– Когда началась перестройка, она погубила наш совхоз. А школа не имела права снижать свою планку. И мы обязаны были выжить, – говорят учителя Ново-Жилкинской средней школы Усольского района.
И не просто выживали: взяли поле – огромное, площадью в 34 гектара. Случилось невероятное: земля, на которой не смогли управляться совхозные работники, вытянула, прокормила сельскую школу! Не сама по себе, конечно, – только учительский коллектив знает в деталях, чего это стоило директору Юрию Косовцу и его заместителю по подсобному хозяйству (к счастью, разрешили такую ставку) Николаю Новокрещенову.
На этом необъятном поле с 1993 года школа сажает картофель – по голландскому методу, с трехкратной обработкой. Для собственных нужд вполне хватает десятой части земли, а на остальную площадь желающие разве что не строятся в очередь. Знают не понаслышке: картошка уродится на славу, особенно если прикупить семян у той же школы.
– Вывели мы свой собственный школьный сорт на основе районированного сорта – “тулунский сеянец”, – рассказывает Юрий Иванович. – А как это получилось? В самый первый год на посадку дали нам в совхозе всего около тонны семян. Кинули клич по школе, и дети, учителя принесли кто ведро, кто котелок. Сортов множество! И как у тех Лыковых в тайге, после переопыления вывелся собственный сорт – клубни гладкие, глазков мало, очень лежкий при хранении – не гниет. Наш семенной картофель покупают даже местные пенсионеры, которые чужим сортам доверять не склонны.
Выручка с поля идет на ремонт, на хозяйственные нужды, на литературу и учебники, на командировочные для учителей, на поощрение лучших учеников…
Да, ново-жилкинские учителя с директором в безвременье могли махнуть рукой на все, могли бастовать и возмущаться. Но вместо этого они много и упорно работали. Казалось, это было невозможно, но копейка прибавлялась к копейке: делали лотки для Усольского хлебозавода и почтовые ящики, шили верхонки для строителей и халаты, со свалок в близлежащих совхозах, по запчастям, собирали технику… Что бы там ни говорили, а хозяйская сметка – великое дело. Николай Новокрещенов – настоящие “золотые руки”! – собрал для поля весь необходимый комплекс: плуг, всевозможные культиваторы, две картофелекопалки, переделанные из старых комбайнов. А также старые школьные трактора, к которым нынче добавился новый благодаря тому, что Ново-Жилкинская школа включена в областную программу развития сельских школ, руководит которой начальник ГУОПО Леонид Выговский.
– Вы поезжайте, посмотрите Ново-Жилкино, – напутствовал Леонид Аполлонович. – Юрий Иванович, он громких слов не любит, но мужик по-крестьянски крепкий и ответственный, все школу обихаживает, все собирает для нее…
Так и оказалось. Сельский директор Косовец сродни крепкому дереву: укоренился глубоко в родной земле. Юрий Иванович награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством”, отличник просвещения. Общий его педстаж уже перевалил за четверть века, десять лет из которых – директорские. Два года назад в Ново-Жилкино был достроен новый школьный корпус – исключительно благодаря помощи губернатора Бориса Говорина, отметили учителя. Восемь лет до этого мозолил глаза бетонный долгострой. Была у прежних областных руководителей такая мода – начать школу, больницу, вбухать туда немалые средства, отрапортовать и… забросить. А поскольку Говорин сразу взял курс на то, чтобы постепенно закончить все незавершенки, то меньше чем за два года Ново-Жилкинскую и достроили – большую, просторную, красивую, открытие стало незабываемым праздником для всей деревни. Причем параллельно возвели и электрокотельную, так что зимой с теплом полный порядок. Детей из новой школы не выпроводить. (“А где еще можно пол помыть?”).
Ново-Жилкинская школа ощутила крепкую областную поддержку и по другим направлениям: получила спортинвентарь и оборудование, учебники, карты, с 2001 года за счет средств областного бюджета по программе “Горячий завтрак” кормит больше 80 малообеспеченных ребятишек. В областную программу развития сельских школ она попала не случайно. На основе опыта около трех десятков деревенских школ, которые надежно и призывно светятся на образовательной карте области как “точки роста”, будет создана перспективная модель развития. В Ново-Жилкинской мне сообщили такие вот красноречивые цифры: в 1999 году школа получила из бюджета 13 тысяч рублей. А сама заработала при этом 103,4 тысячи. Естественно, все эти средства до последней копейки пошли на развитие.
– Получается, экономим государству деньги, так ведь? – в глазах Юрия Ивановича настойчивый вопрос. – А некоторые налоги платим, как какое-нибудь предприятие. Разве нашу деятельность можно расценивать как коммерческую?
И Юрий Иванович рассказал о парадоксальном случае. Из заработанных школой средств на педсовете как-то было коллективно решено предоставить некоторым учителям ссуды – у каждого бывают ситуации, когда не хватает средств на какие-то жизненно важные нужды. Но в итоге школа получила… акт налоговой инспекции! В документе говорилось о якобы нецелевом использовании средств и предлагалось заплатить около 50 тысяч штрафа, то есть отдать ровно половину всех доходов. К счастью, в конце концов налоговые инспектора вняли доводам здравого смысла и штрафовать школу не стали.
– На страницах “Учительской газеты” хотелось бы поднять такую глобальную проблему: законодательство в отношении сельской школы (думаю, и в городских те же проблемы) сегодня очень сильно противоречит локальным актам налоговых органов, Пенсионного фонда и так далее. Как практик могу сказать: идет полнейшая нестыковка! Мое пожелание – определить место и роль школы, если она занимается хозяйственной деятельностью, закрепить все это законодательно: гласно, понятно и прозрачно. В моем понимании, если все заработанные деньги реинвестируются в образовательный процесс, на нужды наших же учителей, на их поощрение, на создание условий для воспитательной работы, как же при этом школа может облагаться налогами? Мы сегодня исправно платим налог в федеральный дорожный фонд. И, к примеру, когда у нас работала автошкола, отдавали НДС в размере 20 процентов.
Особенно трудно, думаю, тем директорам, которые только начинают приобретать экономический опыт. Мы-то уже “воробьи стреляные”, успели шишек набить: создавали когда-то при школе малое предприятие “Эврика” и через два года из-за налогового гнета были вынуждены его закрыть. И тут как раз подоспел Закон “Об образовании”. Обнадежил и обрадовал, позволив школе стать юридическим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но не тут-то было: нестыковки в законах продолжают мешать в нашей работе.
…Забавно, но из бывшего совхоза приходят с просьбами в школу, если нужна техника или еще что.
Элеонора БУЛУТОВА
Усольский район
Комментарии