Казалось бы, города неуклонно разрастаются, ведь туда, где есть работа, неизменно стремятся. Еще лет десять назад прогнозировали умирание деревни. Но по опросам Высшей школы экономики выходит, что столь колоссального увеличения небольших поселений не было давно. Почему люди выбирают относительное затворничество? В пику мировой глобализации, устав от суеты? Земля зовет? Причины разные. Кому-то действительно здесь проживать легче. Кто-то возвращается к родным истокам. Как бы то ни было, но в образовательном пространстве России 68,9 процента школ сельские. И у них есть и своя ниша, и свой путь развития, и свое видение стратегии и перспектив. Хотя на дискуссионной площадке съезда «Сельская школа «не должна быть ветхой» – и только?..» стало очевидным, что еще больше у маленького учебного заведения проблем.
Модератором дискуссии не зря выбрали заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия) Феодосию Габышеву. В этом регионе создана система государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агропрофилированных школ и подсобных хозяйств при учебных заведениях. Конструктивные примеры всегда радуют, но… То, что может озвучить наделенный властью и полномочиями человек, порой способно пробудить разве что горечь в сердцах рядовых российских педагогов, которым не под силу самостоятельно внедрить инвестиционные программы и принять собственный региональный бюджет, который предусматривает финансирование малокомплектных школ по фактическим затратам независимо от числа обучающихся. В селе видно все: и недостатки, и подвижничествоЗаслуженный учитель России, победитель нацпроекта Галина Сурикова из Ростовской области работает в сельской школе 27 лет. Она и сама училась в такой. И знает точно: если сельская школа не будет давать качественное образование, учеников ничем не удержишь. Когда Галина Ефимовна начинала свою карьеру, она убеждена была, что в педвузы идут самые лучшие выпускники. И гордится тем, что среди ее учеников очень много учителей. Но ее волнует то, что нынешний педагог загнан в жесткие рамки:- Дайте же учителю свободу в выборе часов на темы! Я подготовила много победителей олимпиады. И знаю, на какую тему нужно больше часов, а на какую меньше.Сейчас ситуация с поступлением в педвузы, а тем более с устройством на работу в образовательные учреждения среди ее учеников изменилась. Ее любимцы готовы работать где угодно, только не в школе.- Да, они получают, будучи переводчиками, в разы больше! – делится своей болью педагог. – А здесь их что ждет? Те, кто уже выбрал село, жилье так и не получили. В очень многих сельских школах нет канализации, туалеты на улицах, вода привозная, здания были сданы в эксплуатацию более сорока лет назад – в таких условиях никто не захочет работать.Села разные, школы тоже разные, и к каждой требуется особый подход. Необходимо учитывать специфику малочисленности. Здесь есть возможность помимо базисного плана осваивать местные условия, ввести в программу курсы по фермерскому хозяйству, ремонтным работам, проблемам рыночных отношений, экологии. Но набирать учеников, готовых ходить на эти предметы, уверены педагоги, необходимо исходя только из их интереса и склонности. Кому-то важно уметь водить трактор, кто-то хочет стать хорошей домохозяйкой, не говоря уж о том, что экономические знания необходимы практически всем. Создать профильные классы в сельской школе чаще всего невозможно из-за малой наполняемости и отсутствия квалифицированных педагогов. Но есть выход в индивидуальном обучении, ведь здесь каждый ребенок на виду. А для профилизации создаются опорные школы, и они должны быть оснащены по современному образцу, в них должны работать грамотные специалисты. Сетевое взаимодействие позволяет решить проблему организации и предоставления школьникам старшей ступени профильного образования. Образовательные учреждения могут здесь объединяться и обмениваться ресурсами. А высокоскоростной Интернет помогает в дистанционном партнерстве с вузами, другими школами и учителями. Главное, чтобы школа хотела инициировать диалог с ними.Сильные малокомплектные школы надо сохранять, развивать – в этом убеждены все те, кто отдает им душу. Возможно, сельский учитель должен быть подготовлен по нескольким специальностям, причем необязательно все они могут касаться гуманитарных предметов. Поэтому видно, что от сельского педагога ждут гораздо больше, чем от городского. Он сталкивается с такими разными проблемами!- Что необходимо сделать, – размышляет педагог из Тары Омской области Вячеслав Афельд, – чтобы молодой квалифицированный учитель пришел в сельскую школу? Конечно, прежде всего повысить заработную плату. Если у нас европейские требования к качеству образования, то и оплата труда должна производиться по европейским стандартам.Подушевое финансирование сельские школы душит. Кружки чаще всего существуют благодаря заинтересованности домов творчества, спортивных школ. У сельского образовательного учреждения денег на внеклассную работу, на покупку инвентаря зачастую не хватает. Все, что учителя вкладывают в детей, они приобретают на личные средства, ведь здесь трудятся неисправимые романтики и энтузиасты.Правила или препоны?Директор школы Шипунино-Тернейского района Сахалина Андрей Владимиров, проработав 10 лет учителем физкультуры, возглавляет педколлектив второй год.- Неужели невозможно, чтобы органы контроля превратились наконец в партнеров, которые помогут школе реализовать те требования, которые они предъявляют? – возмущается Владимиров. – Прийти и наказать директора проще всего. С 1 сентября 2011 года вступят в силу новые санитарные правила. Это и лицензирование медицинских кабинетов, и другие требования. Все эти правила выполнимы, но они должны быть подкреплены финансово.На Сахалине тревожатся из-за нехватки кадров.- Когда ездил в вузы и разговаривал, сложилось впечатление, что сельскую школу откладывают как самый последний вариант. Жилье предлагал, хорошую нагрузку. Региональными органами разработано положение, благодаря которому молодым специалистам платится средний оклад от двух до пяти лет. Мне кажется, нужно вернуться к централизованной системе и студентов-бюджетников распределять в глубинку. А те, кто приезжает в село, там обычно и остаются.А вообще молодой директор гордится своей школой. Радуется, что здесь растут здоровые ребята. Его 68 учеников непременно участвуют во всех спартакиадах района и побеждают!- С детьми учителя занимаются, – делится Владимиров, – и в первой половине дня, и во второй. А вот когда я хочу привлечь к работе специалистов – мастеров спорта или художников, то, оказывается, не имею на это права, так как у них нет специального педагогического образования. На селе огромное количество общественников, энтузиастов, но помощь школе – их добровольный выбор.Премьера – 24 часа в сутки!- Мы собираем детей с хуторов. Целый день их развозит автобус. Первая смена, вторая – школа ежедневно бурлит, – рассказывает Роман Смирнов, учитель математики и информатики из Кущевского района Краснодарского края. – Ведь это единственное место на селе, где дети могут не только чему-то научиться, но и отдохнуть. Они здесь получают знания, причем не только по школьной программе. Уроки не заканчиваются со звонком. А учитель на селе не просто учитель. Мы подаем пример своим поведением, речью, поступками не только на уроках, постоянно! Все на виду. Где бы ты ни был, в магазине, в больнице, вокруг твои ученики или их родители. Я учитель 24 часа в сутки. Это достойная роль, и ты все время стараешься быть на высоте. Вокруг все развивается, у нас сильные хозяйства, в которых появляется все более современная техника. Поэтому мы должны растить грамотного, умеющего и любящего учиться человека. И он сам сможет определить, как и где будет выстраивать свою жизнь. Наши дети сдают ЕГЭ и поступают в Москву, Санкт-Петербург, Ростов. Нашей школе есть чем гордиться. У нас великолепный музей, лучший в крае. Мы ведем поисковую, исследовательскую работу. Я руковожу анимационной студией, и мы с учениками побеждали на международных конкурсах. Так что возможность проявить себя у наших детей огромна.Провозвестником чаяний, звучавших на дискуссионной площадке, был выбран народный учитель СССР из Белгородской области Василий Подерягин. Он отдал школе 46 лет, из них 31 год – ее директор.- В 1982 году, – вспоминает Василий Савельевич, – Андропов сказал, что нужна реформа школы. Но, как в песне поется, есть у реформаторов начало, нет у реформаторов конца. Вот тридцать с лишним лет мы находимся в стадии реформации. И тридцать лет меня, как и многих-многих моих соотечественников, волнует: что произойдет, если не будет школы в селе? Раньше говорили, школа – селообразующий фактор, сейчас в какой-то мере селосохраняющий. Но если не будет школы, село может быть, а если не будет села, то уж школы и подавно!Подерягин – последователь Михаила Щетинина, который еще в 1976-м открыл учебно-воспитательный комплекс. Это новаторство превратилось в стабильное образовательное учреждение с весьма разветвленной инфраструктурой. Все направления, эстетические, исследовательские, спортивные, сохранены. Комплекс сегодня превратился в социокультурный центр, и в него в качестве социальных партнеров разные организации стремятся с удовольствием. Потому что когда все вместе думают о том, что было бы хорошо для формирующейся в сельских условиях личности, то работа по обучению и воспитанию ребенка выстраивается в сильный оплот защиты сельской школы. Из резолюции дискуссионной площадки «Сельская школа «не должна быть ветхой» – и только?..»Для успешной реализации задачи развития сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села необходимо:1. Признание на государственном уровне особой роли сельской школы, которая в большинстве сельских населенных пунктов является градообразующим предприятием, базовым звеном подготовки землепользователей нового поколения, удерживает сельское население на месте как духовно-нравственный, социокультурный центр сельской жизни, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. 2. Проведение межведомственного совета по проблемам сельской школы на уровне Министерства образования и науки РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства культуры РФ, а также Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минздравсоцразвития РФ, Министерства транспорта и связи РФ, так как развитие образования на селе необходимо осуществлять во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села.3. Создание механизмов поддержки и развития новых технологических моделей обучения для сельских школ, которые позволят сохранить третью ступень даже при малом наполнении школ, что может обеспечить доступность образования для одаренной сельской молодежи. 4. Распространение опыта регионов по совершенствованию качества образования путем создания сетевых ресурсных центров, в основе деятельности которых лежит индивидуально-траекторное образование.5. Создание системы поддержки и развития сельских школ как социально-культурных и технологических комплексов, обеспечивающих формирование личности инновационного типа, способной к ведению рыночного хозяйства, обладающей для этого специальными знаниями и навыками, обеспечивающими эффективную кооперацию школы с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения и производственными структурами села.6. Обеспечение гарантий получения качественного образования на селе независимо от стоимости ученико-часа в составе образовательных услуг независимо от количества учеников в классах и сельских школах. В рамках программы «Наша новая школа» необходимо ввести специальный раздел «Новая сельская школа», который был бы посвящен решению проблем и перспективам развития сельской школы.
Комментарии