search
main
0

Жаркая Мексика в центре Москвы

Закончилась выставка, посвященная волевой мексиканской художнице

В столичном Манеже закончилась выставка Viva La Vida, представляющая собой уникальную ретроспективу жизни и творчества двух знаменитых мексиканских художников – Фриды Кало и Диего Риверы.

«Слон и голубка»
Совместная биография Диего Риверы и Фриды Кало – это прежде всего неординарная история любви двух творческих людей.
Фрида, дочь фотографа-эмигранта из Германии и мексиканки с индейскими корнями, живущих в Мехико, в шесть лет переболела полио­миелитом, оставшись хромой на всю жизнь. А в восемнадцать угодила в страшную автобусную аварию, получив сильнейшие травмы позвоночника и костей таза. Целый год ей пришлось провести в гипсе, терпя жуткую боль. Тогда девушка и начала рисовать.
С известным художником Диего Риверой Фрида познакомилась, еще будучи подростком. Едва оправившись после аварии, она привезла показать маэстро свои работы. Диего оценил ее талант, и вскоре между ними начался роман. Двадцатилетняя разница в возрасте не смущала ни Диего, ни Фриду. В 1929 году пара поженилась. Окружающие звали их «слон и голубка».
Оба супруга обладали бурным темпераментом, и между ними постоянно кипели страсти и ссоры. И Диего, и Фрида заводили связи на стороне. Но все это только подстегивало их творческое вдохновение. Они не мыслили жизни друг без друга. Увы, из-за травм Фрида не могла выносить ребенка, и это наложило отпечаток на все ее творчество.
Фриде так и не удалось оправиться от последствий аварии. В 1953 году, вскоре после первой персональной выставки на родине, ей пришлось ампутировать правую ногу из-за начавшейся гангрены. В 1954 году 47‑летняя художница скончалась от воспаления легких. Диего пережил жену на три года.

«Да здравствует жизнь!»
Выставка в Манеже, организованная питерским Музеем Фаберже, насчитывает около сотни экспонатов, среди которых работы, привезенные из Музея Долорес Ольмедо (Мексика), а также произведения из коллекции внука Диего – Хуана Рафаэля Коронеля Риверы и из частных собраний Латинской Америки и Европы. Кроме того, здесь впервые представлены широкой публике произведения художников из запасников ГМИИ им. А.С.Пушкина и российских архивов.
Организаторы экспозиции разделили выставочное пространство на две половины. Правая посвящена Диего Ривере. Синий фон символизирует «Голубой дом» в Мехико, где жили супруги: его стены действительно были выкрашены синим. Половина Фриды Кало оформлена в терракотовых тонах, подчеркивающих связь с мексиканской землей.
Обоих художников привлекали коренная мексиканская культура, традиции доколумбовой Америки. Многие произведения изображают быт индейцев. На выставке даже представлены национальные мексиканские костюмы. Ничего удивительного: и Диего, и Фрида – потомки представителей коренного населения Мексики и никогда не забывали о своих корнях.
Творчество Риверы предстает в «синей зоне» во всем своем разнообразии: это и классические пейзажи, и кубические опыты, и зарисовки на национальную тематику… В центральном зале красуется политический памфлет Риверы «Славная победа», посвященный перевороту в Гватемале в 1954 году. Некогда художник подарил это монументальное полотно размером 2,6 на 4,5 метра Советскому Союзу.
Особый интерес представляет «русская тема». Странно видеть на полотнах мексиканского художника крестьянку с лопатой в ватнике («Женщина, убирающая снег») или девочку в тулупе, платке и валенках со школьным портфелем («Девочка с портфелем»). Кстати, у Риверы и Кало были особые отношения с Советским Союзом. Ривера впервые приехал в СССР на празднование десятилетия Октябрьской революции в 1927‑м. Рисовал Ленина, Троцкого, мечтал написать грандиозный портрет Сталина, однако советские власти не поддержали этот проект. Во второй раз художник посетил Россию уже после смерти Фриды, в 1955‑1956 годах.
Фрида никогда не была в России. Однако в 1954‑м, незадолго до собственной смерти, она написала «Автопортрет со Сталиным» в память о недавно скончавшемся «вожде народов».
Для Кало основным мотивом творчества являются личные переживания. Так, нерожденному сыну Фрида посвятила одно из самых трагичных своих полотен, написанное ею в 1932 году в госпитале Генри Форда в Детройте. На кровати в луже крови лежит обнаженная женщина, а рядом – соединенный с ней пуповиной мертвый младенец.
Название написанного Фридой натюрморта с арбузами «Да здравствует жизнь!» стало и названием выставочного проекта – Viva La Vida. Правда, на выставке этой работы нет. Зато есть очень похожая картина Диего с сочными дольками арбуза. Это одно из его последних полотен, возможно, написанное в память о Фриде. Хотя куда большее впечатление производит литография в традициях древних мексиканских кодексов, написанная Риверой в первую годовщину смерти жены. Лицо Фриды заключено в форму сердца, из сосудов которого брызжет кровь. Подпись под рисунком гласит: «Сегодня прошел год. Свету моих очей, моей маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте