– Трудовая деятельность, защита Отечества, продолжение рода человеческого – все это требует развития физической культуры, здоровья. Мы с коллегами обсуждали стандарт образования по физической культуре, в целом он понравился. Ксерокопию уже положили “под стекло” на стол – это наше руководство к действию, поэтому должно быть на виду.
Однако некоторые вопросы к разработчикам у нас есть. Волнует невозможность выполнения стандарта по объективным причинам. Например, из-за изменения климата и недостаточной оснащенности. Последние годы в нашей области зимы очень теплые, снега мало и кататься на лыжах все проблематичнее. Доходит до абсурда: зима, а мы занимаемся играми в спортзале и ждем снега. Только выпал – дети срочно несут из дома лыжи, чтобы прокатиться один раз и сдать нормативы. О каких нормативах может идти речь?! И потом. Лыж в школах просто нет. Старые давно сломались, а новые так и не купили, денег нет. В семьях та же картина. У нас сейчас все рвутся купить компьютер, а спортинвентарь на втором плане. Остается надеяться, что для разных широт и климата будут еще какие-то дополнения или разъяснения, возможно, сопроводительные письма в регионы. Я помню, раньше учитель имел право ввиду явной невыполнимости программы по собственному усмотрению изменить пятую часть программы. Есть ли это сейчас? Из проекта стандарта непонятно.
У нас в школах повышенный травматизм! Это говорят и врачи, и учителя. В итоге сегодня мы с детьми в основном занимаемся играми и легкой атлетикой. Первое – в спортзале, второе – на воздухе. Хорошо это? Не думаю. Простой пример. Один мой ученик занимался баскетболом и имел очень хорошие показатели в этом виде спорта. Играл за городскую команду, даже ездил на региональные соревнования. Но когда его попросили подтянуться на перекладине, он не смог этого сделать! Даже отжимания для него были проблемой. У него тренированные ноги, дыхание, точность попадания – и больше ничего. Он не получил комплексного развития, лишь накачал определенные мышцы. В школах ситуация с гимнастикой такая же, как у этого мальчика с силовыми упражнениями. Из-за плохой материальной базы гимнастика не развивается, остается одна лишь легкая атлетика да еще игры.
В стандарте на физическую культуру добавлен один час в неделю. Это хорошо и давно необходимо. Но совершенно непонятно, откуда этот час возьмется, за счет чего и учитывать ли его в расписании. В учебных планах на этот год осталось по два часа в неделю. Третий час вынесли за сетку Базисного учебного плана и вроде бы объявили внеклассным занятием. Но когда мы смотрим и оцениваем объемные показатели, то непонятно, почему часы физической культуры при расчете предельно допустимой физической нагрузки не учитываются вообще.
Не секрет, что сейчас очень большой процент заболеваемости детей. Одно время на уроках физкультуры детей делили на основную группу и подготовительную. В нее могли, например, входить ребята со сколиозом или какими-то заболеваниями внутренних органов. Для них была щадящая гимнастика, в некоторых школах и лечебная физкультура. Была корригирующая, лечебно-профилактическая гимнастика. Дети приходили со своими ковриками и занимались посильной и полезной физкультурой. Я не увидела в стандарте “разводку” на эти группы.
Нормативы в нашем предмете распределены очень четко. И в связи с этим часто возникает проблема хорошистов и отличников. Дети не выполняют эти нормативы, но в то же время обязаны сдавать экзамен по физкультуре. И получается зачастую так: у ребенка по всем предметам “5” и “4”, а по физкультуре “3”. Для медалистов порой единственная четверка – по физкультуре. Ну а если он не может лучше? Ведь наши нормативы для здоровых детей, которых у нас сейчас мало. Как быть? Еще вопрос. Сейчас во многих школах популярна валеология. Хотя мнения на этот счет противоположны: одни говорят, что она необходима, другие, что нет. Стандарт не дает ответа, нужны эти знания или нет. Многие учителя считают, что нужны.
Марина ЗВЯГИНА,
учитель физкультуры
Воронеж
Комментарии