search
main
0

Жанна против Клеопатры. А Пенелопа пускай подождет

Социологический опрос, по словам профессора кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Аркадия Соколова, выявил, что две трети библиотекарей причисляют себя к среднему классу. Считают себя состоятельными материально? Нет, надеются, что их интеллектуальный багаж дает право на сохранение достоинства.

На форуме школьных библиотекарей, прошедшем недавно в Пушкинских Горах, тема достоинства поднималась не раз. Мощный зачин, положенный в прошлом году съездом, позволил говорить об этом с ощутимым чувством появившегося самоуважения. Да и места, где томимый в изгнании от суеты и искушений света Пушкин создавал свои бессмертные произведения, питали чаяния тех, кто раз и навсегда решил для себя, что служение литературе и хранение ее реликвий в виде книг – занятие отнюдь не бессмысленное.

I съезд школьных библиотекарей дал толчок развитию общественно-государственного взаимодействия. А его делегаты стали настоящими генераторами региональных процессов. На конкурс «Лучший школьный библиотекарь года» пришло из разных концов России более тысячи работ.

– Наш форум, – сказала председатель Ассоциации школьных библиотекарей Татьяна Жукова, – стал настоящей инновационной площадкой, рождающей вдохновение. А вдохновение, по меткому выражению Фазиля Искандера, – это «одержимость истиной».

Устроители форума и создатели ассоциации говорят, что система школьных библиотек логично встраивается в процессы модернизации системы образования, эти энтузиасты мечтают о том времени, когда библиотеки станут развиваться с равной скоростью и внутри системы образования, и внутри библиотечной отрасли. Ведь это важнейший ресурс создания информационно-образовательной среды школы, а школьный библиотекарь – информационный лидер. Кстати, семинары, организованные в рамках форума, позволили его участникам, информационным лидерам школ, повысить свою квалификацию и получить соответствующий сертификат.

– На этом этапе, – подводит итог Татьяна Жукова, – мы догнали время и реально обеспечиваем лозунг «Новым моделям образования должны соответствовать новые модели школьных библиотек». А на следующем этапе мы уже ставим амбициозную задачу опережающего развития наших библиотек, то есть нам необходимо разработать новую модель такой школьной библиотеки, которая сама станет катализатором и ресурсом создания новых моделей образования.

Аркадий Соколов провел на своем семинаре еще один социологический опрос. Сколько среди присутствующих людей самоотверженных, сколько покорных и сколько эгоистичных? Героизм символизировал образ Жанны д,Арк, отсутствие полета фантазии и нежелание менять окружающую действительность приписали Пенелопе, себялюбием и жаждой властвовать наделили Клеопатру. Безусловно, образ орлеанской девственницы оказался российским хранительницам фолиантов ближе.

Системе образования, используя общественно-государственный механизм управления, создавая управляющие комитеты, в том числе из родительской общественности, предстоит решить задачу создания уклада современной школы, соответствующего традициям отечественного образования. Все это, возможно, поможет изменить парадигму нашего российского образования с прагматичной на творческо-креативную – для развития целостной личности, а не просто для подготовки «квалифицированного потребителя» услуг.

– Справедливо много говорят сейчас о качестве школьного питания, – сетует Татьяна Жукова. – Но мало говорят о качестве духовного питания: чем ребенок сегодня питается в духовном плане, в том месте, где он проводит большую часть своего времени. Он не получает нужную книгу. А потом его уже трудно приобщить к чтению. И тезис о том, что ребенок должен получать в школьной библиотеке только учебник, а в детской районной – художественную и научно-популярную литературу, считаю опасным и вредным, можно сказать и преступным. Дети заняты полный день в школе. И в районную библиотеку они могут попасть в лучшем случае один раз в неделю, например в выходной день с родителями.

Школьная библиотека в жизни ребенка первая, и именно она готовит читателя для всех других. Комплектование основных фондов школьных библиотек, которое, по словам экспертов ассоциации, практически прекратилось около 15 лет назад, сегодня может решить еще одну острую проблему: издательствам иметь гарантированные тиражи детской, справочной и научно-популярной литературы, что существенно укрепит этот важный сегмент книжного рынка, а также поддержит современных детских писателей.

Иван Ильин говорил: качественное чтение – это умение не только скользить по буквам, а умение оживлять эти буквы, понимая мысли и смыслы, стоящие за ними, заполняя внутренние пространства души, если это не простой механизм без духа. Поэтому не случайны прошедшие по всей стране акции и конгрессы в поддержку детского чтения, смысл которых лучше всего выражают слова: «Творческое чтение наших детей – духовная безопасность будущего России». Флагманской программой Ассоциации школьных библиотек России стало движение «Молодая Россия читает», в рамках которого издается целый ряд специализированных журналов по чтению для взрослых, а также детских журналов, способствующих духовной и информационной безопасности юных.

Существует некий закон культурной работы в обществе – только совокупными усилиями дается накопление сил интеллекта, морали и духовности. Конкурс «Лучший школьный библиотекарь года» показал, что творческий потенциал по привлечению к книге неисчерпаем. Каждый человек находит свои пути воспитания читателя. Людмила Евдокимова из знаменской школы №8, находящейся в Сухом Логе Свердловской области, поведала о проводимых у них в учебном заведении фотоконкурсах «Читать – это круто» и элективных курсах. По мнению Людмилы Юрьевны, сказкотерапия помогает преодолеть трудности переходного возраста, поэтому она всегда с удовольствием прибегает к магическому воздействию мудрой народной притчи на юные души. «Мне интересно искать ответы на детские вопросы», – говорит библиотекарь. Возможно, именно ее нежелание отделаться дежурными фразами от непростых почемучек вывело Евдокимову в тройку победителей конкурса. Золушка, как окрестила сама себя библиотекарь из Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа Ирина Коткина, устроила в своей школе революцию. Побывав после победы в Библиобразе-2003 в Америке, Ирина Валентиновна захотела и у себя в образовательном учреждении создать островок интеллектуального гурманства. Ей удалось убедить коллег в правомочности своей идеи. И библиотека стала не только центром выдачи книг, сюда захотели приходить помечтать и насладиться общением с прекрасным, ведь важно не только что, но и как. Победа на конкурсе досталась Татьяне Лавневич. Татьяна Владимировна не только заведующая библиотекой №110, но и президент Омской городской общественной организации школьных библиотекарей. В Омске благодаря сложившемуся у активной приверженицы библиотечного дела сотрудничеству с муниципальной администрацией возник проект проведения фестиваля детского чтения «Читаем всей семьей». В ноябре этого года он уже будет третьим. Лавневич стала инициатором и выпуска методического пособия «Деятельность школьных библиотек по развитию традиций семейного чтения». Лидера состязания хранителей мудрости классиков и смелости современников будут еще чествовать наряду с лучшим учителем 2008 года, а пока 14 конкурсантов, работа которых показалась жюри наиболее интересной, съездят набраться опыта на стажировку в США и библиотечный конгресс в Вологду, благоговейно полистают страницы подаренных собраний сочинений Бунина и Куприна, вспомнят о бурных диспутах на форуме, увидев у себя на полке книгу Сергея Михалкова «Что такое счастье?» с его автографом и нежно потреплют по хрустальной холке символ их библиотечной мудрости – сову, врученную им за участие в конкурсе.

Пушкинские Горы, Псковская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте