search
main
0

Земля накормит. Сельскую школу можно возродить «всем миром»

Сельская школа – это совокупность различных типов и видов образовательных и воспитательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных), расположенных в сельской местности, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки учащихся, а также социокультурную и социально-педагогические функции.

В образовательном пространстве Иркутской области сельская школа занимает весомое место. На нее приходится 70% от числа всех образовательных учреждений, в которых обучаются 33% учащихся и работают 40% педагогических кадров региона.

По данным социологического исследования, проведенного в 18 селах области, сложившуюся ситуацию в сельской местности оценивают отрицательно 56% опрошенных, но в то же время сами учащиеся менять ничего в селе не собираются. 46% сельской молодежи собираются уехать из своих родных мест. «Безработица, всюду пьянство, скучная деревенская жизнь», «родителям не платят зарплату», «нет перспективы, чтобы оставаться в селе и нормально жить». Хотели бы связать свою жизнь с селом или иметь работу в городе, а жить в селе 22% сельских школьников. Анализ результатов поступления выпускников десяти сельских школ в учебные заведения сельскохозяйственного профиля в 2001 г. показал: после 11-го класса в сельскохозяйственный вуз поступили 8% выпускников; в сельскохозяйственный техникум – 5,6%; в сельское ПУ – 3%. После 9-го класса в сельское ПУ поступили 10% учащихся.

На основании данных социологического опроса можно сказать, что в социально-образовательной сфере села отмечаются следующие тенденции:

изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, их социальная неустойчивость;

отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушение связей между поколениями;

для молодого поколения селян постепенно утрачивают смысл понятия общинной взаимопомощи, добрососедства, подход к решению значимых для села проблем «всем миром»;

снижение доступа к высшему образованию, ослабление на рынке труда конкурентоспособности сельской молодежи по сравнению с городской в силу более низкого уровня образования и отсутствия широкого выбора образовательных услуг;

низкая мотивация учащихся к трудовой подготовке для работы в агропромышленном комплексе, выбору сельскохозяйственных профессий и т.д.

В 2000 г. в рамках реализации федерально-региональной программы «Развитие системы образования на селе» при Главном управлении общего и профессионального образования и ИПКРО Иркутской области был создан научно-исследовательский коллектив по проблемам сельской школы. Решением коллегии ГлавУОиПО были определены школы и сельские профессиональные училища, получившие статус базовых в реализации проекта «Сельские школы Иркутской области на пути в ХХI век».

Ожидаемый конечный результат реализации данной программы – превращение сельских образовательных учреждений в духовные центры развития детей, их родителей, всех жителей села; образовательные центры, готовящие детей к самоопределению и самореализации в изменяющемся мире, предоставляющие образовательные услуги всем сельским жителям; центры возрождения любви и бережного отношения к родной земле, восстановления культурных традиций.

Для достижения запланированного результата необходимо решить следующие социально-экономические, правовые и организационные задачи:

комплексное научно-методическое обеспечение деятельности сельских школ региона, введение новых технологий и средств обучения в сельских школах;

преобразование содержания образования; осуществление разноуровневого общего и начального профессионального образования на селе; введение компонентов сельскохозяйственного, экономического, национально-культурного и экологического образования на всех этапах обучения;

социальное партнерство сельских школ с другими учреждениями социально-культурного, образовательного, сельскохозяйственного назначения на селе;

интеграция школы и ПУ, что позволит осуществить комплексный, межведомственный подход к реформе сельской школы и рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения учреждений образования на селе в единый социокультурный центр.

Прошло два года с момента принятия программы «Сельские школы Иркутской области на пути в ХХI век», и сегодня можно говорить о промежуточных результатах.

Проведен анализ комплекса проблем сельских школ региона, разработан развернутый план первоочередных и перспективных мер по развитию сельских школ региона, разработана концепция развития образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Создана база данных педагогического опыта коллективов школ по созданию и апробации новых интегративных моделей образовательных учреждений в сельской местности, таких, как школа – детский сад, учебно-воспитательный комплекс, центр образования села, школа – ПУ.

Куйтунский район, учебно-воспитательный комплекс села Каразей

Село Каразей Куйтунского района Иркутской области находится в 45 км от районного и в 360 км от областного центров. Население составляет 1335 человек, из них детей до 16 лет – 411 человек. На территории села живут 365 семей, русские и чуваши, шорцы и татары, армяне и белорусы, украинцы.

Основным предприятием на селе является колхоз «Труд». Несмотря на то, что хозяйство испытывает большие финансовые затруднения из-за несбалансированных цен на сельскохозяйственную технику, продукцию сельского хозяйства и горюче-смазочные материалы, колхоз работает стабильно.

Удаленность от культурно-спортивных и образовательных комплексов послужила главной причиной создания в селе центра по обучению и воспитанию детей и молодежи.

История создания учебно-воспитательного комплекса «Каразей» началась в 1989 году, когда в селе был открыт филиал художественной районной школы. Затем открылись филиалы музыкальной (1991 г.) и спортивной (1994 г.) школ. В 1993 году наряду с углубленным профессиональным обучением в 10-11-х классах было введено профессиональное обучение учащихся, не имеющих полного среднего образования. Открылся филиал харикского ПТУ № 52, ставший впоследствии подразделением УВК. Здесь также проходят социальную и трудовую адаптацию и реабилитацию несовершеннолетние с отклонениями в развитии и подростки, своевременно не получившие среднего образования.

В 1995 году комплекс приобрел статус юридического лица и получил право на ведение самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Сегодня этот уникальный образовательный комплекс включает в себя школу искусств с музыкальным, художественным, хореографическим, театральным и цирковым отделениями; спортивную школу; детский сад «Земляничка»; Дом культуры «Колос»; классы начального профессионального обучения по специальностям: тракторист, столяр, овощевод, кулинар, швея, печник; учебное фермерское хозяйство «Резерв». Руководство колхоза работает в тесном контакте с педагогическим коллективом школы, поддерживает все начинания учителей. Директор УВК «Каразей» Галина Александровна Манух – творческий человек, ей интересно все новое. Недавно в школе был открыт педкласс, и УВК стал базовой школой Иркутского государственного педагогического университета.

В Каразее высоко развито социальное партнерство. Координирует работу всех предприятий сельская администрация, при которой работают такие общественные организации, как женсовет, административная комиссия, административный совет, комиссия по делам несовершеннолетних. Вопросы, касающиеся всех жителей села, решает сельский сход.

Примером целостной многофункциональной социально-образовательной системы, объединяющей детский сад, Одонскую малокомплектную школу, Владимировскую среднюю школу Тулунского района, является Центр образования деревни Владимировка.

Основное направление деятельности Центра – обеспечение качественного общего образования, теоретическая и практическая подготовка учеников к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского хозяйства. Здесь ребята получают профессию по следующим специальностям: организатор фермерского хозяйства, пчеловод, швея III разряда, швея-конструктор, пользователь ПК. На базе Центра образования открыты двухгодичные курсы профессионально-технического обучения для сельской молодежи, по окончании которых юноши получают профессию тракториста категории А, В, С, пчеловода с навыками столярного и плотницкого дела, девушки – профессию швеи, повара, пчеловода.

Привлекая ребят к работе в учебном крестьянском (фермерском) хозяйстве, в Центре образования воспитывают настоящих рачительных хозяев земли. За счет школьного компонента в учебный план школы введены предметы сельскохозяйственного профиля: основы животноводства, основы растениеводства, основы экономических знаний.

В прошлом году Центр образования был признан победителем в областном конкурсе среди школьных крестьянских фермерских хозяйств, в этом году на областном празднике-выставке «Урожай» занял первое место. За 9 месяцев этого года доходы составили 680 тысяч рублей. Питание в школьной столовой бесплатное.

Учебное подсобное хозяйство Центра образования имеет 225 га пахотной земли, 9 коров, есть телята, поросята, пчелы, сад, огород, пекарня, магазин и т.д. За два года на свои средства построено помещение для содержания крупного рогатого скота с цехом переработки молока, установлена система автоматического поения, механизировано доение, построен магазин. Начато строительство гаража на 4 единицы, ведется строительство склада под зерно 300 м2, завершается строительство помещения для содержания свиней, навеса для телят. Центр образования приобрел на свои средства прицепной инвентарь для заготовки сена: косилка, грабли, в этом году приобрели трактор Т-4 (правда, неновый, но рабочий), заготовлено более 100 м3 деловой древесины, напилено 70 м3 досок, заготовлено 625 центнеров сена, получили 464, 4 центнера зерна.

Директор Центра Николай Михайлович Рубцов считает: «Возрождение, становление и развитие сельской школы – сложный процесс. Решение проблем одной школе не под силу, необходимо «засучить рукава» всем – и родителям, и «соседям», не обойтись и без поддержки государства. И тогда оживут наши села, земля всех накормит и согреет».

Усольский район, Тайтурский образовательный комплекс школа – ПУ, единственный в области

В образовательном комплексе обучается 921 учащийся, из них 162 – в ПУ по специальностям: делопроизводитель, автослесарь, бухгалтерский учет, повар-кондитер и др.

Создание таких моделей позволяет школам более полно использовать культурно-образовательный потенциал среды, образовательные возможности других учреждений. Однако возникает и немало проблем, решение которых нельзя откладывать дальше. Самая главная из них заключается в том, что на селе разобщены образовательные и воспитательные учреждения, а именно школа и ПУ. Необходимо налаживать партнерские отношения между сельской школой и сельским профессиональным училищем. Пришла пора подумать о создании на их базе единого комплекса, единой системы воспитания, образования, здоровья, социальной защиты ребенка и подготовки его в конечном итоге к вступлению во взрослую жизнь.

Основные формы совместной работы: организация производственного обучения и производственной практики старшеклассников; стажировка и повышение квалификации педагогических работников по специальности «Пользователь ПК» и др.; совместная коммерческая деятельность и реализация проектов; совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках; проведение научно-исследовательских и технологических работ; оказание информационных услуг населению и т.д.

Поподробнее хотелось бы остановиться на консолидации усилий школы и ПУ в создании единого социально-культурного комплекса на селе.

Во-первых, работа с родителями. Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Чуть менее половины родителей имеют среднее специальное образование (44,3%), высшее образование удалось получить 10,6%, неполное среднее у 9,6% взрослых. Ограниченность культурной жизни считается нормой. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеваться. Помимо удовлетворения культурных запросов, сельской семье сегодня остро необходимы знания в области экономики, агрономии, социологии, юриспруденции. Есть потребность в этнокультурных знаниях, приобщающих семью к вечным духовным ценностям нации, ее истории, традициям, обычаям, праздникам. Вот поле деятельности для объединения усилий школы и ПУ в этом направлении.

Во-вторых, воспитание и обучение детей с ориентацией на эффективный труд в агропромышленном секторе народного хозяйства. Создание единых учебных крестьянских (фермерских) хозяйств приведет к усилению материально-технической базы, эффективному использованию кадрового состава школы и ПУ, объединению усилий по реализации продукции учебного хозяйства.

В-третьих, молодежные общественные объединения. Как можно разделить немногочисленную молодежь села по принадлежности к разным учебным заведениям? И здесь необходимо объединять усилия, используя потенциал и школы, и ПУ.

Научно-исследовательский коллектив по проблемам сельской школы совместно с кафедрой начального профессионального обучения ИПКРО пришли к выводу о необходимости создания творческой группы из руководителей сельских школ и сельских ПУ, которая бы занялась разработкой данных направлений совместной деятельности школы и ПУ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте