Вчера, 27 октября, стартовал финал конкурса «Успешная школа». В этом году он проходит в Москве в очном формате. До 29 октября школам-финалистам в борьбе за главную награду – грант в размере до 1 миллиона рублей – предстоит пройти несколько испытаний. Свои напутствия конкурсантам дали эксперты в сфере российского образования.
Ольга Васильева, президент Российской академии образования, в своем видеообращении отметила, что сегодня цифровизация проникла во все сферы нашей жизни, в медиапространстве появляется все больше информации, а вместе с ней и рисков:
— Все это ставит перед современной школой сложную задачу – не только передать подрастающему поколению предметные знания, но и развить у детей навыки работать в коллективе, выстраивать общение, творчески и критически мыслить, самообучаться, работать с источниками.
Ольга Юрьевна положительно оценила то, что в качестве оценки успешности школы конкурс использует не рейтинг баллов ЕГЭ или количество выпускников, поступивших вузы, а то, как именно педагоги обучают школьников, формируют у них необходимые мягкие навыки.
Ольга Васильева также отдельно остановилась на идее создания образа успешной школы будущего – ведь именно этим предстоит заниматься финалистам во время форсайт-сессии. Она отметила, что во главе угла каждой школы должны стоять взаимоотношения учителя и ученика. По ее словам, без этого, а также без накопленного отечественной педагогикой богатого опыта, невозможно создать школу будущего. Российская академия образования аккумулирует и анализирует этот опыт, стремится собрать то, что сейчас разрозненно существует в разных регионах нашей страны. Центры РАО всегда открыты новым идеям и готовы к сотрудничеству.
В финале своего обращения Ольга Юрьевна пожелала успехов всем конкурсантам:
– Дорогие учителя, сегодня вам вновь предстоит искать ответы на трудные вопросы, стоящие перед современной педагогикой. Я уверена, что в этой конкурентной борьбе вы проявите себя самым достойным образом. Знайте, вам уже удалось выйти в финал, а значит и доказать, что ваши школы, ваши коллективы – очень успешные. Желаю вам победы, дерзайте.
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре оценила важность конкурса «Успешная школа» для системы образования:
– Сегодня мы говорим о том, что задача школы – не только дать детям предметные знания, но и развивать универсальные компетенции, которые помогут им состояться в жизни: коммуникативные навыки, умение работать в команде. Конкурс «Успешная школа», который проходит под знаком развития у детей навыков XXI века, позволяет создать сообщество единомышленников для поисков ответов на главные вопросы образования и воспитания наших детей с опорой на традиционные ценности многонациональной страны.
Анзор Музаев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, обращаясь к финалистам, отметил, что успешной можно назвать школу, чьи выпускники – коммуникабельные, творческие, критически мыслящие, способные к самообладанию, умеющие работать в коллективе, то есть обладающие ключевыми компетенциями и навыками XXI века. По его словам, важны и результаты ЕГЭ, и участие в олимпиадах и конкурсах, но нельзя оценивать успешность детей лишь «пятерками в дневнике» и похвалой учителя:
– Секрет успешной школы – это искусство мотивирования успешных людей, осознающих, что главное в жизни – быть достойным человеком, а не только лидером, гоняющимся за баллами и оценками.
Анзор Ахмедович сказал, что во время финальных испытаний командам предстоит показать свою индивидуальность и креативность, представить свои модели успешной школы:
– Желаю, чтобы ваши усердие, старания и активность заслужили достойную награду. Удачи вам! Давайте вместе зажжем в сердцах учеников стремление постигать новое и не останавливаться на достигнутом.
Илья Новокрещенов, заместитель руководителя департамента образования и науки города Москвы заявил, что система образования и школа всегда находятся в двойственной ситуации. С одной стороны – традиции отечественной педагогики, с другой – необходимость смотреть в будущее, поиск возможностей формировать у детей навыки, благодаря которым они смогут жить в обществе, которого еще нет.
Илья Владимирович заметил, что именно поиск тех условий, в которых должны обучаться и развиваться дети, всегда возвращает к главному вопросу – что является ключевой ценностью системы образования? В пример он привел Москву, назвав главной ценностью столичного образования развитие талантов каждого школьника. Но если оценить и развить академические таланты уже не так сложно, то с талантами в других сферах жизни предстоит еще большая работа, чтобы найти интересные практики. И именно за это он благодарен конкурсу «Успешная школа»:
– Я искренне радуюсь тому, что этот конкурс собрал очень интересных, увлеченных и заинтересованных в развитии людей, которым желаю успехов. И, наверное, не сколько победы, сколько возможности для собственного роста. Потому что даже попытка описать собственные практики уже дает расширение собственного внутреннего понимания того, чем мы занимаемся, для чего мы этим занимаемся, к каким результатам мы приходим и как этими результатами управлять. Поэтому, как и другие конкурсы, этот конкурс – замечательная площадка для всех вас, уважаемые коллеги, по обмену опытом, по тому, чтобы заражать друг друга драйвом, который позволит и вашим образовательным организациям развиваться еще более успешно. И, самое главное, вы сможете, как настоящие педагоги-лидеры, дать пример всем остальным и поделиться своими наработками, которые помогут коллегам в других школах тоже успешно искать и находить все способы для развития талантов каждого школьника.
Борис Чернышов, заместитель председателя Государственной Думы заявил, что сейчас очень важно слышать учителей, их идеи, ведь в наши дни сфера образования выходит на первый план государственной политики:
– От лица большой группы депутатов Государственной думы мы приветствуем всех участников конкурса. Мы всегда готовы поддерживать и помогать в продвижении ваших инициатив, мыслей и идей. Спасибо вам огромное за тот бесценный вклад, который вы вносите в сердца и души каждого ребенка в нашей стране.
Во время торжественной церемонии открытия финала Всероссийского конкурса «Успешная школа» к участникам также обратились исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Григорьевич Положевец, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин. Они рассказали о роли конкурса, представили финалистов и пожелали им удачи в профессиональных испытаниях.
Со своими пожеланиями к финалистам обратились также председатель и сопредседатель жюри конкурса: академик РАО, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов и директор школы-победительницы пятого конкурса «Успешная школа» Елена Минаева.
Трансляции конкурсных испытаний можно увидеть в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники. Кроме того, поддержать конкурсантов теперь можно не только болея за них через экраны, но и поучаствовав в голосовании за «Приз зрительских симпатий» среди школ-финалистов. Команда, которая наберет больше всего голосов, получит специальный приз – статуэтку «Успешная школа – 2022».
Комментарии