search
main
0

Жанна ВОРОБЬЕВА, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ: Хорошее образование – это капитал

​- Жанна Владимировна, в своем выступлении на городском педсовете губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что в современном изменчивом мире петербургская школа является островком стабильности. Но все же эволюционные изменения в системе происходят. Что нового ждет педагогов, учеников и их родителей в новом учебном году?

– Петербургская школа  является носителем ценностей, которые не подвластны времени. Самое главное, что остается неизменным, – высокое качество и доступность образования для всех детей. Это бесценный капитал, накопленный многими поколениями петербургских учителей. Наша главная задача – его сохранить и приумножить, а также создать условия для дальнейшего инновационного развития. Впрочем, мне кажется, что это задача, которую ставят перед собой все региональные системы образования. С 1 сентября все наши дошкольные учреждения приступили к реализации нового стандарта дошкольного образования. Новый стандарт разработан для детей, нацелен на развитие ребенка с учетом его желаний, интересов, потребностей и способностей. Это не изменило систему дошкольного образования радикально, но мы определенно сместили акцент с обучения на всестороннее развитие и воспитание детей.Также в этом учебном году на обучение по новым федеральным стандартам переходят все пятиклассники. Внесены изменения в образовательную программу, проведено переоснащение учебных кабинетов, обучены педагоги.Новшества ждут и наших девятиклассников – теперь, как и три года назад, они будут сдавать четыре экзамена. Из них два обязательных – русский язык и математика – и два по выбору ученика. В 2016 году результат сдачи экзаменов по выбору не повлияет на получение аттестата. При этом есть очевидная польза для детей – сдача двух экзаменов по выбору даст им возможность понять правильность выбора профиля для дальнейшего обучения в 10-11-м классе.Судьба еще одного нововведения пока не решена окончательно, но мы прикладываем все усилия, для того чтобы реализовать задуманное. Речь идет об увеличении ассигнований на организацию питания школьников. Мы не только хотим сохранить все имеющиеся льготы, но и увеличить нормативную стоимость комплексного обеда. – В этом году городской педагогический совет прошел под девизом «Диалог поколений». Конечно, много говорилось о диалоге учителей разных поколений, обмене знаниями между опытными педагогами и молодыми специалистами. Но в школе главное, наверное, – это все-таки диалог между учителем и учеником. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель, чтобы этот диалог был максимально эффективным?- Один из участников городского педсовета довольно точно обозначил проблему взаимодействия между «цифровыми учениками и нецифровыми учителями». Конечно, это вопрос не только нашего времени, но сегодня, в эпоху стремительного развития информационных технологий и изменения в целом механизмов получения и обработки информации, проблема становится особенно актуальной. С профессиональной точки зрения учитель должен идти в ногу со временем, соблюдая баланс между инновациями и традициями. И в этом смысле очень важно, чтобы учитель умел не только учить, но и учиться. Молодые – у старших коллег, старшие – у молодых. Хороший учитель должен уметь вести этот диалог и извлекать из него пользу для своего дела. Постоянное самосовершенствование – обязательное условие профессионального роста педагога. Наша задача – поддерживать этот вектор.Если говорить о личных качествах учителя, то он должен быть для детей не только наставником, но и старшим товарищем, к мнению которого прислушиваются. Ошибочно считать, что это функция исключительно классного руководителя. Ребенок может потянуться к любому учителю, который покажется ему близким по духу. Хороший педагог не оттолкнет ребенка, а пойдет с ним на контакт, поддержит, поможет мудрым советом, убережет от детских ошибок.Можно долго перечислять качества хорошего учителя, но нельзя требовать, не предлагая ничего взамен. Труд педагога, безусловно, должен достойно оплачиваться. К настоящему времени нам удалось довести среднюю заработную плату учителя до уровня средней зарплаты по городу. Таким образом, с учетом предпринимаемых мер поддержки молодых педагогов решение человека прийти в профессию уже не имеет оттенка жертвенности. Работа педагога стала специальностью, которая приносит не только моральное удовлетворение, но и способна обеспечить его материальное благосостояние.- Уже не первый год накануне первого сентября разворачивают дискуссии о необходимости школьной формы, обсуждается возможность введения единого стандарта для всех школ. Какова сегодня позиция Комитета по образованию по данному вопросу?- В этом вопросе мы солидарны с Министерством образования и науки, которое поддерживает и стимулирует введение школьной формы. Министерство не ставит перед нами задачу одеть всех учащихся города одинаково, и мы также не видим в этом необходимости. Мы за то, чтобы предоставлять учреждениям возможность самим определять свой «фирменный стиль», подчеркивающий особенности каждой конкретной школы. Да, определенные единые требования к одежде есть. В частности, одежда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении. Она также должна соответствовать общепринятым нормам делового стиля, носить светский характер. Ученикам не рекомендуется ношение в государственных образовательных организациях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений и т. д. А более детальные характеристики одежды устанавливают сами учреждения образования. При этом общий вид одежды, ее цвет, фасон должны определяться с учетом мнения всех участников образовательного процесса, в том числе самих учеников и их родителей. Как правило, школы устанавливают общие требования к форме, например, белая рубашка и темно-синий костюм для мальчиков, белая блузка и темно-синяя юбка средней длины для девочек.Хотелось бы отдельно отметить, что школа определяет характеристики одежды, но не должна навязывать родителям продукцию каких-то конкретных производителей. Если какое-то предприятие готово предложить  для школы оптовую партию костюмов и сделать соответствующую скидку, это может быть действительно удобно и выгодно родителям. Но если произведенная таким образом форма оказывается слишком дорогой, родители имеют право самостоятельно найти и приобрести ту форму, которая их устраивает по качеству и цене, соответствуя при этом требованиям школы.- В этом году, судя по имеющимся данным, вновь вырос интерес к  профессиональному образованию. Что это – результат управленческих решений или веяние времени?- Это совокупность очень многих факторов, в том числе и этих. Сейчас отмечается высокий спрос на квалифицированных выпускников учреждений системы профессионального образования (СПО). Работодатели испытывают дефицит кадров, поэтому с радостью берут выпускников колледжей и техникумов на хороших условиях. Этим ребятам оказывается зачастую легче устроиться на хорошую, достойно оплачиваемую работу, чем выпускникам вузов. Люди не могут не видеть этой тенденции. Поэтому растет и спрос на профессиональное образование. В прошлом году на пять процентов увеличился прием на рабочие специальности, вырос конкурс на многие профессии. Аналогичный рост отмечен и в этом году. Реагируя на это, учреждения СПО расширяют спектр предлагаемых для освоения профессий, сокращая прием на невостребованные профессии.Кстати, в этом году мы сделали еще один шаг навстречу школьникам, которые выбирают профессиональные учебные заведения. В 19 профессиональных образовательных учреждениях была проведена процедура лицензирования программ основного общего образования. Теперь обучающиеся, которые пришли в колледж после 8-го класса, смогут получать не только свидетельство о профессии рабочего или должности служащего, но и при успешной сдаче ГИА аттестат об основном общем образовании (9 классов). При этом необходимые знания они будут получать на базе самого колледжа. За период 2014-2015 учебного года профессиональные образовательные учреждения  оборудовали учебные классы для реализации предметов основного общего образования, закупили необходимое оборудование, мебель, учебники.- Вы неоднократно говорили о том, что в Петербурге нет плохих школ – есть хорошие и очень хорошие. Но не все родители первоклассников соглашаются с этим, в результате чего желающих попасть в некоторые школы, считающиеся престижными, больше, чем они могут принять. Что делается сегодня для решения этой проблемы?- Еще несколько лет назад существовала проблема расслоения школ на престижные и не очень. Буквально три года назад пул наиболее востребованных образовательных учреждений состоял из 20 школ. На прошлом городском педагогическом совете губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поставил перед системой образования задачу выравнивания условий для получения высококачественного образования во всех школах. Для выполнения поставленной задачи мы оттолкнулись от понимания, подкрепленного результатами социологических исследований, что при выборе образовательного учреждения родители обращают внимание прежде всего на его оснащенность и педагогические кадры. Поэтому мы активно занялись усилением школ, которые отставали по этим параметрам. В результате проделанной работы количество учреждений-лидеров сегодня превышает полторы сотни. Это востребованные родителями школы, ежегодно готовящие значительное число победителей всероссийских предметных олимпиад и конкурсов.Чтобы облегчить процесс выбора школы, комитет разрабатывает систему рейтингования общеобразовательных учреждений. Рейтинг будет составляться по группам критериев, источником данных для его формирования станет информационная система «Параграф». Все методики и результаты анализа будут представляться публично.Определенную роль в выравнивании интереса к школам должен сыграть и новый механизм записи в первые классы, который учитывает территориальный принцип. Этим механизмом мы в том числе стимулируем обращение в школы, расположенные в непосредственной близости от места проживания ребенка.И еще один момент. Конечно, почти каждому родителю хочется верить, что его ребенок имеет исключительные способности и может освоить программу самой высокой сложности. Порой это действительно так, но далеко не всегда. Я верю в то, что каждый ребенок имеет талант, надо просто его найти и помочь раскрыть. Ребенка, который проявляет способности к гуманитарным наукам, интересуется историей и литературой, не стоит отправлять в математическую школу. Ему будет сложно, интерес к учебе пропадет, ухудшится усвоение предметов. В итоге он не только не разовьет свои гуманитарные способности, но и не получит естественно-научных знаний. Считаю, что родителям надо трезво оценивать способности детей, опираясь на мнение опытных педагогов, и выбирать какие-то особые школы только тогда, когда ребенок действительно готов к этому. В остальных случаях образование, которое ребенок получит в обычной хорошей школе, расположенной в двух шагах от дома, будет значительно более качественным, комплексным и полезным для него во взрослой жизни.Введение единых требований к школьной форме в Санкт-Петербурге сопровождалось широким обсуждением этого вопроса с детьми, их родителями и учителями. Был проведен городской конкурс «Наша школьная форма», в котором приняли участие более 40 школ. Прошло городское родительское интернет-собрание «Школьная форма: петербургский стиль». Единые региональные стандарты школьной формы были вынесены на общественное обсуждение, в котором приняли участие почти 60 тысяч родителей. С учетом их мнения и определялись региональные нормативы. Сейчас разрабатывается технический стандарт, устанавливающий требования к одежде учащихся для применения при добровольной сертификации продукции в системе «Петербургская марка качества».Жанна Воробьева – победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2007», награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», нагрудным знаком теркома профсоюза «За социальное партнерство».Почетный работник общего образования РФ.В 2009 году Жанне Владимировне присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте