Формулы в управлении московским образованием играют огромную роль. Они создают не только открытое и по-математически объективное пространство единых правил, но и условия для корректной самооценки.
Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников – это не просто механизм внешней оценки достижений обучающихся школы. Это инструмент, с помощью которого педагогический коллектив школы и администрации могут посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свои достижения. И совершенно очевидно, что это «зеркало» формирует предельно честное отражение. В этом смысле показатели рейтинга являются объективными измерителями школьной деятельности, объемля все возможные сферы достижений обучающихся. Они задают направления движения, а зная, куда идешь, легко выстроить маршрут.Мы проанализировали свои возможности в достижении заданных показателей и пошли к намеченной цели. Обозначили для себя главный принцип: «Школа №1576 – это школа для всех, для каждого ребенка».Наша задача – помочь каждому из учеников найти свое место в мире, идет ли речь о социально-психологическом комфорте или предпрофессиональной подготовке к профессиям будущего. Для решения этой задачи мы делали вполне конкретные шаги, например создали центр социализации, куда вошли различные специалисты, помогающие ребятам справиться с логопедическими проблемами, проблемами подросткового возраста, центр предпрофессионального обучения и технологический кампус.Широкие инфраструктурные возможности больших комплексов позволяют развивать разнонаправленную сеть детских объединений дополнительного образования, чтобы каждый смог найти себе дело по душе. В дальнейшем это поможет обучающемуся сориентироваться на ступени среднего общего образования в поступлении в предпрофессиональные классы городских проектов, таких как «Инженерный класс», «Медицинский класс» или «Академический класс». Обучение в предпрофессиональных классах поддерживается участием обучающихся в предпрофессиональных кружках, организованных в инженерной лаборатории и робоклассе, в предпрофессиональной олимпиаде и предпрофессиональном экзамене.Серьезным подспорьем для развития предпрофессионального образования в московской школе стало партнерство с вузами и колледжами. В частности, в школе №1576 ряд 10‑х классов школы проводит один учебный день в стенах колледжа предпринимательства №11, осваивая специальности «оператор ЭВМ» и «наладчик сетевого оборудования» в рамках уроков информатики. А, например, Московский политехнический университет и Институт общей физики РАН стали образовательной площадкой для обучающихся инженерных и академических классов, где старшеклассники могут поучаствовать в мастер-классах и практических работах, побывать на лекциях ведущих ученых.Все это стало возможным благодаря развитию материально-технической базы школ, установке оборудования для использования Московской электронной школы, приобретению инженерной лаборатории и робокласса, введению на средней ступени общего образования индивидуальных учебных планов, позволяющих обучающемуся выбирать для изучения на профильном уровне важные для себя предметы.Реализация поставленных задач возможна только при ориентации на конкретный педагогический результат, цифровым выражением которого в конце учебного года и будет рейтинг. Эти правила и действия педагогические коллективы московских школ давно рассматривают как базовые принципы своей деятельности.Именно поэтому постепенно уходят в прошлое традиционные предметные по своему характеру объединения педагогов, а на их месте возникают подвижные проектные группы, способные обеспечить всесторонний и многомерный подход к ребенку. Ключевым подходом к формированию проектных и рабочих групп становится совместная педагогическая деятельность. Так, например, одним из наиболее ярких примеров эффективности проектной группы в школе №1576 стал общешкольный проект «Праздник эпох», который объединил учителей разных предметов, детей и родителей. Кульминационным событием проекта стало театрализованное представление с погружением в определенную эпоху, в котором приняли участие все обучающиеся школы с 5‑го по 7‑й класс.Центральной интегративной фигурой в школе становится классный руководитель, который обеспечивает синхронизацию действий отдельных специалистов, создавая условия развития каждого ребенка. Сегодня мы особо отмечаем их заслуги в общих достижениях школ. В связи с этим продолжается реализация проекта «Классный руководитель – руководитель класса», суть которого состоит в объединении классных руководителей по параллелям в единое сообщество для решения общих задач, направленных на создание навигационных программ для обучающихся с целью максимального охвата возможностей города, а также расширения полномочий классного руководителя в части управления классом.Изменения не осуществляются одинаково ровно по всем направлениям, и, получив результаты рейтинга, школа видит, какому направлению сейчас стоит уделить особое внимание. Продолжая комплексное развитие всей организации, именно в рамках этих направлений стоит реализовывать приоритетные проекты каждой школы. Город обеспечил современную московскую школу возможностью быть самостоятельной в выборе механизмов реализации общегородских задач.А поскольку задачи общегородские, то и для нас сейчас это нечто очевидное, школа и не может позволить себе решать их в одиночку. Это означает, во-первых, что решения, обеспечивающие качественное образование в одной школе, должны быть доступны и другим школам большого межрайонного образовательного пространства. Во-вторых, современная московская школа достичь высоких результатов может только через активное сетевое взаимодействие с городской инфраструктурой: вузы, предприятия, колледжи, музеи, торговые центры и др. Отдельного упоминания заслуживает сотрудничество с ассоциацией победителей олимпиад. Проект позволил перестроить систему поддержки талантливых ребят, включив в нее успешных выпускников. Ребята легко влились в педагогическое сообщество, став его важной частью.Усилия педагогического коллектива отражаются в рейтинге, коллектив становится единым, сплоченным и целеустремленным. Педагогический коллектив, являющийся интегратором возможностей города и получающий общие результаты, – главное условие достижения школой общегородских целей удовлетворения потребностей жителей Москвы в качественном образовании.Александр СУРКОВ, Светлана СЕДОВА, заместители директора школы №1576
Комментарии