search
main
0

Зеркала ее души, или Взирая в бесконечность: воспоминания о Майе Борисовне Пильдес

Как-то, готовясь к проведению очередного финала конкурса «Учитель года России», мы с коллегами-организаторами загодя приехали в один регион и, соответственно, посетили школу, на базе которой должны были через несколько месяцев проходить конкурсные испытания. Не обнаружив в ней ни одного зеркала, но стараясь не обидеть ее руководителей прямым вопросом, почему их нет, я стала рассказывать о том, что в числе членов Большого жюри будет легендарная Майя Борисовна Пильдес из Санкт-Петербурга, народный учитель России, победитель конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа школ», который прошел в 2004 году. Кстати, и в последующие годы ее академическая гимназия №56 неоднократно становилась лидером многих других конкурсов, например «Успешная школа»-2019. Перечисляя достижения одного из самых ярких и известных директоров России, я сказала и о том, что поразило меня особенно, когда я впервые вошла в гимназию, – обилие зеркал, установленных в каждом кабинете, на этажах, в школьных коридорах, на лестничных проемах, повсюду… Они органично вписаны в интерьер четырех зданий гимназии и, разумеется, установлены с учетом всех нормативов по безопасности. Робко, с юмором позволила себе заметить, что Майе Пильдес их явно здесь будет не хватать, да и конкурсантам важно видеть свое отражение…

Кстати, к началу конкурса в той школе, которая принимала гостей из всех российских регионов, зеркала появились!

Конечно, образовательный процесс, конкурсная программа имеют много составляющих. И есть среди них основные, а есть вроде бы второстепенные. Над основными мы работаем постоянно: получаем в вузах соответствующие специальности, обновляем методики, осваиваем новые стандарты, растем профессионально… А в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что важнее всего сейчас как раз то, что считалось второстепенным: настроение учителей, их внешний вид, осанка, голос, улыбка, рабочий тонус… Так Майя Борисовна в одной из публикаций в «Учительской газете» объясняла причину своей любви к… зеркалам, огромное количество которых мне довелось увидеть только в гимназии №56 Санкт-Петербурга.

«Люблю зеркала, – написала она тогда. – Мы оформили ими кабинет домоводства в первом, старом, здании еще в 90-м году. Помещений не хватало, и я вела свои уроки и семинары именно в кабинете домоводства, невольно наблюдая за собой в зеркале. Через некоторое время обнаружила, что стараюсь не только хорошо выглядеть, но и красиво говорить, не срываться на крик, одним словом, блюсти себя! До чего же просто: повесьте зеркала на противоположной от учительского стола стене – и многое в школе изменится».

За все годы служения своему любимому детищу Майя Борисовна сумела не только изменить и преобразовать свою гимназию, но и создать свою особую педагогическую планету, стать образцом, маяком, предметом гордости, восхищения и вдохновения для тех, кто ежедневно был рядом, кто соприкасался с ней по разным проектам федерального уровня.

Встречу с Майей Борисовной мне подарил конкурс «Учитель года России». Наша многолетняя совместная работа в оргкомитете и Большом жюри всегда приносила радость, удовольствие, которые обычно испытываешь при общении с умными людьми, эрудированными, с чувством юмора, увлеченными своим делом, да и… просто с масштабными личностями. Нас объединили обоюдная особая любовь к конкурсу и понимание того, что стоит за его организацией, сколько сил, души и энергии он требует, а иначе ничего не получится. Осознала это, начиная с 1991 года, когда судьба свела с конкурсом и его организацией на всероссийском финале. А Майе Борисовне и ее коллегам по гимназии №56, которые долгие годы проводили конкурс «Учитель года Санкт-Петербурга», довелось пройти все это на региональном уровне. И не только.

Дважды, в 2008 и 2018 годах, академическая гимназия №56 Санкт-Петербурга становилась площадкой проведения федерального этапа нашего главного педагогического состязания страны. Поскольку в этой ситуации значительную часть организационных вопросов с Майей Борисовной мы решали совместно и напрямую, наши контакты становились более плотными и продолжительными. И взаимоотношения в тот период перешли на иной уровень, еще более теплый и сердечный, доверительный и дружеский, чему я была бесконечно рада, чем дорожила и что ценила, старалась всячески беречь. Мне казалось, что все это было взаимно. Тогда-то многое я увидела изнутри, открыв для себя некоторые тайны и секреты Майи Пильдес как руководителя, человека, обаятельной женщины, управленца высокой квалификации. Поняла, что главное для нее – любовь к людям, к своим учителям, к профессии, к конкурсу, к красоте во всем – в человеческих отношениях и во всем том, что ее окружает и сопровождает.

Пространство жизни Майи Пильдес, большая часть которой проходила среди коллег, ее учеников в любимой гимназии, с каждым годом становилось все более изысканным, невероятно утонченным по дизайнерским находкам и деталям, эстетически и художественно ярким, содержательным, богатым красками, образами, идеями, смыслами.

Когда в 2018 году снова, как и десять лет назад, на конкурсе «Учитель года России»-2008 академическая гимназия №56 Санкт-Петербурга распахнула свои двери для учителей России, никто не сомневался в том, что школа, известная своей особой концептуальной доминантой – педагогикой успеха, непременно проведет всероссийский конкурс на самом высоком уровне. Нельзя было не заметить, что для ее выдающегося директора, народного учителя Российской Федерации Майи Борисовны Пильдес, для всего учительского коллектива профессиональные смыслы и сверхзадачи выходят за рамки сухих и формализованных показателей, продиктованных сверху. Для этих педагогов, кстати, прочно стоящих на земле, решающих реальные задачи школы, всегда было важнее другое. Они провозгласили такое построение школьного мира, в котором каждый получает свою «порцию аплодисментов», им ближе мир, в котором каждый день у каждого ребенка и учителя должно что-то получиться. Поэтому так часто Майя Борисовна говорила о том, что не стоит тратить время на искоренение недостатков, значительно плодотворнее развивать достоинства.

Как это созвучно идеям конкурса, его духу и смыслам! Как много параллелей и совпадений! Гимназия считает началом своей новейшей истории 1990 год. Тогда же и прошел первый конкурс «Учитель года». Ровесники! Их роднит то, что пространство, создаваемое ими вокруг себя (и в школе, и на конкурсе), должно помогать каждому почувствовать себя творцом, а творчество нуждается в зрителях, поклонниках, ценителях, единомышленниках.

Конкурсы в Санкт-Петербурге оставили о себе память не только исключительно высоким уровнем организации, особым питерским шармом, но и масштабной культурной программой. Знаю точно, что не только правительство города, но и лично Майя Борисовна Пильдес приложила максимум усилий, для того чтобы приехавшие в Северную столицу российские педагоги посетили города Пушкин, Павловск, Петродворец, побывали в Русском музее, Эрмитаже, Музее Фаберже, посмотрели «Медного всадника» в Мариинском театре, спектакль в Михайловском театре. Ее авторитет сыграл свою роль.

Она любила искусство, музыку, творчество, праздники, которые всегда были атлантами академической гимназии №56. С этих важных, фундаментальных культурных и человеческих ценностей Майя Борисовна начинала свою педагогическую деятельность, этому следовала до последних своих дней.

Говорят, что привязанность к зеркалу может говорить о нашем стремлении к самопознанию, быть индивидуальной особенностью каждого человека, помогает нам лучше понять и выразить себя. Мне кажется, что Майя Борисовна Пильдес была именно таким человеком, открывающим каждый раз в себе и в других людях что-то новое и как филолог, педагог от Бога, и как звездный директор, и как эксперт конкурса «Учитель года». Душевная и отзывчивая, тонко чувствующая боль других, всегда готовая прийти на помощь, она сотворила вокруг себя особый мир, в котором были свет, радость, добро и любовь. А любовь, как заметил Леонардо Бускалья, подобна зеркалу: «Когда вы любите другого человека, вы становитесь его зеркалом, а он вашим… И, отражаясь в любви друг к другу, вы взираете в бесконечность…» Майя Пильдес всегда смотрела в будущее, ярко живя в настоящем, опираясь на лучшие традиции прошлого. Она оставила после себя вечную светлую и благодарную бесконечную память!

Ирина ДИМОВА, редактор сетевого издания «Учительская газета», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, член оргкомитета конкурса «Учитель года России» (1991-2024), профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте