Цель: Через анализ событий второй половины ХIХ века привести ребят к пониманию той ответственности за судьбу страны, за судьбу своего народа, которая ложится на политических руководителей государства. На примере общественных движений показать, какую важную роль играет воля народа и каждого его представителя в процессе реформирования государства даже в условиях монархической России. Глубоко изучив земскую, судебную и другие реформы, сформировать у ребят уважение к таким демократическим и правовым ценностям, как избирательное право, неприкосновенность личности, свобода волеизъявления и т.д. Научить детей полноценно анализировать современные политические и социальные явления, сравнивая их с явлениями прошлого. Формировать у ребят умение выстраивать причинно-следственные связи, оценивать исторические факты, знакомясь с либеральными реформами Александра II.
Оборудование
Документы: высказывание помещика А. Унковского.
Ход урока
Учитель: Перед вами на доске высказывания двух общественных деятелей ХIХ века. Первое принадлежит русскому философу Петру Чаадаеву, второе – австрийскому поэту Р.-М.Рильке. Эти высказывания объединяет то, что они посвящены России. А отличает то, что они противоположны по сути. Ознакомьтесь с ними.
Чем же они отличаются друг от друга?
Какое из них верно? Ответить на этот вопрос сразу невозможно, да и не нужно, скорее всего, в каждом из них есть частица правды, наша с вами задача, после того как мы познакомимся с материалом нашего урока, выбрать из них то, которое более всего заслуживает быть эпиграфом к сегодняшнему занятию. В конце урока вы мне свой выбор назовете и обоснуете.
В 1892 году в свет вышла книга известного историка, публициста Григория Джаншиева «Из истории великих реформ. Историческая справка», посвященная реформам 60-70-х годов ХIХ века. С тех пор это название стало нарицательным. Цель нашего – урока разобраться, действительно ли эти реформы можно считать великими или нет? Являются ли они прогрессом, или это регресс.
Вспомните, к чему призывал К. Кавелин в своей работе «Записка об освобождении крестьян». Каков, по его мнению, должен быть результат реформ? («На пятьсот лет внутренний мир»).
Дополнительный факт. Через сорок лет после великих реформ вспыхнула первая русская революция. А еще через десять лет Российской империи не стало. Как быть теперь? Что же это за реформы? Во благо они или нет? Давайте разберемся.
Изучение нового материала
Вспомните тему предшествующего урока и ответьте на вопрос. Каковы причины отмены крепостного права в России? С какой целью это было сделано?
А вот многие либерально мыслящие люди, современники тех событий, так не считали. Давайте обратимся к документу.
Работа с документами: высказывание помещика А. Унковского.
Как обрисовывает автор положение русской деревни?
В чем, по мнению автора, главная причина такой ситуации?
Как относится Унковский к отмене крепостного права?
Какие выводы мы можем сделать исходя из этого документа? (Отмена крепостного права не решает всех проблем, требуется комплекс мер во всех сферах общественной жизни).
Обратите внимание на карту и назовите мне главную особенность Российской империи. Исходя из факта, чтобы добраться из Петербурга на Камчатку, в начале ХIХ века требовалось около 4 месяцев.
Как сказываются территориальные размеры России на управлении государством?
Как справлялись с этим?
а) киевские князья;
б) Иван Грозный;
в) Николай I.
Какие это имело последствия для страны?
Какой вывод можно сделать?
Как и что нужно изменить?
Давайте обратимся к высказыванию Унковского?
В чем главная причина бедственного положения русской деревни?
(Учащиеся делают вывод).
1. Реформа местного самоуправления.
Задание. Исходя из нашего предыдущего разговора самостоятельно сформулируйте причину начала реформы местного самоуправления.
«Дворянство не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль первого сословия империи в деле такой важности вышло жалкая и унизительная».
Возьмите за основу этот документ, оцените крестьянскую реформу с точки зрения дворянства.
Чем может компенсировать государство потерю власти над крестьянами помещикам?
Сформулируйте самостоятельно вторую причину введения местного самоуправления.
Самостоятельная работа с материалами учебника: прочитайте и выпишите в тетрадь названия органов местного самоуправления и их функции.
Составление схемы
«Система органов местного самоуправления в России во второй половине ХIХ века».
Объяснения учителя
Какие положительные последствия земской реформы вы можете назвать?
Как вы считаете, что можно отнести к недостаткам реформы?
Работа с раздаточным материалом
Какие теперь вы можете назвать недостатки реформы?
Сравните органы самоуправления современной России и земства конца ХIХ века, что общего и чем отличаются они друг от друга? Сделайте вывод, нужно ли самоуправление как таковое или нет?
2. Судебная реформа
Работа с документами. (Воспоминания помещика Унковского).
Какими функциями обладала исполнительная власть Российской империи в середине ХIХ века?
К каким последствиям это может привести?
Как исправить положение?
В чем опасность соединения исполнительной и судебной власти?
В чем минусы сословного суда?
Какое, по-вашему, главное условие справедливости суда?
Ролевая игра
«Справедливый суд»
Ситуация 1. Преступник и судья (выбрать участников).
Условия: Судья должен осудить преступника, если уже его вина доказана следствием.
Как вы считаете, справедливо поступит судья или нет? Какое решение он примет?
Ситуация 2. Преступник и судья.
Условия: Судья должен осудить преступника, если уже его вина доказана следствием, но преступник в прошлом, рискуя собой, спас жизнь судье или его детям.
Каково будет решение сейчас? Легко ли будет принять решение судье?
Вывод. (Любое решение человека субъективно).
Как исправить ситуацию? (Сделать так, чтоб решение принималось не одним человеком, а группой людей, тогда решение будет объективно и справедливо).
Объяснения учителя: разбор основных положений судебной реформы.
а) участие присяжных заседателей;
б) состязательность суда;
в) гласность и открытость суда.
г) независимость.
Сравните результаты земской и судебной реформы?
Какая из них носила более завершенный характер?
В чем это проявилось?
Объяснение учителя: Недостатки судебной реформы.
Подведение итогов
Можно ли считать преобразования второй половины ХIХ века прогрессом?
Чем объяснить то, что Россия через сорок лет после реформ оказалась на грани революции и пала после одной из них?
Какие выводы мы можем сделать для себя?
Какое же высказывание вы возьмете эпиграфом к уроку? Объясните свое мнение.
Домашнее задание
Сочинение-размышление «Возможен в России прогресс или нет?».
Павел ЖДАНОВ, учитель истории и обществознания, Астрахань
. (Воспоминания помещика Унковского).: разбор основных положений судебной реформы.
Комментарии