Для чего школе своя газета? Если это удовлетворение личных амбиций директора, то тут все просто. Завуч по воспитательной работе или кто-то из самых кротких и безотказных учителей соберет газету из текстов-поздравлений очередной имениннице из учительской, из указов и распоряжений директора или в лучшем случае из найденных в интернете материалов. Раз в месяц четырехполосник формата А4 (размер стандартного листа писчей бумаги) заполнить подобной “информацией” не составит особых проблем. Находится верстальщик, который все это оформляет, и “боевой листок” размножается (можно и не размножать, а вывесить на доске объявлений сигнальный номер). Газета готова. Директор доволен. У школы появилась новая “звездочка” престижа.
Но зачем нужна такая газета? Какую роль должна она выполнять в школе? На мой взгляд, это рупор общественного мнения, зеркало школьной жизни. А поскольку большинство школы составляют все-таки ученики и их мнение, к сожалению, выслушивается гораздо реже, чем учительское, то школьная газета – рупор ученического мнения. А уж педагоги до детей свое донесут и без нее, не сомневайтесь. Кроме того, газета – первый печатный орган, где талантливый ученик сможет представить на суд свое творчество. Школьная газета делается школьниками и для школьников. Однако здесь не все так просто. Впрочем, к этому мы еще вернемся.
Газета – это прежде всего новости. Поэтому юные корреспонденты, “шныряющие” по школьным коридорам, должны быть предельно внимательны и замечать все необычное, что происходит в их учебном заведении. А потом суметь выразить все это на бумаге. Много интересного и неожиданного можно увидеть. Стоит только посмотреть, например, на банальнейшее событие под другим углом.
Новости занимают в газете вторую полосу (так называется страница). Об общешкольных мероприятиях лучше писать не отчет, а рецензию, потому что никому не интересно читать о том, что он видел собственными глазами. Первая полоса содержит передовицу или главный материал номера, а также анонсы (если площади не жалко). В школьном издании никуда не уйдешь от “развлекаловки”, которая занимает последнюю полосу. Созданием кроссвордов, шарад, загадок также с успехом могут заниматься дети. Анекдоты, смешные картинки в обилии водятся в интернете, но их тоже можно делать самим. Вообще же надо стараться быть во всем самостоятельным и все, что дети могут сделать сами, поручать им.
Однако, как ни крути, школьники – люди всегда зависимые, и издание их собственной газеты зачастую не обходится без начальства. И никуда не уйдешь от заказных материалов (а надо бы!) и текстов “к празднику”. Вопрос решается легко, когда приходится писать о действительно любимом учителе. А вот если нет?
Газета делается не только для школьников, но и для учителей, являясь своеобразным датчиком, показывающим уровень их работы, ошибки и недочеты, а также удачи и уважение учеников. Потому что настоящая, честная газета всегда отображает жизнь, а не мнение начальства. Вспомните, как часто упрекают журналистов в неискренности, в прямом искажении фактов. Но ведь все журналисты когда-то учились в школе и, может быть, первые свои опусы напечатали именно в школьной газете…
Откуда берутся юные корреспонденты? Для того чтобы эти проныры хотя бы в небольшом количестве “завелись” в вашем учебном заведении, надо организовать для них студию или клуб, где они могли бы регулярно собираться, общаться, работать над газетой, получать теоретические и практические знания в области журналистики. А для этого совершенно необходимо привлечь специалиста, который мог бы выполнять эту несложную, но очень важную работу. Как правило, подобной подработкой занимаются студенты факультета журналистики или учителя русского и литературы. Но предпочтительнее первые, поскольку по возрасту и положению они несравнимо ближе к ученикам и смогут делать с ними такую газету, которая будет нравиться главному читателю – ученику. В дальнейшем клуб поможет некоторым определиться с выбором профессии.
Однако есть опасность, что нового сотрудника учителя не будут воспринимать как коллегу и адекватно относиться к его деятельности, к его частному мнению. Замечено, что педагог-внеклассник вообще воспринимается как пасынок в большой дружной или злой семье. Трудно кого-то уговаривать быть добрым и справедливым, когда человек совсем на это не настроен, но все же… Журналист – тот же педагог, а зачастую – школьный психолог, к которому, раскрывая душу, со своими бедами и обидами приходят ребята, доверяя ему первые “опусы” – попытки самовыражения. Кроме того, он выполняет работу, с которой не всякий учитель справится. Умеете ли вы верстать? Сможете ли вы найти подходящую бумагу? Знаете ли вы, как и где лучше и дешевле размножить уже готовое издание? А приходило ли вам в голову, что это все также нужно знать и уметь для того, чтобы сделать газету?
Продавать или раздавать газету – вопрос не столь коммерческий, сколь нравственный. То, что досталось легко, так же легко и утрачивается. И может случиться так, что вы увидите газету, на которую ушло столько сил и средств из школьной казны, в тот же день, когда вы ее раздали, на полу, смятую и порванную. Поэтому рекомендуется во имя читабельности и окупаемости газету продавать, но не дороже, чем стоимость булочки с чаем в школьной столовой. Мнения читателей о прочитанных материалах и анонимные творения, как правило, собираются в виде записок в школьном почтовом ящике, который должен висеть около расписания или того места, где чаще всего собираются ребята. Наиболее интересные творения публикуются. И будьте готовы к тому, что если дети за время работы в газете научились самостоятельно мыслить и выражать свое мнение (одна из целей работы школьного издания), то последует и критика. А к критике относиться, дорогие учителя, стоит с пониманием и воспринимать ее надо как рекомендацию, а не упрек. Тогда в вашей школе будет мир и настоящая свобода слова, к которой мы так давно стремимся. А вместе с этим придут и дополнительные “звездочки” к престижу вашего учебного заведения, которые будут сверкать не как дешевое украшение, а по-настоящему.
Любовь УШКОВА,
бывший редактор школьной газеты
Чебоксары
Комментарий
Мы затронули не весь круг вопросов, связанных с изданием газеты в школе. Однако то, что это действительно серьезное дело, подтвердил и “круглый стол” “Газета в образовании: о зарубежном опыте использования городских газет в школьных программах”, который проходил недавно в рамках выставки “Пресса-2002” на ВВЦ. В одном из ближайших выпусков “УГ” мы подробнее расскажем о нем. Совместные проекты школ и издателей печатных СМИ широко распространены за рубежом. Суть их в том, что в газетах и журналах регулярно появляются статьи, рубрики, разделы, содержание которых согласуется со школьными программами, используется на уроках в качестве дополнительного материала к учебникам. Подобные проекты успешно реализуются более чем в 30 странах. Идея делового партнерства школы и газет актуальна и для России. Школа получает возможность использовать самую оперативную информацию, а дети, да и учителя, приучаются к регулярному чтению периодики – естественной части окружающего их информационного пространства. Роль газеты в жизни школы, таким образом, значительно расширяется. Это уже не только средство самовыражения для талантливых детей, не только воспитательный механизм и школьный рупор. Газета становится источником дополнительного материала к учебнику. Она может использоваться в учебном процессе. Причем сами школьники могут через газету сообщить учителю полезную информацию, взятую, например, в интернете.
Словом, газета в школе открывает такие возможности, о которых мы порой и не ведаем. Формирование культуры восприятия СМИ, развитие вкуса и интереса к чтению периодики, к самостоятельному поиску информации и ее осмыслению, оформлению в виде публикаций, статей, эссе также должны стать неотъемлемой составляющей учебного процесса, школьной жизни в целом. Иначе откуда появятся грамотные и цивилизованные читатели, издатели, журналисты и публицисты.
Отдел школ
Комментарии