В течение XVII столетия Франция от полной разрухи сумела подняться до вершин могущества. Тонкая и полная интриг политика всем известного по романам Александра Дюма кардинала Ришелье, а также целая эпоха правления «короля-солнца» Людовика XIV привели к тому, что во второй половине XVII столетия Франция достигла неоспоримого первенства в Европе во всех сферах – политической, военной, культурной. Экономика страны соперничала с наиболее развитыми державами того времени – Нидерландами и Англией.
Хочу поделиться с читателями опытом преподавания истории Франции XVII в. и привести некоторые разработанные мною творческие задания для учеников 7-х классов. Начнем с самой яркой фигуры Франции XVII столетия – «короля-солнца» Людовика XIV. Скажу сразу, что я работаю по учебнику В.В.Носкова «Всеобщая история: 7 класс». Насколько мне известно, большинство учителей преподают историю в седьмых классах по учебнику Юдовской А.Я. «Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800». Однако я был немного удивлен, когда, просмотрев учебник Юдовской, не нашел там никакой информации о такой ключевой фигуре Франции XVII в., как Людовик XIV. Итак, для иллюстрации рассказа о «короле-солнце» я предложил ученикам посмотреть документально-постановочный фильм режиссера Тьерри Бинисти «Расцвет и упадок Версаля», а вернее, первую его серию «Людовик XIV. Мечта короля». В этом фильме рассказывается о том, как король Франции планировал, а потом и воплощал в жизнь свою мечту – дворцово-парковый ансамбль Версаль. Мне очень помогают в подготовке к урокам навыки работы в различных видеоредакторах, о чем я упоминал в статье «Как мы играли в монголов» («Учительская газета» №13 от 1 апреля 2014 года). Сейчас в Интернете можно скачать множество художественных или документальных фильмов, посвященных различным историческим событиям. Но фильмы эти ориентированы на взрослую публику, и в подавляющем большинстве они содержат либо сцены насилия, либо сцены эротического содержания. Это относится и к фильму о Людовике XIV. Дело в том, что у «короля-солнца» было множество любовниц, о чем периодически говорится в фильме. Поэтому мне пришлось адаптировать этот фильм для учеников 7-х классов, вырезав эти фрагменты и оставив лишь тот видеоряд, который повествует о строительстве Версаля. В итоге из 58 минут изначального фильма у меня осталось 38 минут. Надо сказать, фильм произвел на детей захватывающее впечатление. Когда прозвенел звонок на перемену, я решил выключить фильм, но ученики попросили не прерывать просмотр и смотрели «Людовик XIV. Мечта короля» до конца перемены, после чего пошли на следующий урок.Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории, г. Рассказово, Тамбовская область
Комментарии