«Медальные» показатели Омского образования в отличие от демографических растут год от года. То есть детей все меньше, а медалей, как ни странно, все больше. В доперестроечные годы юных омичей, ставших обладателями «золота» и «серебра», считали десятками. Теперь – сотнями: в этом году выдано 264 золотые и 511 серебряных медалей. Эксперимент по единому государственному экзамену, в который нынче вступила Омская область, эти цифры слегка подкорректировал: 32 человека глубину своих знаний подтвердить не смогли.
Комментарий «УГ»Вывод, на наш взгляд, можно сделать однозначный: медаль как высшая школьная награда нужна! Другое дело – что (и кто!) стоит за стремлением учеников получить ее. Ведь фразу «если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно» в данном смысле можно понимать очень неоднозначно. Но главное теперь зависит от позиции Министерства образования и науки: какие льготы сохранятся у медалистов после поголовного введения ЕГЭ? Другими словами, во имя чего детям становиться круглыми отличниками?
Школа №37 – обычная, средняя общеобразовательная. Количество медалей в ней увеличивается – в 96-м году была лишь одна золотая, нынче уже десяток. Располагается 37-я в самом сердце города, и учились здесь хорошо всегда – с самого ее основания в конце ХVIII века. Директор Владимир Жигунов большое число медалистов особой заслугой не считает. Важнее, вероятно, общее настроение, царящее в классах, где по дореволюционной привычке, передающейся учителями из поколения в поколение, частенько называют детей на вы. Дух – явление историческое, и будущих первоклашек прежде всего ведут в музей. А 1 февраля каждого года в школу приходят выпускники разных лет. Наверное, пример старших не дает расслабляться младшим. Правда, уже не ждут здесь, как прежде, выпускников Владислава Дворжецкого, заслуженного артиста России, или Алексея Либерова, профессора Московской академии художеств, полномочного представителя ЮНЕСКО по работе с одаренными детьми. Их вспоминают и поминают с благодарностью, как и ветеранов Великой Отечественной и многих горячих наших точек. Но профессор Альберт Каримов, главный архитектор Омска, родную школу не забывает. И Владимир Кроль, лауреат Государственной премии, профессор Санкт-Петербургского НИИ, шлет весточки. Кстати сказать, ни один из них медалистом не был.
Быть учителем школы №37 даже в наше время престижно. Молодые сюда идут. Средний возраст педагогов – 35 лет, коллектив творческий. Хотя зарплата такая же, как у всех. А работы больше. Помогают родители. Правда, как ни странно, крутых новых русских среди них немного – этот район Омска сложился как среда обитания «творческих» личностей: артистов, художников и прочих интеллектуалов. Не самые богатые люди, но для своих чад мало чего жалеют. Недобора в школу не бывает, несмотря на демографию. Преподаватели вузов с удовольствием читают лекции старшеклассникам – в отличие от студентов большинство школьников еще хотят учиться. Ну или во всяком случае поступить в вуз, что 70 процентов выпускников и делают с успехом.
Ученикам школы №65 с учителями тоже повезло. А вот с родителями – не очень. Располагается школа не так далеко от «интеллигентной» 37-й. Но все здесь по-другому. Окна старого здания сталинской постройки выходят на областной психоневрологический диспансер, как раз на отделение алкогольных психозов. Многие ребятишки на переменках носят передачки родителям. Впрочем, выход из отделения свободный, и дети частенько видят, как очистившиеся от скверны граждане твердой походкой переходят через дорогу, к круглосуточному ларьку, торгующему «косметическими» средствами типа средства для ванн «Трояр» или освежающего лосьона «Огуречный». За школой – низина, улицы Луговая и Подгорная: частный сектор, где почти над каждым домом клубится дымок самогонного аппарата. Здесь живут безработные, когда-то бывшие передовиками закрытых теперь заводов. Зарабатывают они нынче «рыночной» экономикой – собирают бутылки, отходы фруктов на оптовом китайском рынке, где дешево все, даже ханка.
– Разве наличие медалистов – это главное? – удивилась Галина Верещак, директор школы №65. – Мне кажется, куда важнее спасать детей от их же собственных родителей, давать им дорогу в жизнь, а не в колонию. Честно сказать, нам не до статистики. Мы на медали никого не тянем – разве что есть у ребенка такое желание. К чему? Психолог, социальный педагог работают и в школе, и дома – частенько к ним ребятишки звонят или прибегают, когда родители буянят. Лена Гайдукова, инспектор по делам несовершеннолетних, – давно уже полноправный член коллектива, из школы и не уходит. Стараемся увлечь ребят – работают филиалы музыкальной и спортивной школ, кружки. У нас три учебно-производственные мастерские: девчонок учим шить, мальчишек – пилить, строгать. Нашим выпускникам жизненно необходимо иметь в руках профессию. Много у нас сил уходит на организацию питания – надо найти денег, чтобы накормить ребят подешевле или вовсе бесплатно. Дома-то не всем и кусок хлеба перепадает. От родителей помощи ждать не приходится.
Галина Андреевна убеждена, что появление медалистов – результат скорее генетики, чем педагогических усилий. То есть, по ее мнению, при желании медалиста можно «сделать» из кого угодно. Только к чему? Самый важный «предмет» для учеников 65-й школы – наука самостоятельного житья. Этому и пытаются научить их педагоги. Впрочем, «золотые» головы есть и в 65-й. Их помнят, ими гордятся. Например, братья-погодки Борисенко, один за другим прославив школу, теперь учатся в университете. Лена Деревянкина, закончив институт культуры, преподает танцы в Доме учителя. В их судьбах – заслуга учителей, не жалеющих ни сил, ни времени. Коллектив сложился еще до перестройки, люди опытные: два педагога – заслуженные учителя РСФСР, шестеро, включая директора, – отличники народного образования. Причем старая гвардия уходить из школы не хочет. А вот учеников с каждым годом все меньше – только с начала ХХI века количество учеников уменьшилось почти вдвое. В вузы поступают немногие, в основном идут работать. Но главное, что неверную дорогу отцов большинство ребят выбирать не хотят. Это, по мнению Галины Верещак, дороже золота.
Комментарии