search
main
0

Жаркий, литературный, родной…. Крымские каникулы тюменских педагогов

​С тем, что молодой учитель обязан развиваться, заботиться о своем кругозоре, заниматься самообразованием, не поспорит, наверное, никто. Однако не так-то это просто в сельской глубинке, вдали от столиц… Несколько лет назад мы говорили с лидером движения молодых педагогов Тюменской области Иваном Кайновым об изначально проигрышной ситуации, в которой оказывается учитель, который меньше путешествует и соответственно получает меньше впечатлений, чем его ученики из обеспеченных семей. Сегодня проблема, связанная с материальной составляющей учительского быта, как будто уже не так злободневна, зарплаты педагогов растут, и все же задача мобильности сельских жителей далеко не решена. Для них, не выезжавших дальше областного центра, сама идея отправиться хотя бы и по родной стране порой кажется невероятной авантюрой. Но ситуация, к счастью, не безвыходная: научить ребят не бояться дорожных трудностей, дать возможность за время отпуска побывать в местах значимых и дорогих для любого россиянина помогают культурно-образовательные туры, вошедшие в практику молодежного педагогического сообщества по инициативе Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки.

– Мы каждое лето проводим оздоровительные кампании, позволяющие педагогам области отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом, – рассказывает председатель ТМО профсоюза Валентина Худякова. – Что же касается нашей молодежи, то для нее важно не просто посетить популярные здравницы, но и совместить эмоциональную разгрузку отпускного периода с приобретением уникального личного опыта и знаний. С этой целью уже были организованы поездки на Урал, в Абхазию, в Сочи, в Санкт-Петербург с дальнейшим продвижением по пушкинским местам, а два года назад состоялось знакомство с достопримечательностями Крыма, тогда еще входившего в состав Украины.Поскольку природное и культурное богатство Крымского полуострова обеспечивает не только прекрасный оздоровительный эффект, но и неисчерпаемые возможности для духовного развития, мы решили туда вернуться и нынче. Культурно-образовательный тур был посвящен Году литературы в России и Году молодежи в Общероссийском Профсоюзе образования, хотелось ознакомить ребят с творческим наследием Антона Чехова, Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой, с живописью Ивана Айвазовского. В качестве основной базы мы выбрали небольшой курортный город Судак на юго-восточном побережье. Туристов со всего мира туда привлекают удивительное сочетание горного и морского воздуха, теплое море и пляжи из целебного кварцевого песка и, конечно, близость мест знаковых, тесно связанных с историей и замечательными именами России.За вдохновением – к морюВ крымский образовательный вояж со всех уголков Тюменской области, включая северные, отправились шестьдесят человек. Основной костяк группы составили активисты и председатели районных советов молодых педагогов и их сверстники, победители различных региональных конкурсов. О преимуществах выбранного направления мы опять же поговорили с Иваном Васильевичем Кайновым, который с ноября 2014 года, не слагая с себя прежних обязанностей, возглавляет Совет молодых педагогов при Общероссийском Профсоюзе образования.- Тема Крыма уже полтора года не теряет своей значимости. В разных частях страны люди по-прежнему радуются его присоединению и стремятся поддержать его жителей. Благодаря выбору нашего профсоюза нам представилась возможность ознакомиться с бытом крымчан и самим почувствовать их настроение.Самый первый день тура уже был переполнен впечатлениями. Можете себе представить, что двадцать четыре его участника до этого ни разу не видели моря, а восемнадцать впервые летели самолетом? Было очень приятно, что в составе группы оказалось одиннадцать семейных пар: если бы учителя не доверяли организаторам, вряд ли они позвали бы в путешествие свои «половинки». А между тем некоторые даже взяли с собой маленьких детей… Доверие – приятная оценка в нашем деле.Нам хотелось, чтобы каждый из десяти проведенных на побережье дней был наполнен особенным смыслом и содержанием. Всем известно, как многолюдны в сезон отпусков черноморские пляжи. У ребят был выбор: поискать местечко в гуще народа, где яблоку негде упасть, или забраться в пустынный уголок, устроиться на горячих камнях и слушать, как кричат чайки и шумит прибой. Ведь именно за уединением и вдохновением, за возможностью провести хотя бы какое-то время в беседах лишь с близкими и самыми любимыми людьми сюда еще в XIX веке съезжались российская интеллигенция и члены аристократических фамилий.Успех любого путешествия не в последнюю очередь связан с местами предстоящих остановок – это нам тоже хотелось донести до участников тура. Профсоюз берет на себя оплату дороги, проживания и отчасти питания и экскурсионного обслуживания и, насколько возможно, контролирует качество этих услуг, принципиально отдавая предпочтение ретрогостиницам или литературным отелям, а не турбазам. В прошлом году, посещая Пушкинский музей-заповедник, мы поселились в комплексе «Арина Родионовна», где даже вне туристического сезона номера бронируются за несколько месяцев до заезда. Нынче в Судаке выбор пал на отель «Форум»: наши парни и девушки были приятно удивлены уровнем гостиничного сервиса. Там же благодаря табличкам-напоминаниям они узнали о всемирном движении за сбережение водных ресурсов. Живущие на берегах полноводных рек сибиряки об этой проблеме не задумываются, а в засушливом Крыму каждая капля чистой воды на вес золота.Ангелы-хранители чеховской дачиПервая из больших литературных встреч у тюменцев состоялась на третий день после перелета. Немного отдохнув с дороги и поближе сведя знакомство с Судаком и его главной достопримечательностью – Генуэзской крепостью, они отправились в Ялту, чтобы посетить знаменитую Белую дачу, Дом-музей Антона Павловича Чехова.- Будучи поклонником чеховских пьес, я не открывал для себя до конца всей прелести его прозы, пока здесь, на пороге Белой дачи, не познакомился с нынешней хранительницей музея Леокадией Адольфовной Бусловской, – признается Иван Кайнов. – Меня покорила ее манера держаться: и осанка, и требовательность к посетителям, пришедшим в мемориальное место, и по-хорошему строгий взгляд. Восхитило то, как она чувствует группу у себя за плечами. Внимание наших девушек привлекли красивые хрустальные предметы в серванте. Не успели они задать вопрос, она, все еще стоя к ним спиной, пояснила: «Подставки для вилок». Позже многие ребята со мной согласились: сюда идешь взглянуть на жилище знаменитого человека, а возвращаешься, чтобы послушать Леокадию Адольфовну. Это одна из задач наших туров – общение с людьми-созидателями, творцами, хранителями, патриотами…Узнав, что Белую дачу собирается посетить группа учителей из Сибири, Леокадия Бусловская приготовила своим гостям замечательный подарок. Она пригласила на встречу Аллу Васильевну Ханило, почетного гражданина Ялты, заслуженного работника культуры Республики Крым и первую заведующую музеем. Эта удивительная женщина на пороге своего девяностолетнего юбилея по-прежнему желанный рассказчик и собеседник для всех ценителей русского слова. Достаточно сказать, что она была знакома с выдающимися деятелями культуры, в том числе с Максимом Горьким, Константином Паустовским, Иваном Козловским, а вещи Чехова, ставшие основой музейной экспозиции, лично принимала из рук его сестры Марии Павловны.- Внутри дом выглядит так, как выглядел, наверное, еще при жизни Антона Павловича: Алла Васильевна всегда очень жестко боролась с любым новоделом. Ее слушались даже упрямые электрики, когда она запрещала им размещать у всех на виду современные световые приборы… О чем она говорила с ребятами? О сохранении памяти: о том, например, что многочисленные «чеховеды» сегодня дают неверную оценку его личности и отношениям, которые его связывали с Ольгой Леонардовной Книппер. «Письмам надо верить, – посоветовала она, – их строки лучше всего скажут вам о подлинных чувствах». Вспоминала Алла Васильевна и о драматических событиях Великой Отечественной войны: о том, как сюда пришли немцы, которые на первых порах вели себя довольно прилично, уверенные, что в Крыму они останутся хозяевами, и о том, каких трудов стоило спасти дом во время бомбежек, когда их расчет не оправдался. Очень интересным, кстати, стало наблюдение одного из наших активистов Константина Иванова, учителя истории. Глубоко изучая быт военного периода, он заметил, насколько ювелирно выполнены принадлежавшие Антону Павловичу медицинские инструменты – хоть сейчас бери и оперируй. Особенно в сравнении с топорным инвентарем, которым приходилось пользоваться хирургам в советских госпиталях…Военная тематика, естественно, не могла не остаться незатронутой во время этой поездки: сама здешняя земля служила постоянным напоминанием об ожесточенных крымских сражениях и годах вражеской оккупации. С поэзией тех грозных и горьких лет день за днем знакомил своих молодых коллег заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1993», кавалер почетного знака «Общественное признание», профессор Брянского государственного университета Олег Парамонов. Это, кстати, еще одна традиция образовательных туров – приглашать в путешествие наставников и экспертов, непосредственное общение с которыми способно дать молодежи нравственные и профессиональные ориентиры.- Мы познакомились во время областного конкурса «Педагог года», где Олег Геннадьевич выступал в качестве председателя жюри, – рассказывает Иван Кайнов. – С момента своей победы он, кстати, остается бессменным членом жюри этого конкурса на российском уровне и постоянно выезжает с мастер-классами в различные регионы страны и за рубеж. Еще пишет прекрасные стихи и выпустил уже пять собственных книг. Признаюсь: нечасто мне приходилось видеть литератора, так хорошо знающего и любящего советскую поэзию. Мы с удивлением узнали, что он лично встречался с Ниной Николаевной Грин, вдовой Александра Грина, был знаком с Давидом Самойловым и Степаном Щипачевым, поддерживает теплые отношения с Евгением Евтушенко. Будучи инициатором знаменитого проекта «20‑й век глазами русских поэтов», Олег Геннадьевич много говорил с ребятами об умении правильно воспринимать поэтические произведения. Начало захватившей всех дискуссии положила знаменитая строчка Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт…», которую Олег Геннадьевич продолжил поэтическим экспромтом:Был творец, а сделался мессией,Неземным наставникам под стать.Так сложилось, что поэт в России -Больше, чем поэтом хочет стать.Жаль, не понимает он при этом,К вещему пророчеству стремясь,Что перестает он быть ПоэтомБольше, чем поэтом становясь.Мы рассуждали: а не теряется ли поэзия как самостоятельная ценность, когда на первое место выходит это самое «больше»? И разве не то же сегодня происходит с нами, когда от нас требуют быть «универсальными солдатами» и «сверхучителями»? Нам придумывают профстандарты, ждут научных знаний, углубленного изучения этики и психологии, заваливают бумажной работой. А ведь даже заполнение электронных и бумажных журналов – это дополнительная нагрузка, которая поглощает внимание и время, отрывает нас от учеников… Правильно ли все это? Может быть, пора вернуться к мысли, что главное в учителе – его моральные качества и любовь к профессии? А вместо постоянных и однообразных методических консультаций хотя бы раз в год заказывать чартер и на несколько дней вывозить педагогов туда, куда сами они в текучке дел вряд ли соберутся: в Карелию, в Санкт-Петербург, на море. Важно ведь и то, что такие поездки позволяют нам взаимодействовать с коллегами из других регионов непосредственно, а не через социальные сети. Ребятам было очень приятно, когда с ярким приветственным словом к ним обратилась Екатерина Ивановна Волкова, председатель Крымской республиканской организации Профсоюза образования, а по чеховскому саду «вечной весны» с нами гуляла Анна Володина, председатель Совета молодых педагогов Крыма. Во время встречи обсуждались проблемы, общие для молодежи различных регионов страны, следовательно, закладывались основы будущего сотрудничества. И оно, как нам кажется, может оказаться плодотворным, невзирая даже на тысячи километров, которые разделяют Западную Сибирь и Черноморское побережье.Перешагнуть незримые границыПо мнению Ивана Кайнова, это маленькое путешествие позволило убедить его участников, что рамки (не только территориальные, но и социальные, и профессиональные) – понятие условное и легко преодолимое, когда речь заходит о том, что принято называть личностным ростом. Не секрет, что крестьянские корни не помешали Антону Чехову стать одним из виднейших российских интеллигентов, а примеры наших современников, открытых к общению и дружбе, и подавно стимул для пробы собственных сил.- Удивительный образец увлеченного и яркого экскурсовода продемонстрировал Вадим Александрович Шушунов, научный сотрудник Дома-музея Максимилиана Волошина «Киммерия» в Коктебеле. И стихи он читал самозабвенно, и на любой вопрос готов был дать исчерпывающий ответ. Он провел нас по всем мемориальным комнатам дома Волошина, которые недоступны для широкого круга посетителей. Когда познакомились ближе, оказалось, что он актер народного театра, многодетный отец, заядлый турист, а еще глубоко верующий человек…Шаг за шагом Крым покорял и влюблял в себя тюменцев. Вместо того чтобы лишний часок полежать на пляже, ребята срывались то в Севастополь, то в Бахчисарай, то в Херсонес, осматривали Ласточкино гнездо и Ливадийский дворец, много общались с местными жителями. Каждый подмечал и запоминал свое: как положена старинная кладка домов, как организовано музейное пространство, как растет семисотлетний можжевельник. Видели и суровый грабово-буковый лес из военной юности Юлии Друниной…- Мы побывали на могиле Юлии Владимировны и ее мужа Алексея Каплера. Кладбище поросло фруктовыми деревьями, могилы буквально утопали в опавших плодах и ягодах. Одна наша учительница ладонями собрала пыль с надгробной плиты и сухие ветки от дерева. Это было очень трогательно и значимо, ведь каждое такое прикосновение позволяет человеку внести хотя бы маленький вклад в сохранение памяти, отдать дань традициям. И эти пережитые эмоции обязательно найдут выход во время их будущих уроков, заставят больше думать о духовной составляющей педагогического труда, а не о том, как бы добиться от работодателя дополнительных выплат.Отличную практику поездка дала нашим педагогам и как будущим организаторам детского досуга. Они не только научились сами планировать маршруты, но и договаривались с туристическими агентствами, экскурсоводами, водителями, нередко добиваясь от них значительной скидки. Беседы на профессиональные темы становились все ярче и оригинальнее даже в самой своей подаче, например, обсуждение льгот и гарантий молодым учителям, оказалось, прекрасно зазвучало в контексте поэзии Волошина, а к нашим деловым бранчам (дискуссионным завтракам), немного понаблюдав за ними, решили присоединиться дирекция, отдыхающие и персонал отеля «Форум».Замечательная возможность выпала и тем из ребят, кто стремился продемонстрировать свои таланты – профессиональные и не только… Сургутянин Чингиз Ганжеев играл на варгане, тоболяк Денис Распускалов – на гавайской гитаре. Инна Баева, учитель музыки из Надыма, анализировала речь экскурсоводов с позиции ее музыкальности и поделилась своим увлечением – звонить в колокола местного храма. Кристина Гейн из Голышманово рассказала о мотивах любви в произведениях Александра Грина. Учительница из Ишима Анна Троегубова по пути в Ялту нарисовала портрет Олега Геннадьевича Парамонова с натуры, в автобусе. Это было по дороге в музей «Белая дача» А.П.Чехова. Как оказалось, дедушка Анны, художник, много лет назад писал портрет Антона Чехова, который заезжал в Тюмень во время своего путешествия по Сибири.- Как один из итогов минувшего лета, – заключил Иван Васильевич, – мы почувствовали, насколько сплоченнее стал наш совет. Если раньше мы с трудом находили компромиссы и далеко не всегда могли между собой договориться, нынче большинство из нас постарались проявить свои лучшие качества. Образовался круг друзей, умеющих слушать собеседников и вести диалог, а следовательно, способных отстоять свое мнение в школьном коллективе и сдвинуть с мертвой точки прежде непосильное дело. Многие стали заметно внимательнее и добрее и друг к другу, и к окружающим. Когда одной из девушек после перелета вернули испорченный багаж, остальные собрали деньги, чтобы она могла купить себе новые вещи. Неравнодушие – важное качество для любого человека, тем более для молодых лидеров профсоюза.МнениеМарина СЕЛИВЕРСТОВА, учитель английского языка, Тюмень:- Постоянное самообразование и поддержание себя в культурном «тонусе» – это особенность и, пожалуй, преимущество учительской профессии. Лето же не только лучшее время для активного отдыха, но и возможность погрузиться в любимый мир писателей, художников, музыкантов… Культурно-образовательные туры, уже на протяжении 5 лет организуемые Профсоюзом образования Тюменской области совместно с Советом молодых педагогов, позволяют активным и талантливым учителям совместить отдых с личностным развитием, которое, можно с уверенностью сказать, всегда отражается на качестве уроков и внеклассных мероприятий. И дело не только в общем впечатлении или новом восприятии произведений Чехова, Пушкина: известно, что атмосфера места меняет человека, позволяет ему вдуматься, всмотреться в ранее неизведанные грани своей личности. Судя по отзывам участников туров, самое ценное для них – возможность увидеть мир и общение с коллегами.Максим ГРИШИН, председатель Совета молодых педагогов Республики Марий Эл:- Давно знаю о том, что Совет молодых педагогов Тюменской области проводит культурно-образовательные туры. Этим летом мне посчастливилось увидеть это мероприятие своими глазами! Тур кардинально отличается от проектов для молодых педагогов в других регионах. Аналогов нет ни в России, ни скорее всего в мире! Примечательно и то, что туры носят систематический характер, количество участников из года в год возрастает. Огромное спасибо Совету молодых педагогов Тюменской области и Тюменской межрегиональной организации Общероссийского Профсоюза образования за реализацию идеи!Алена САФОНОВА, педагог-психолог, Ханты-Мансийск:- Учить должен развиваться, открывать новые возможности и горизонты, как духовные, так и географические. И такие мероприятия, как литературно-образовательные туры, – это прекрасная помощь педагогам в поисках себя и в личностном развитии. Они позволяют вдохновиться, отряхнуться от обыденности. В современных условиях школа выполняет помимо образовательной функции и воспитательную. А воспитывать можно только личным примером – лучше метода и приема не открыто по сей день. Дети захотят быть похожими на этого счастливого, разностороннего и увлеченного человека. Я желаю всем участникам литературно-образовательного тура, чтобы ученики равнялись на них.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте