search
main
0

Желаем лекцию! Опыт преподавания предмета «Современное общество»

Статус нашего учебного заведения и его профиль определили место социально-гуманитарных дисциплин в учебном плане, а сотрудничество с кафедрами факультета гуманитарных и социальных наук Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского позволило выстроить следующую систему преподавания предмета «Современное общество»:

8-9-й классы – право (по 2 часа в неделю);

10-й класс – философия, социология (по 1 часу в неделю);

11-й класс – экономика, политология (по 1 часу в неделю).

На наш взгляд, изучение данных предметов на современном этапе представляет особую важность в силу целого ряда причин:

– прежде всего эти предметы уникальны по своему влиянию на формирование системы мышления и дают возможность молодым людям объективно оценивать информацию, анализировать общественно-политическую и культурную ситуацию и делать самостоятельный осмысленный выбор;

– они воспитывают такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мировоззрения, толерантность, гражданственность, патриотизм.

Преподавание предметов обществоведческого цикла, с нашей точки зрения, должно опираться на следующие принципы:

1. Система предметов (право, социология, философия, политология, экономика) должна способствовать гражданскому образованию и воспитанию самостоятельности школьника.

2. Преподавание предметов современного обществоведческого цикла должно вестись на высоком научном уровне или по возможности приближаться к таковому.

3. Обязательное условие – комплексный подход, под которым мы понимаем межпредметную интеграцию не только в цикле гуманитарных предметов (история, литература, география), но и в цикле естествознания.

4. Преподавание важнейших концептуальных положений истории современного общества должно быть свободно от идеологического навязывания.

Задачи и принципы преподавания социально-гуманитарных предметов определяют профессиональную позицию учителя: раскрытие индивидуальности каждого ребенка посредством реализации личностно-ориентированных педагогических технологий, что позволит воспитаннику состояться как человеку, поможет понять свое призвание, стать хозяином собственной жизни.

Технология работы с нормативными актами

Хотелось бы подробнее остановиться на технологии работы с нормативными актами на примере урока «Понятие нормы права» (9-й класс). Соответственно развивающим целям урок состоит из двух частей.

В первой части учащиеся работают с понятиями «закон», «конституция», «право». Цель данной работы, которая может проводиться разнообразными способами в зависимости от уровня подготовленности класса или его интересов, – подвести ребят к рассмотрению правовых проблем не только с позиции определенных законов, но с точки зрения внутреннего содержания составляющих их частей.

Работа над новым материалом начинается с фиксации на доске одной правовой нормы из названных учащимися законов. Это может сделать учитель. Например, он пишет: «Граждане РФ, достигшие 18 лет, имеют право голосовать и быть избранными. Лица, препятствующие этому, наказываются по закону». Или можно вызвать к доске ученика, и он предложит свой вариант правовой нормы.

Зафиксированная таким образом норма будет служить первым «опытным образцом» для детального разбора любой правовой нормы.

Далее, в технической части работы учитель объясняет структуру правовой нормы и ее виды. После этого норма, записанная на доске, подробно, с комментариями учащегося, разбирается, определяется ее видовая принадлежность.

Во второй части урока учащиеся самостоятельно работают с текстами правовых норм. При объяснении структуры правовой нормы необходимо договориться с учениками о схематическом обозначении частей нормы права, например: гипотеза – прямая черта; диспозиция – двойная черта; санкция – волнистая линия. Нормы выбирает учитель, исходя из объема пройденного материала или с учетом иных задач. Можно предложить ученикам выдержки из семейного, трудового, гражданского или уголовного кодексов, с которыми они не знакомились, но которые, по мнению учителя, важны (или нужны ученикам в качестве дополнительной информации для ответов на следующих уроках).

Работа с выдержками из нормативных актов может вестись как в группах, так и индивидуально. Учащиеся могут быть вызваны к доске, если предложено несколько вариантов и т.д.

В заключительной части работы ученикам предлагаются ситуации, на основании которых они должны придумать правовые нормы определенных видов: запрещающие, разрешающие и обязывающие. Нормы могут предлагаться для регулирования отношений в классе, школе, дома и т.д. Эту работу лучше выполнять по группам: каждая разрабатывает свой вид правовой нормы. В конце урока учащиеся должны привести свои варианты ответов и обосновать свое решение.

В качестве домашнего задания ученикам можно предложить придумать по одному варианту запрещающей, обязывающей и разрешающей правовой нормы поведения в своем классе, уточнив при этом, что они будут единственными и самыми главными. Проверив это задание, учитель узнает о социально значимых предпочтениях в этом классе.

Ролевая игра как комплексная образовательная стратегия

Готовясь к повторительно-обобщающему уроку, учитель не должен забывать о главном – развитии познавательного интереса. С этой точки зрения оправдано проведение дидактических, ролевых игр. В ходе урока решается целый комплекс задач: формирование познавательного интереса, развитие творческого мышления, воспитание культуры общения учащихся. На эмоциональном фоне знания закрепляются более фундаментально, а главное, с удовольствием.

Проведение такого урока возможно после изучения тем «Избирательные системы», «Избирательные технологии». Цели урока-игры «Выборы президента» более чем серьезны:

1. Закрепление пройденного теоретического материала по темам «Избирательные системы», «Избирательные технологии».

2. Формирование практических навыков работы с правовым и политологическим материалом.

3. Формирование представлений о формах и процессах избирательных кампаний.

4. Воспитание гражданской позиции на основе правового решения проблем.

Подготовка к осознанному выбору начинается с первых минут изучения темы. Вводятся основные понятия: избирательный процесс, избирательные технологии, правовое обеспечение выборов. Предлагаются источники и литература.

Конституция РФ. 1993 г.

Федеральный закон о выборах Президента РФ.

Федеральный закон о гарантиях избирательных прав.

Лисовский И. Избирательные технологии. М., 2001 г.

Черный пиар. М., 2001 г.

Затем начинается работа. В уроке-игре участвуют две команды по шесть человек, выдвигающие своего кандидата в президенты, члены избирательной комиссии – три человека, особая группа анализа – три человека, зрители, они же избиратели, ведущий игры от детей, один или два помощника ведущего – учителя.

Игра включает в себя следующие этапы:

1) выдвижение кандидатов в президенты;

2) представление кандидатов и их программ;

3) критика программ оппонентов;

4) снижение коммуникативной эффективности противника.

На первом этапе команде из шести человек предлагается выдвинуть из своей среды кандидата в президенты, для этого предлагается заполнить настоящий «Подписной лист», создав себе любую ролевую легенду. Таким образом, кандидат может заявить себя в любом качестве, от летчика до сантехника, и пользоваться преимуществами выбранной роли. Подписные листы проверяются избиркомом до начала игры. Подписи собираются среди детей, являющихся добровольными избирателями.

Представление кандидатов и программ может проходить в форме личного, коллективного представления и даже без участия самого кандидата. Основное условие: программа кандидата создается командой заранее. Выступление команд в первую очередь рассчитано на избирателей, его также оценивают члены избиркома, в чью компетенцию входит наблюдение за законностью действий кандидатов, и группа анализа, которая следит за деятельностью всех участников, включая избирателей.

На стадии завоевания поддержки избирателей командам может быть предложено выдвинуть основной лозунг, сделать свою эмблему. Это необходимо сообщить командам заранее.

Основная часть урока разворачивается на этапе борьбы с соперником за голоса избирателей, главным условием которого является снижение рейтинга своего противника. Ведущий предлагает командам различные задания, время выполнения которых в пределах 3-4 минут. Например, задание может быть таким: «В ходе социологического опроса, проведенного СМИ, выяснилось, что за одну из команд будут голосовать более 50% молодежи и примерно 30% военнослужащих, готовых прийти на выборы». Необходимо выяснить реакцию обеих команд на явно фальсифицированный опрос.

Или «На сайты предвыборных объединений поступило сообщение о подкупе членов избирательной комиссии третьей стороной». При выполнении этого задания у команд есть хорошие шансы на приобретение дополнительных голосов избирателей.

Каждое задание оценивается избирателями отдельно: «за» – красными карточками, «против» – желтыми. В паузах между заданиями могут выступать члены избирательной комиссии, группа анализа или педагоги с пояснениями ответов на предыдущие задания.

Для более динамичного хода игры в нее можно внести элемент театрального действия, разыграв сцену посещения просителем кандидата, причем для кандидата это должно быть неожиданностью. Можно провести инсценировку пикета или митинга и попросить команды дать оценку этих действий.

Игра завершается окончательным подсчетом голосов и определением победителя. С коротким анализом выступает учитель.

Во время подготовки ребята узнают много больше, чем требует программа, а возможность перевоплотиться, пережить судьбу других людей, попытаться ее осмыслить – это несомненные составляющие успеха.

Технология проведения интегрированного урока

Особый интерес у меня вызывает разработка интегрированных уроков, так как расширение информативной базы, необходимой для усвоения целого в условиях определенной разобщенности учебных дисциплин, приводит к формированию отрывочной картины общественных отношений. Интегрированный урок меняет способы обучения от усвоения и запоминания фактов к обработке, структурированию, анализу и критике информации.

Фактически любой интегрированный урок задает высшие уровни мобилизации познавательной деятельности учащихся. Вынимая ученика из привычной для него заданности предметного курса, интегрированный урок предлагает ему новые ощущения, новые возможности для самореализации.

Основной задачей интегрированного урока гуманитарного цикла является формирование целостного представления об изучаемой проблеме, т.е. ее рассмотрение с позиций различных предметов. На первый взгляд может показаться трудным определить тему совместного урока, но практика показывает обратное. Существует достаточное количество тем, которые в принципе невозможно изложить силами одного учителя-предметника. Особенно остро эта проблема стоит в старших классах. Раскрытие материала по общественно-политическим системам, трактовка дефиниций, культурологических различий, изучение внутреннего мира и поступков человека будут в настоящее время однобокими в рамках одного предмета.

Интегрированный урок решает практически все заявленные цели. Для примера возьмем «проверенную» историческую тему «Конституционные проекты декабристов». В зависимости от возраста учащихся можно провести различные интегрированные уроки. В восьмых-девятых классах, наряду с традиционными историческими аспектами, вводится правовое понимание конституции как закона, раскрываются его особенности, рассказывается о видах конституции и о развитии ее принципов. В десятых-одиннадцатых классах, наряду с правовым материалом, рассматриваются политические режимы, приводятся аналогии с Конституцией РФ, идет работа с понятиями «республика», «конституционная монархия», «диктатура» в политологическом аспекте, могут привлекаться данные социологии. Ведь для соотнесения исторического проекта, написанного почти два столетия назад, и современного правового понятия, результатом которого должен стать вывод о степени соответствия конституционных проектов декабристов своему времени и реальности их воплощения, ученик должен применить особые навыки.

Научно-исследовательская деятельность

Наличие в лицейском учебном плане научных семинаров способствует реализации таких образовательных технологий, как научно-исследовательская деятельность учащихся и технология сотрудничества. Накоплен положительный опыт работы научных спецсеминаров. Например, являясь руководителем спецсеминара «История философии», я объединяю 6-7 человек, каждый из которых выбирает тему в русле общих проблем: «Социальная философия Константина Леонтьева»; «Платон и современность»; «Будущее современной цивилизации» и т.д. Работу спецсеминара можно условно разделить на два этапа:

1. Выбор темы, определение ее структуры и накопление материала. Встреча с руководителем носит общий характер. На первом занятии каждая тема сопровождается комментариями, определяется круг литературы и т.д. Следующее посвящено знакомству с научной библиотекой Саратовского государственного университета и ее возможностями. В это время семинаристы составляют первичную библиографию.

2. Написание доклада и обсуждение отдельных его разделов на занятиях. Несомненно, что такая совместная научная деятельность способствует углублению знаний учащихся и выработке серьезных навыков самостоятельного подхода к социально-гуманитарным проблемам. При этом происходит не только прямая передача информации от субъекта – педагога (более информированного) к субъекту – ученику, но возникает и обратная связь: от ученика-исследователя к педагогу – научному руководителю.

Партнеры работают на равных и уважительно относятся к научной позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и результаты его самореализации.

Итогом этой, как правило, двухлетней работы является участие в международной научно-практической конференции «Политика вокруг нас», других конференциях и чтениях, проводимых в городе, области, других регионах.

Создание среды для личностного роста лицеистов

Одна из особенностей лицейского образования – единство учебного и воспитательного процессов. Убедительным, на мой взгляд, доказательством этого служит исследовательская деятельность учащихся. Интеллектуальные умения и навыки формируются главным образом на уроке. Однако и внеурочная деятельность – благодатная почва для такой работы. В качестве примера можно выделить три направления, наиболее близкие для меня и моих учеников.

Первое – обсуждение группой учеников определенной проблемы. Практика показывает, что такие встречи пользуются популярностью, так как они проходят в азартном споре, насыщены информационным материалом, нестандартны и демократичны. Для некоторых учащихся ответ на вопрос, почему они приходят на такие встречи, один: «Интересно».

Пример нестандартного обращения ко мне как к педагогу и разработка подобной встречи.

Открытое письмо

Шарову Сергею Олеговичу

от учеников 10-го «А» класса

МОУ ЛГН

Уважаемый Сергей Олегович, мы (Грендыш Алексей, Наумов Клим) от лица всего класса просим вас удовлетворить наше желание. В последнее время в средствах массовой информации появилось много статей и передач, посвященных теме «Реформа русского языка». Но в силу предвзятого и необъективного рассмотрения данной проблемы СМИ мы просим вас прочесть лекцию, которая раскрыла бы суть и содержание данного преобразования. Нас не интересует время проведения этого занятия, мы с удовольствием останемся после уроков для прослушивания данной информации.

Мы не можем полностью полагаться лишь на СМИ, но вас мы считаем вполне уважаемым и авторитетным преподавателем, который в силах объяснить нам закон «О государственном языке РФ». Поэтому просим воплотить наше желание в жизнь.

С уважением,

Грендыш, Наумов.

8.02.2003 года

Предварительный этап (подготовка) заключается в ознакомлении учащихся с законом, небольшие размеры которого позволяют вывесить его на информационном стенде в любом классе или оставить в специально отведенном месте. Далее необходимо определить по крайней мере две группы: сторонников и противников данного закона. Если у ребят есть опыт участия в таких мероприятиях, они делают это самостоятельно, в противном случае составляется список, куда учащиеся самостоятельно заносят свои фамилии. К двум основным группам могут прибавиться и любые другие (было бы желание). Например, всегда могут найтись желающие попасть в группу с названием «Нам по барабану» или «Мы пришли посмотреть на Диму» и т.д. Необходимо сразу обратить внимание на то, что наличие таких групп требует от учителя особого внимания. Основной задачей будет являться вовлечение этих групп в общую дискуссию и в идеале их вхождение в одну из основных групп.

Материал, предлагаемый к обсуждению в группах, полностью зависит от целей и задач, которые ставит учитель. Можно организовать обсуждение после просмотра видеофрагментов с выступлениями представителей политической элиты, эстрадных артистов, театральной постановки и т.д. Далее возможна работа с газетными и журнальными публикациями, художественными произведениями разной направленности. Также могут использоваться материалы на аудионосителях и ресурсы интернета.

Во время предварительного этапа необходимо определить помощников для проведения внеклассного мероприятия. Это несколько человек, которые будут представлять заготовки учителя. Два человека обязательно должны быть из основных групп. Именно эти помощники могут заранее собрать доводы команд в поддержку того или иного мнения и тем самым заранее подготовиться к возможным поворотам в дискуссии или же построить весь ход обсуждения поднятой проблемы.

Непосредственно само мероприятие начинается с вводного слова учителя, в котором раскрываются особенности рассматриваемой проблемы, дается анализ этого закона, он сравнивается с аналогичными законами в других странах. Выводится общая, характерная проблема и показываются пути ее решения. В начале этой дискуссии я сравнивал принятый закон с французской концепцией развития и защиты родного языка.

Перед учащимися ставятся две основные проблемы: первая – важность и актуальность закона, вторая – анализ соотношения политических пристрастий по поводу введения закона в действие. Вторая требует от учителя глубокого анализа современной политической конъюнктуры, поэтому ее можно заменить на проблемы противоречивости содержания закона и несоответствия его современным реалиям.

Заканчивается обсуждение подведением итогов по двум поставленным задачам. Навязывать учащимся определенный выбор в этом мероприятии не следует. Свобода перехода из одной группы в другую в процессе обсуждения сохраняется, но это не означает, что большая группа победила. Победителей на подобного рода мероприятиях быть не может. Учитель может кратко проанализировать работу групп и сделать вывод о наличии поднятой проблемы на уровне государственной политики.

Если первое направление внеурочной деятельности основано на интересе детей, то второе связано с формированием данного интереса в рамках моей работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Эта деятельность базируется на традиционных положениях воспитания ответственной, самостоятельной личности, ориентирующейся в своих повседневных поступках на нормы права как универсальную и современную модель поведения человека. Эта работа проводится в форме свободных бесед-рассуждений, деловых и интеллектуальных игр, развивающих семинаров и лекций. «Годовой план работы». (См. таблицу).

Третье направление – это работа органов ученического самоуправления; подготовка избирательных кампаний. Очень важны для формирования гражданского правового поведения и сами выборы. Избирательная кампания должна быть моделью, приближенной к реальности. Начинается она с создания избирательной комиссии и назначения даты выборов.

Всем членам коллектива обеспечивается свобода агитации за своих кандидатов, возможность использования любых средств распространения информации – листовки, плакаты, встречи и т.д. Важным условием, указанным в Положении о выборах, является запрет в ходе агитации на унижение чести и достоинства кандидатов.

В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все выдвинутые кандидаты. Важно обеспечить объективность при подсчете голосов и исключить малейшие подозрения на несправедливость и неравенство. Эта деятельность отмечена положительными отзывами Избирательной комиссии Саратовской области.

Мы считаем организацию ученического самоуправления важной составляющей воспитания современного гражданина, которая позволяет приобрести первый политический опыт, опыт взаимодействия и взаимоприятия ценностей.

Сергей ШАРОВ, учитель обществознания лицея гуманитарных наук г. Саратова, финалист конкурса «Учитель года России-2003»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте