search
main
0

«Земля Санникова» современной школы

Непростой путь к дистанту

Современные реалии российской школы. Какие они? Это постоянные инновации, бесконечный спектр воспитательных проектов, нескончаемые контрольно-измерительные мероприятия и, конечно же, проверки, проверки, проверки… «Телефоны горячих линий разместили на сайте?» – «Да, конечно». – «Заполнили отчет?» – «Вы про наборы или планшеты?»

Алгоритмическая модель разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов (дистанционного курса, электронных уроков, кейсов и др.)
в образовательный процесс ОУ

Дистанционное обучение – это тоже часть нашей реальности, а совсем не будущее. Еще 10 лет назад федеральными государственными образовательными стандартами задано в качестве одного из условий реализации образовательных программ обеспечение возможности дистанционного обучения.

Так почему сегодня горячие линии органов исполнительной власти раскалены от звонков родителей, учителя вмиг обеcсилели от тщетных попыток перевести все традиционное во все инновационное, директора судорожно пытаются найти онлайн-выход? В общем, «зависли» все вместе с многообещающими электронными обучающими платформами.

Педагогический коллектив школы №368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга занимается формированием информационно-образовательной среды почти 5 лет. Началось все не только с чтения законов, но и с решения проблемы индивидуализации обучения. Как уделить внимание каждому? Возникла идея создания учебной платформы, в которую педагоги должны будут размещать в электронном формате ресурсы для различных групп учащихся.

По мере наполнения созданного на обычной платформе Moodle портала «Дистанционная школа №368» процесс дистанционного обучения постепенно входил в нашу традиционную школьную жизнь, и сегодня коллектив школы не представляет без этого ресурса свою профессиональную деятельность.

Разработанная модель информационно-образовательной среды (далее – ИОС) позволяет охватывать всех участников образовательных отношений и представляет собой систему, состоящую из 4 взаимодействующих подсистем: ресурсной, организационно-педагогической, организационно-методической и нормативно-правовой.

Ресурсная подсистема включает электронный образовательный ресурс «Дистанционная школа», http://www.dist-368.ru/, состоящий из сайта с определенными разделами и обучающей платформы Moodle, с помощью которой организуется дистанционное обучение.

Сайт имеет четкую структуру и включает разделы для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.

С каждой страницы «Дистанционной школы» имеется переход на платформу Moodle, где содержатся дистанционные курсы, электронные уроки, кейсы и другие электронные образовательные ресурсы по учебным предметам, внеурочной деятельности, программам дополнительного образования, разработанные педагогами, и электронные классные часы.

Обязательным ресурсом этой подсистемы является уровень квалификации педагогов. Его необходимо постоянно поддерживать. Для решения этой задачи была разработана программа постоянно действующего семинара по теме «Профессиональная ИКТ-компетентность современного педагога в условиях введения ФГОС «Дистанционные образовательные технологии». На любом этапе реализации программы педагог может включиться в процесс обучения, каждое занятие строится как самостоятельное и в то же время как продолжение предыдущего.

При этом следует отметить, что разработка педагогами собственных электронных образовательных материалов для индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и решения иных педагогических задач заставляет их постоянно осмысливать, анализировать свою педагогическую деятельность и осуществлять поиск новых методов, форм и педагогических подходов, а возможность постоянного доступа к электронным ресурсам своих коллег позволяет запустить очень важный процесс в образовательной организации – обмен знаниями.

Следующая подсистема – организационно-методическая.

Подсистема обеспечивает алгоритм разработки и включения электронных образовательных ресурсов в обучение, который регламентирует последовательность работы педагога от создания до реализации электронного ресурса в образовательном процессе.

Но самое главное – включить в дистанционное обучение учащихся. Для этого создана организационно-педагогическая подсистема ИОС, которая предусматривает совокупность технологий применения созданных электронных образовательных ресурсов для различных целевых групп обучающихся.

Использование разработанных и методически обеспеченных электронных образовательных материалов в образовательном процессе происходит с учетом образовательных потребностей обучающихся или планов их самостоятельной работы в формате электронных уроков, кейсов, дистанционных курсов, электронных рабочих тетрадей, домашних заданий, и т. д., а также для создания ИКТ-насыщенной среды непосредственно на уроках. Созданные ресурсы используются не только для дистанционного обучения, но и могут быть применены на уроках в режиме обычной школьной жизни.

Для осуществления эффективного управления ИОС и обеспечения связей между указанными подсистемами необходима еще одна подсистема – нормативно-правовая.

Поэтому важным направлением деятельности администрации школы стала разработка локальных нормативных актов и диагностических материалов, позволяющих использовать дистанционные технологии в образовательном процессе и оценивать их эффективность. Цель нормативно-правовой подсистемы – создание нормативной базы, регламентирующей порядок включения электронного обучения в образовательный процесс.

Светлана СОКОЛОВА, директор средней школы №368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Руслан НОВИКОВ, заместитель директора средней школы №368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Отзывы

Дмитрий НЕКРАСОВ, руководитель центра информатизации образования школы:

«Дистанционная школа №368» очень гибкий ресурс, он позволяет добавлять, изменять его составляющие и таким образом управлять его развитием. Постоянно разрабатываются различные электронные приложения. Одним из них является программный комплекс организации вне­урочной деятельности «Имидж-Рост», который включает различные программы внеурочной деятельности, содержательной основой которых являются проектные и образовательные кейсы».

Юлия СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы:

«Я работаю в школе №368 учителем русского языка и литературы совсем недавно, с января 2020 года. Мне очень нравится работать с данным ресурсом. Он имеет много возможностей. Сейчас происходит «естественный отбор» – кто имеет необходимые педагогические компетенции и действительно может работать в современных условиях, а кому надо подумать. И как бы нам ни нравился старый стиль работы, мы не имеем права «уйти» из времени».

Людмила ШЕМЕЛКИНА, заместитель директора:

«ИОС школы позволяет осуществлять управление индивидуализацией образовательного процесса (за счет создания и использования электронных образовательных материалов для различных категорий обучающихся), доступностью образования (за счет обеспечения возможности включения обучающихся в образовательный процесс в любое время и в любом месте), непрерывным профессиональным образованием педагогов (за счет созданной системы непрерывного внутрикорпоративного обучения и банка электронных методических материалов).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте