Безусловно, в век высоких информационных технологий нельзя отрицать необходимость финансовой и экономической грамотности каждого гражданина страны. Но восхищение величием природы, вера, дружба, любовь, красота внутреннего мира, патриотизм важны не меньше.
Воспитание любви к малой родине могло бы, на мой взгляд, стать доминантным направлением деятельности родителей и педагогов. Что же нужно изменить и дополнить в системе патриотического воспитания?
Во-первых, необходимо, чтобы семья и школа вышли на новый, более тесный и профессиональный уровень сотрудничества. Это должно выражаться не только в проведении собраний и обсуждении ближайших перспектив, а в совместной разработке воспитательной системы и активном участии родителей в проведении мероприятий, что позволяет решать целый комплекс воспитательных задач.
Во-вторых, целесообразно создать программы по патриотическому воспитанию с 1‑го по 4‑й класс и с 5‑го по 11‑й. При этом, разумеется, руководитель 5‑го класса должен четко знать, какая работа была проведена с детским коллективом до 4‑го. Также все мероприятия программы воспитания должны представлять продуманную систему в соответствии с принципами педагогики, что предполагает достижение конкретной цели, выражающейся в примерной характерологической модели выпускника.
В-третьих, должно быть исключено проведение мероприятий лишь для отчетности, без глубокого погружения в деятельность ребенка, родителя и учителя.
В-четвертых, стоит задуматься о форме проведения мероприятий и сместить акцент с классно-урочных занятий на организацию туристических походов, работу в архивах с целью изучения своей родословной, коммунарские сборы, военно-патриотические игры, полевые практики, экскурсии краеведческого характера, включающие встречи с прославленными земляками.
Названные этапы работы соответствуют деятельностному подходу в образовании. Именно предельно вдумчивое построение работы педагогом и практическое вовлечение заинтересованного ребенка в процесс со временем дадут результат.
Несомненно, воспитание истинного, а не ложного патриотизма – трудный и долгий процесс, но хочется верить, что совместная работа творческого коллектива родителей, детей и педагогов не напрасна. Зерно любви, упав в сердце маленького человека, обязательно прорастет, а через одиннадцать лет мы увидим смелого, доброго, преданного своей Родине гражданина, чуждого мелочной пошлости и эгоизма. И даже если жизнь его будет нелегка, он, достойно пройдя все испытания, вернется с чувством сыновней любви на землю «оттич и дедич», чтобы низко поклониться своим предкам, явив миру лучшую и исключительную черту русского национального характера.
Алексей МАЛЫШЕВ,
учитель русского языка и литературы школы №853
Комментарии