search
main
0

Жажда общественного служения

Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют особую актуальность знающих, активных граждан. Укрепление основ государственной и общественной жизни зависит во многом от участия молодежи в политической жизни, от политической и правовой культуры будущих избирателей. Общество крайне нуждается в компетентных гражданах, принимающих демократические ценности и ответственных за свой выбор, обеспокоенных будущим страны. Гражданская компетенция учащихся заключается в готовности применять знания о праве, политике, обществе, государстве, политико-правовых умений и навыков. Она направлена на грамотное поведение молодого человека в различных политических, правовых и общественных ситуациях.

Есть мнение!

Процесс формирования гражданской компетенции может и должен осуществляться в деятельности, ибо при этом происходит совершенствование знаний, приобретение умений и навыков, что делает подростков участниками общественной и политической жизни. Они не только обсуждают различные проблемы, стоящие перед обществом, но и готовы их решать.

Наиболее эффективным способом формирования гражданской компетенции является на сегодня участие в социально-образовательных проектах. И это наглядно продемонстрировала V Всероссийской акция «Я – гражданин России».

Проекты, разработанные ребятами, свидетельствуют о том, что в ходе их подготовки и реализации происходит освоение всех компонентов, которые включает в себя гражданская компетенция:

Правовой компонент: знания о правах и обязанностях гражданина, основных правовых документах, законах; умение анализировать тексты нормативных правовых документов с точки зрения реализации и защиты прав человека, высказывания собственной точки зрения с использованием правовых норм; готовность к реализации индивидуальных и общественных прав и обязанностей, не нарушая прав и свобод других людей, к использованию механизмов защиты прав человека на местном, региональном, государственном уровнях.

Политический компонент: знания об органах государственной власти, принципах организации местного самоуправления, формах политического участия граждан в управлении государством; умение критически оценивать материалы СМИ, сопоставлять информацию из различных источников и делать самостоятельные выводы; готовность к осознанному пониманию участия в политической жизни страны.

Общественный компонент: знания о сущности явлений, происходящих в обществе, о гражданском обществе и его институтах, понимание социальных проблем; умение устанавливать конструктивные отношения с людьми, формулировать рационально обоснованное мнение по существу социальных проблем, готовность к коллективному решению социальных проблем, к деятельности, которая направлена на служение обществу, участие в органах местного самоуправления.

Школа и общество

Защита проектов

Проекты, которые были представлены на финале V Всероссийской акции «Я – гражданин России», оказались глубокими по содержанию, важными по замыслу.

Многие из них были связаны с 60-летием Великой Победы. Таков проект учащихся Кантемировского лицея Воронежской области «Память потомков». Он был нацелен на решение проблемы увековечения памяти узников фашистского концлагеря, находившегося на территории их района в годы Великой Отечественной войны. На этапе сбора информации участники проекта узнали об органах государственной власти и местного самоуправления и выпустили памятку для будущих проектировщиков из других школ района.

Учащиеся центра образования №1863 г. Москвы поставили перед собой благородную и в то же время реалистичную цель – организацию конно-реабилитационных занятий для детей-инвалидов Южного Бутова и назвали свой проект «Преодоление». В ходе работы ребята многое узнали об органах государственной власти г. Москвы (Московской городской думы, правительства Москвы, префектуры, управы) и их полномочиях, научились анализу информации в печати, касающейся проблемы помощи социально незащищенным слоям населения, в частности детям-инвалидам.

«Счастьем поделись с другим!» – так считают учащиеся средней школы №1 города Александрова Владимирской области. Целью их проекта стала помощь малышам из детских домов города Александрова. В ходе работы они пришли к выводам: участие в решении проблемы обездоленных детей способствует повышению гражданской ответственности. Социальное партнерство формирует систему комплексного подхода к вопросу защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; практическое участие в реализации проекта обеспечивает успешный процесс накопления социального опыта. И это соответствовало действительности. Авторы проекта шлифовали не только знания и умения о правах и обязанностях родителей, основных правовых документах, законах о правах ребенка, но и наладили партнерские отношения с отделом социальной защиты населения своего округа. Выступили в качестве волонтеров, возродивших шефские традиции по оказанию помощи детскому дому. Заключили договор с руководством страховой компании о бесплатном страховании детей-сирот. По окончании проекта один из участников – Антон Виноградов высказал свое мнение: «Помогая детям, чувствуешь себя взрослым. Чем больше добра будет на земле, тем меньше зла. Давайте помогать тем, кто в этом нуждается. Мы – будущее России. Какой она станет – зависит от нас».

В городе Челябинске, в одном из микрорайонов, стоит памятник знаменитой в годы Великой Отечественной войны реактивной установке «катюше». К сожалению, завод «Челябинские строительно-дорожные машины» им. Колющенко практически прекратил свое существование, и памятник, над которым завод шефствовал, а также место, где он находится, с каждым годом приходят в упадок. Городские и местные власти перестали уделять ему должное внимание. Подростки из средней школы №17 назвали свой проект «Гвардейская слава». Создавая его, они изучили историческую литературу и провели социологический опрос. Решили внести свой вклад в благоустройство этого памятника в память о тысячах южноуральцев, которые в годы войны трудились на заводе, выпуская «катюши», так необходимые для фронта, для Победы. В ходе реализации проекта его создатели познакомили учащихся школы с историей создания памятника. Облагородили территорию, на которой он расположен. Провели встречи с ветеранами войны и труда. Разыскали участников сражений, одержавших победу с легендарной «катюшей». Оформили экспозицию в школьном музее по данному направлению. Но самое главное – в ходе проектной деятельности они научились устанавливать конструктивные отношения с жителями микрорайона и представителями общественных организаций, формулировать рационально обоснованное мнение по существу конкретной проблемы, требующей своего разрешения.

Ребята из далекого села Камлак Шебалинского района Республики Алтай решили создать школьную туристическую фирму «Ак-Кула». На этапе сбора информации они ознакомились с большим количеством нормативно-правовых документов, действующих в сфере туризма, овладели новыми информационными технологиями. Им удалось установить связь с властными структурами и различными организациями. При этом школьники научились высказывать свою точку зрения, отстаивать собственную позицию, адекватно вести себя в различных ситуациях. Так они оттачивали важные умения и навыки, необходимые гражданину, овладевали правилами социальной переписки, умением создавать собственные правовые документы. Учащиеся Камлакской средней школы поняли, что они как граждане России имеют право на создание общественной организации на базе школы. Под руководством педагогов ребята разработали устав школьной туристической фирмы, не противоречащий действующему законодательству и поддержанный вышестоящими организациями. Кроме того, участники проекта выпустили памятку «Посмотри со мной вокруг», в которой содержались рекомендации сверстникам, решившим организовать школьную турфирму. При планировании и создании проекта, по мнению ребят, важно сразу ответить на следующие вопросы: что вы хотите организовать? зачем вам это нужно? для кого вы это будете делать? кому это будет интересно? кто будет этим заниматься? за какой период вы рассчитываете внедрить свой проект? Ответив на них, можно заниматься разработкой и реализацией плана действий. Ребята советуют: «Будьте последовательны! Привлекайте сторонников! Обращайтесь в другие образовательные учреждения, общественные организации, к руководителям предприятий и хозяйств, расположенных в вашей местности, к местной власти: администрации села и района. И тогда ваш проект действительно будет полезен людям».

Воспитанники социально-реабилитационного центра «Росток» для несовершеннолетних из города Гаврилов Посад Ивановской области в честь 60-летия Победы поставили перед собой цель – создать «живой» памятник. Посадить березовую аллею в честь ветеранов – участников Великой Отечественной войны, проживающих в городе. Они назвали свой проект «Свет родных берез». Подростки поставили задачи: привлечь внимание общественности, пробудить интерес у сверстников к созданию других социально значимых проектов и гражданским инициативам. Во время работы участники проекта приобрели практический опыт, знания и навыки, необходимые для участия в социально значимых проектах. Прежде всего ребята изучили законодательную и нормативно-правовую базу. Проанализировали ряд законов и документов: Конституцию Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», закон Ивановской области «О защите прав ребенка», закон Ивановской области «О молодежной политике», Областную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации Ивановской области на 2002-2005 гг.», «Правила санитарного содержания и благоустройства населенных пунктов Гаврилово-Посадского района» – и убедились в том, что находятся на правильном пути, а закон дает им полное право на участие в решении социально значимых проблем по созданию нового природного объекта, способного, оставаясь памятником, решать ряд экологических и эстетических задач. Участников проекта в их стремлении поддержали представители Комитета Ивановской области по охране окружающей среды и природных ресурсов, Управления социальной защиты населения администрации района, Отдела экономики и предпринимательства района, а также жители и сверстники.

Опыт Всероссийской акции «Я – гражданин России» показал, что участие в социальном проектировании воспитывает у школьников чувство ответственности за положение дел в своем социуме, умение находить рецепты для решения локальных социальных проблем, сплоченно и компетентно действовать в команде, отстаивать свою позицию перед властными структурами. Участники финала в своих проектах доказали, что готовы к коллективному решению социальных проблем, умеют реализовывать свои права и способности на благо общества.

Зульфия МАЗЫР, методист Самарского регионального центра гражданского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте