Никто точно не скажет, скольких ребят Павел Фридман привел на железную дорогу, вдохновив своим примером. За его полувековой стаж учительской работы в железнодорожных школах, а позже в секции по работе с учащейся молодежью дорожного совета ветеранов, таких наберутся тысячи, а может, десятки тысяч.«Он умеет заставить людей взглянуть на мир по-другому», – говорят его воспитанники. Со мной Павел Иосифович прост и открыт, на встречу пришел загодя, чтобы не опоздать, хотя, наверное, мог бы себе это позволить, ведь почетный железнодорожник, заслуженный ветеран Западно-Сибирской железной дороги, заслуженный учитель РФ и просто человек, который «давным-давно на пенсии» – так он говорит о себе. Между тем всем известно, что на заслуженном отдыхе он не пробыл и дня, потому что работа и любимое дело у него совпали, и сейчас, как и в 50-е годы, когда только окончил педагогический институт, Фридман в гуще событий – среди молодежи.
– В жизни нет ничего случайного, – предваряет Павел Фридман наш разговор. – А на железную дорогу обычно приходят особенные люди, немножко романтики, немножко мечтатели и обязательно внимательные и трудолюбивые. Таких ребят сразу видно, у меня глаз наметан…Кстати, сам Павел Иосифович на железную дорогу попал не сразу и хоть и не любит это определение, но все же благодаря случаю. В педагогический институт на истфак пошел, только после того как провалился в архитектурный – с рисованием не вышло. Ну а по окончании института направился, вернее направили, в сельскую школу. Вспоминает, как жили с женой в отдаленной деревне, которую весной затопляло, удобств в нынешнем понимании не имелось, но они были счастливы. Трудности казались преходящими, все время он проводил среди детей. Энергичного педагога заметило начальство железной дороги и предложило поменять место проживания и школу, нашли работу и для жены, она врач-педиатр. В те времена обе профессии ценились на вес золота. Надо заметить, что по природе Павел Иосифович такой человек, который полностью вникает в доверенное ему дело, что называется от «а» до «я». И когда его перевели в железнодорожную школу, он тут же начал изучать историю железных дорог как России, так и мира. «Это было бы просто ниже моего достоинства, не знать всех нюансов дела, которым я занимаюсь», – говорит он. Хотя в школе преподавал общую историю. А когда не было уроков, готовил с учениками концерты для работников железной дороги. «Где мы только не выступали – в депо, на вокзалах, в столовых. Однажды, век не забуду, пришла мне идея провести концерт в комнате отдыха машинистов, но дежурная тут же умерила мой пыл, закричала: «А ну пошли отсюда, бегом! Здесь люди отдыхают, которым утром рано в рейс, а вы пришли со своими концертами!» Подобные случаи его не выводят из себя, отнюдь, он рассуждает: «Умный человек учится на чужих ошибках, неумный – на своих. А я и на тех и на других обычно успевал». Общаться с Фридманом одно удовольствие, притом что он то и дело переводит разговор на меня, спрашивает: «А вы были на нашей детской железной дороге? А на какой? Вы знаете, что у нас их две? А не хотите написать про наших детей?»Весь учебный год у Павла Иосифовича расписан четко: лекции в школах-интернатах, училищах, техникумах, университете, проведение встреч в совете ветеранов, работа с архивами. Для человека, отметившего в прошлом году 80-летний юбилей, такой график работы, прямо скажем, необычен. Фридман привык много работать и везде успевать. А дома – не только хороший муж и отец, но и очень-очень любимый дедушка, которому внучка Лена доверяет свои секреты. Рассказывает, как смотрел с ней сериал «Симпсоны», где ровным счетом ничего не понял, но не поддержать компанию просто не мог, а потом Лена объяснила, что к чему. «Чтобы собеседника заинтересовать, – говорит он, – его обязательно надо сначала выслушать. Услышать! Все викторины, конкурсы для подростков в совете ветеранов мы готовим, учитывая их возраст и интересы. Вы бы видели, как они ответственно к нашим заданиям подходят! Штудируют книги, пишут шпаргалки, потом приносят с собой и прячут по рукавам и карманам, думая, что мы не видим. К примеру, недавняя викторина называлась «Знаешь ли ты их имена?», мы брали один эпизод из жизни или знаменитую фразу известных людей железнодорожного дела и предлагали ребятам ответить, кому они принадлежат. Вот, например, такой вопрос: «Как звали князя, впоследствии видного государственного деятеля, который, желая изучить железнодорожное дело, устроился работать кочегаром в Трансатлантическую железную дорогу, что в Южной Америке, и когда на его поезд напали ковбои и убили машиниста, то он сумел в одиночку с ними расправиться и самостоятельно довести состав до станции?». Я хлопаю глазами, и Фридман дает подсказку: «Хилков Михаил Иванович».- Дети должны знать историю своей страны и других стран, по возможности, тоже, – продолжает мой собеседник. – Тогда они будут духовно богаче и смогут состояться в любом деле. Было бы наивно думать, что исключительно все выпускники железнодорожных школ в будущем свою судьбу посвятят железной дороге, но знания, полученные ими в этой области, уверяю вас, лишними никогда не будут. В планах у нас проведение викторины среди школьников на тему «Язык железнодорожника», где ребятам будет предложено написать сочинение с использованием профессиональной лексики, например, «костыль», «башмак», «шарманка», «локомотивный парк», заметьте, не локомотив отдельно взятый, а парк… Победителя, кроме заслуженного приза и диплома, ждет еще и интервью в газете «Транссиб». Рассказывает, как проводили лет семь назад региональный конкурс «Знаешь ли ты свою железную дорогу?» среди учеников старших классов, и в нем победила восьмиклассница Казиза Комекова, девочка показала исключительные знания истории железнодорожного дела и в торжественной обстановке дала обещание в будущем стать железнодорожницей. После школы успешно окончила Омский железнодорожный техникум и теперь на родной станции Сыропятское работает дежурной. Павел Иосифович до сих пор с ней созванивается, поздравляет с праздниками. – Мы смотрим иностранные фильмы, восхищаемся мужеством чужих героев, иногда элементарно не зная своих, – рассуждает Фридман. – А ведь наш Николай Никольский, бывший начальник Западно-Сибирской железной дороги, столетие которого будет отмечаться осенью в этом году, сколько всего для края, для страны сделал! Его назначили к нам в 1955 году, именно в те годы происходила реконструкция железнодорожного транспорта на основе внедрения электрической и тепловой тяги, шло обновление парка подвижного состава, внедрение средств автоматики. Под непосредственным руководством Никольского на электротягу было переведено 2250 километров и 2300 километров – на тепловозную. И благодаря этому уже к началу 1970-х годов грузооборот Западно-Сибирской железной дороги полностью осуществлялся прогрессивными видами тяги. Период его работы во всех газетах до сих пор называют эпохой Никольского. Знаете, когда к нам приехала французская делегация и, что называется, вникла в эти цифры и сроки, то французские инженеры за голову схватились. Наш километраж – это вся территория Франции, и для его реконструкции, по меркам иностранцев, нужны намного большие сроки. Павел Иосифович так увлечен, что не замечает моих вопросов и настойчиво советует: «Напишите, что профессия железнодорожника – это на самом деле счастье, во-первых, всегда востребована и, во-вторых, постоянно развивается, совершенствуется. Когда мы, например, проводим беседы со старшеклассниками, которые называются трудным словом «профориентация», мы обязательно берем с собой фильмы, книги, то же делают и руководители нашей Западно-Сибирской железной дороги, мы все понимаем, наглядный пример, он всегда более понятен, а в наше время это уже данность. Кругом компьютеры, мониторы. И знаете, как приятно читать во взглядах молодежи живой интерес! А вы бы видели, как светились глаза детей, когда мы им вручали удостоверения юного железнодорожника! Вообще все эти встречи с молодежью, подготовка к важному жизненному этапу, я бы сказал, обоюдополезны. Напишете это слово? Хорошо. Молодежи – потому что они видят, что мы гордимся своей профессией, знаем ее и кое-что прошли в ней, а нам – потому что мы чувствуем, что можем принести реальную пользу делу, потрудиться на благо страны. И в целом было бы правильно, если бы вы написали не обо мне, а о ребятах, которые впервые постигают азы профессионального мастерства, у меня с ними судьба общая…»Новосибирск
Комментарии