На церемонии награждения победителей областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2010» министр образования правительства Московской области Лидия Антонова вспомнила восточную шутку, в которой, как известно, преогромная доля истины: «Как отличить истинного учителя от ложного?» – спросили Ходжу Насреддина. – «Учитель – это зеркало», – объяснил мудрец. – Если он настоящий, вы увидите свое отражение, если нет – красивую раму». Соревнование педагогического мастерства привлекает тех, кто уверен в том, что их искренность служит путеводной звездой начинающим свой путь. Педагоги уверены: они настоящие, а значит, способны создать будущее, воспитав своих учеников правильно.
И все-таки конкурс – шоу, в котором много актерства, в котором много зрелищности. Все-таки учитель – человек публичный. И творческий. И неугомонный.
Открытие состоялось в Педагогической академии последипломного образования. Оно задало тон последующим этапам состязания. А потому что поразило: две чудесные учительницы, лауреаты конкурса разных лет, показали своих детей. Думающих, чувствующих, переживающих. Ко всему этому хорошо образованных. Удается же иногда такое!
Поэтический театр «Элегия» лауреата конкурса-2008 Натальи Архаровой появился в наро-фоминской школе №3 с углубленным изучением отдельных предметов в октябре 2005 года. Он появился потому, что учитель русского языка и литературы уверена: мир поэзии нужно не изучать, не узнавать, его надо открыть для познания, для удивления и, может быть, потом для любви. Человек любит только то, в чем видит себя. И увидеть свои проблемы, найти ответы на свои вопросы, посмотреть на себя со стороны должен помочь ее театр.
Лауреат конкурса-2005 Оксана Шкардун считает, что ее театр помогает не только серьезнее относиться к изучению другого языка, но и эстетическому и патриотическому воспитанию, уважительному отношению ко всем нациям. 10 лет в голицынской школе №1 существует театр иностранной песни. Она сама с упоением разыскивает песни разных народов и с азартом учится то играть на экзотической волынке, то танцевать ирландскую жигу. Только в учении живет настоящий учитель.
Да, именно эта установка была получена конкурсантами, и они принялись за дело. Серьезное. Практически исключающее бурлеск.
Хотя… В первом туре, когда участники показывают «визитную карточку», проходят тестирование по русскому языку и представляют опыт работы, учитель изобразительного искусства Красносельской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (Подольский район), Иван Шустов решился пофилософствовать. И не успел рассказать о себе и своем педагогическом опыте.
А ведь он человек неординарный. С 1986 года Иван Михайлович преподает в Красносельской школе-интернате. За свою деятельность он награжден медалью «В память 850-летия Москвы», губернаторской премией и различными грамотами, начиная от школьных и заканчивая областными. Он, конечно, своенравный в чем-то, но свое дело знает и полностью посвятил ему жизнь. Талантливый художник, он взял еще и часы изо. Все его дети рисуют. В любых творческих вечерах он участвует вместе с ребятами. Его класс – это необычная смесь оранжереи, изостудии и дома. Там есть все, даже аквариум и шахматный столик. Шахматы он любит и играет с удовольствием. Чему научил и своих подопечных. Лена Тетерева, например, играет в Подольском шахматном клубе, Олеся Толстых вообще лучшая среди женщин района в этом виде спорта. Каждый его ребенок чем-нибудь да увлекается, а он в свою очередь делает все, чтобы помочь. Еще одно увлечение – это походы, туристические поездки. Он уже плавал с ребятами на байдарках в Карелии, поднимался на Кавказские горы. И ищет вместе с ребятами интересные экспонаты времен Великой Отечественной войны для школьного музея.
Кстати, урок его был посвящен именно памяти о войне. Он предложил ребятам нарисовать плакат, такой, чтобы заставил встрепенуться. Как это было с агитационными картинами «Родина-мать зовет!», «В атаку!», «Боец Красной армии, спаси!» Шустов рассказал о некоторых: кто и в какой манере рисовал, зачем и почему. И сел писать свою версию наравне со школьниками. Он успел создать свой эскиз. Большинство в классе – нет. Но семиклассник Илья стал рассказывать о своем замысле: картина разделена на две части. Первая историческая – о войне, вторая современная – о скинхедах. Ради этого проливали кровь защитившие страну от чуждого вторжения? Это ли истинный патриотизм? Урок исподволь привел к весьма серьезному осмыслению действительности. Любовь пофилософствовать проявилась неожиданно, но действенно. Впрочем, Шустов на второй тур не попал. Я не жюри, им виднее. Но лично мне этого жаль, зацепил.
На второй и даже третий тур попала Наталья Жукова из школы №9 Лобни. Яркая, креативная, даже скорее харизматичная. Хозяин площадки для уроков – директор Московского областного педагогического колледжа Александр Лысиков ее иначе как «звездочкой» не называл. Наталья Викторовна и впрямь барышня интересная, сумевшая увязать музыку со здоровьесбережением. С массажем ушей – они же антенны! С овладением дыхания по-собачьи, в несколько приемов. Красивая, не боящаяся быть смешной, потому что уверена: это только на пользу. Жукова хорошо поет и умеет научить этому других. Вот только Свиридова, который был темой урока, мне не хватило. Ну создал он новый жанр – музыкальная иллюстрация, а дальше-то что? Зато были дрожь в хвосте бронтозавра и современные технологии, приветственные три маленьких глоточка воды из стаканчиков и новая песня «Солнечная Россия».
А Лысиков подготовился к конкурсу солидно. Это вообще его кредо – все делать на пять с плюсом. Поэтому и колледж, как картинка, и качество обучения в колледже высочайшее, и вообще империя преемственности от детского сада до профессионального образования выстроена. Все областные мероприятия на нем, он, безусловно, организатор от бога и умеет притягивать к себе таланты. Уникальных педагогов дополнительного образования, руководителей фольклорных коллективов российского уровня, ребят, овладевших стрит-дансом. И мало того что создал прекрасные условия для проживания и работы конкурсантов и жюри, так и гимн написал, а его студия «Ветер перемен» исполнила.
Гимн учителей Подмосковья
Через реки, долы и поля
Эту песню, голуби, несите.
Славит подмосковная земля
Доброе призвание – учитель!
На селе, в поселках, городах
Ваше сердце остается с нами,
Звание учителя в веках
Гимнами Московия прославит.
Одна большая дружная семья,
Хранимая надеждой и любовью,
Благословите нас, учителя,
Учителя родного Подмосковья!
Каждую надежду и мечту
Дети вам доверили по праву,
Силу знаний, веру в доброту
Дарите России вы во славу!
Интрига разрешилась в Ивантеевке. Именно там представили финалистов обеих номинаций – «Учитель года Подмосковья-2010» и «Воспитатель года Подмосковья-2010».
Всего в конкурсе приняли участие 87 педагогов из 58 муниципальных образований области. 53 учителя и 34 воспитателя. Из них выбрали лучших. Учителя истории и обществознания гимназии №21 Электростали Татьяну Бухаловкину и воспитателя Центра развития ребенка – детского сада №29 «Дубравушка» Подольского района Татьяну Карикову.
Конкурс в Подмосковье прошел 21-й раз. Он очередной раз показал, что учитель – это человек умный, четкий, искренний, терпеливый, единственный, любимый, мягкий. Он провел педагогов по всему спектру радуги, где красный – качество, оранжевый – образование, желтый – жизненность, зеленый – знания, причем не только для сдачи экзаменов, голубой – гармония, синий – свобода, а фиолетовый – фантазия. Педагог способен из всего этого выбрать то, что требуется в данное время больше, и вырастить личность, в которой сочетания этих качеств возможны. А победа или поражение в конкурсе – это всего лишь условность, заставляющая работать над собой и двигаться дальше в своем самосовершенствовании, видеть возможности других и возвращаться к своему главному предназначению – быть наставником и проводником для тех, кто только начинает жить.
Комментарии