирина Анатольевна, как профессор Майя Павловна Чередникова 25 лет назад, когда шло становление 33-й гимназии и учителя осваивали систему развивающего обучения Эльконина – Давыдова, написала программу по литературе и вместе с педагогами выстраивала систему уроков. А еще в случае с Ириной Малышевой сбылись бессмертные строки классика: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого тебе учиться». Во время практики, будучи студенткой педагогического института, Ирина Анатольевна преподавала в классе, где училась симпатичная девушка Катя Уба. Девушка поступила в педагогический, вернулась в родную школу и стала коллегой своего учителя. А затем возглавила Министерство образования региона. Одно из самых дорогих для Ирины Анатольевны имен – профессор Екатерина Ивановна Никитина, по ее учебникам учится вся страна… Десять лет назад учителя гимназии стали собираться в день смерти Екатерины Ивановны, 18 февраля, и давать открытые уроки. День памяти постепенно превратился в акцию «Открытый урок» и далее – в международную научно-практическую конференцию. Это серьезное, но неформальное мероприятие. И ребята тоже это чувствуют. В этом году Ирина Малышева давала открытый урок памяти профессора Никитиной в 9-м классе, тема была интересная: «Грамматические ошибки в построении сложносочиненного предложения». Занятие прошло замечательно, в финале пошли рефлексивные вопросы. Ученица поделилась: «Я увидела свои ошибки, знаю, как их исправлять». А спортсмен Сережа Логинов вдруг говорит: «А мне больше всего запомнилось, когда вы рассказали об акции «Открытый урок».Такие слова – радость для учителя, ведь для Ирины Анатольевны как для педагога главное «разбудить человека», чтобы у ребят появились самые обычные чувства – сострадание, восхищение красотой и добротой. Даже если на глазах видны слезы, когда они читают повесть «Ночевала тучка золотая» Приставкина, – это не страшно. Страшно, если слез нет…ВерностьДевять лет компаньоном и другом Ирины Анатольевны был любимый пес Грей. Даже в анкете участника всероссийского финала конкурса «Учитель года России» она написала в строке «Хобби»: «Воспитание собак породы ротвейлер». Грей вдохновлял Ирину Малышеву на поиск текстов про собак, которые учитель использовала на уроке русского языка, даже на областном конкурсе. Стихотворение Валентина Берестова «Взгляд в окно», которое начинается с забавных слов «Щенка выгуливает тетя…», оказалось и привлекательным для детей, и ценным с точки зрения лингвистики. В своем конкурсном эссе Ирина писала: «Сколько текстов, авторы которых пережили подобные чувства, сколько миниатюр, составленных самостоятельно, сколько слов, передающих эмоции восхищения, прилива любви, стали источником поисков лингвистических проблем и размышлений над языковым материалом!»Ученики Ирины Анатольевны даже как-то портрет Грея ей подарили – срисовали с фотографии ВКонтакте… Дома у филолога целая коллекция открыток с собаками и статуэток, изображающих собак. Их дарят в первую очередь дети. Долгое время ее вечерней компанией были собачники района – гуляли вместе в любую погоду, тренировались, иногда даже попадали в переделки – спасали людей и задерживали хулиганов…Год назад Грея не стало… Ирину Малышеву утешала вся школа. Своему четвероногому другу Малышева верна – рука не поднимается взять другого пса…Верность всему – профессии, друзьям, ученикам. Это не красивые слова. Это жизнь. Верность городу Ульяновску, хотя и не родному для Ирины Анатольевны. Родилась она в маленьком поселке с потрясающим названием – Кукисвумчорр. Это в Мурманской области. Именно там родился интерес к профессии учителя. Жить на Волге и не любить волжских просторов невозможно. Любимое место в Ульяновске у Ирины Анатольевны – красивейший Венец. А еще… школа! Без нее никуда и никак.Лет пять назад Ирина Малышева решила: надо в жизни что-то менять. Но что? Конечно, место работы. Бывшая коллега, она же министр образования Ульяновской области Екатерина Владимировна, посоветовала – с таким педагогическим опытом надо идти в Департамент профессионального образования. Филолог долго думала, рассказывала друзьям об этой идее. И вот наконец решилась. Раздала книги. В школе оставила часы только у выпускного 11-го класса. Забрала из гимназии трудовую книжку. Коллеги напутствовали: «Жалко, что уходишь, но мы рады, что у тебя будет новая жизнь!» Приехала в департамент, который располагается на берегу Волги. Ирине Анатольевне дали кабинет на 7-м этаже – просто сказка! Красивый вид на Волгу, холодильник в углу. Повесила на вешалку купленное специально для такой важной жизненной перемены пальто. Пришла инспектор, рассказала, в чем состоят обязанности нового сотрудника. На календаре было 28 марта.На следующий день Ирина Анатольевна снова пришла в свой новый замечательный кабинет, стала уже самостоятельно изучать бумаги. «И тут меня взяла тоска, – вспоминает Малышева. – Я думаю: и так вся оставшаяся жизнь моя пройдет в этом? Ночью я не спала. Утром пришла на новую работу – и сразу к руководству. Даже в свой кабинет не зашла. Мне сказали: «Ну что же, идите». Я бегом побежала в школу. К директору пришла и говорю: «Возьмите меня обратно». Три дня была без школы. Соскучилась по урокам!»Какой же он, хороший учитель? Не знаю, ответила ли я на этот вопрос. Знаю только, что правы родители, которые ищут для своих детей не школу, а именно педагога. Я как мама была бы счастлива, если моя дочь училась бы у Ирины Анатольевны Малышевой.
Комментарии