Гонки на оленьих упряжках – красивое, захватывающее зрелище. Для гонок отбирают лучших оленей, упряжь украшают полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают от 4 до 6 оленей. Состязаются в скорости, однако оценивают и технику бега, и внешние данные оленей (наиболее красивыми всегда считались белые). Оленьи бега в прошлом устраивали во время сезонных праздников (осенью, в связи с завершением оленеводческого цикла, весной, при наступлении белых ночей), иногда на свадьбах. Все виды традиционных соревнований сохранились в наши дни. Они проводятся в масштабе одного поселка, округа, а также между северными округами. В этих соревнованиях участвуют не только ненцы, но и коми, русские и другие народы, живущие в районе расселения ненцев.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей родной тундре. Средством передвижения будут, конечно же, олени. Давайте разделимся на две команды. У каждой команды – своя упряжка. Чья упряжка быстрее окажется у финиша, та команда победила. Посовещайтесь и придумайте название для своей команды.Дети придумывают название своим командам.Учитель: В тундре длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный и выносливый народ: нипочем ему ни полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни гнус, ни комары, ни болота, ни великая вода. В своей повседневной жизни жители Севера широко используют загадки. Поэтому наш первый конкурс – «Эрудит», вы должны будете разгадывать ненецкие загадки. Перед вами лист с кроссвордом. Ваша задача – дать ответы на загадки и вписать их в пустые клетки кроссворда. Оценивается скорость (0,5 балла) и правильность (2 балла). Если ваша команда готова, подайте звуковой сигнал колокольчиком, выкрикивать нельзя. Загадки1. Извивается змея с костяной головой. (Рога)2. Радость пастуха-оленевода, на четырех палочках стоит, обсохнет – за мамой побежит. (Олененок)3. Один старик под водою ходит, оленей ловит. (Сеть) 4. Мы темным вечером сверкаем, а днем мы исчезаем. (Звезды) 5. Все лето, на одной ноге стоя, сукнами краснеет. (Морошка) 6. Всех светлее и жарче. (Солнце) 7. Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты) 8. Не буквы, а написаны в строчку, без языка, а охотнику все расскажут. (Следы) Учитель: Посмотрим на результаты. Кто в ночь беззвездную до чумаДобраться нам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье?Конечно же, олень. Домашний олень – это уют тундры, чума. Он дарит радость общения, создает условия для уважительного отношения людей друг к другу.Конкурс «Художники». А какие они, эти олени? Какие основные элементы строения их тела мы должны отметить? (Туловище, ноги, голова, рога, хвост.) Молодцы, строение знаете прекрасно! Может, нарисуем оленя? Но с закрытыми глазами. У каждой команды свой лист. Определитесь, кто что рисует. Сейчас по очереди я буду подводить представителя от команды с завязанными глазами к листу и он будет рисовать один из элементов фигуры оленя. Оценивается схожесть с животным (1 балл). Посмотрим на результаты. И Север представитьНельзя без оленя. Олень – это тундры Пятнистый ковер, Ее вдохновенье, Ее откровенье… Олень!Учитель: Ребята, а кто пасет оленей? Правильно, пастух-оленевод. День и ночь ему приходится следить за своим стадом, оберегать его. Он должен быть сильным и смекалистым. Максим Садков: Я в зимней одежде своей, как сова, Могу повернуться на нартах едва. Но я настоящий помощник отца, Хорей мой под ветром свистит без конца.Учитель: Вот сейчас мы и проверим вашу смекалку и силу. Итак, конкурс на смекалку – «Викторина». Я по очереди буду задавать вопросы каждой команде, если команда затрудняется ответить, то слово предоставляется их соперникам. Но помните, что за выкрики и несоблюдение очереди команда штрафуется (минус 1 балл). Команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов, получает 2 балла. Викторина 1. Как называется шест, которым управляется оленья упряжка? (Хорей) 2. Что любит есть олень? (Ягель, грибы) 3. Собака лает, свинья хрюкает, а олень… (Хоркает) 4. Назовите традиционную одежду пастуха-оленевода. (Малица) 5. Почему малицу называют индивидуальным чумом? (Форма одежды конусообразная, подобна чуму, помогает человеку сохранить тепло) 6. Главная ценность малицы. (Мех оленя, который обладает теплозащитными свойствами)7. Назовите основные детали оленьей нарты. (Полозья, ножки-копылья, настил)8. Назовите главное преимущество оленя перед другими домашними животными. (Находится на подножном корму) Учитель: Посмотрим на результаты. Игра народа коми «Воробей» По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют: «Прилетел к нам воробей и запел, как соловей. Эй ты, птичка, не зевай. Кто мяукнет, угадай». Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу, мяу», стараясь изменить голос. (Играют 5-6 человек)«Три товарища» (по мотивам ненецкой сказки)«Жили в тундре три товарища: Ворона, Куропатка и Мышка. Захотелось им однажды лепешек поесть. Мышка спрашивает:- Кто пойдет в лавку за мукой?- Я не пойду, – отвечает Ворона.- Я тоже не пойду, – говорит Куропатка.- Если вы не пойдете, я сама схожу, – сказала Мышка.Взяла Мышка чашку. Налила в нее воды, насыпала муки, посолила немного. Замесила тесто. Выложила его на доску, сделала лепешки. Спрашивает своих товарищей.- Кто лепешки печь будет?- Я не буду! – говорит Ворона.- Я тоже не буду! – говорит Куропатка.- Если вы не будете, я сама испеку, – сказала Мышка.Испекла Мышка лепешки. Спрашивает: – Кто лепешки есть будет?- Я буду! – говорит Ворона.- Я тоже буду! – говорит Куропатка.- Нет! Вы только смотрели, пока я работала. Теперь я буду есть, а вы смотрите!И Мышка съела все лепешки».Конкурс «Назови элементы чума»Учитель: Хорошо жить в тундре, когда человек не изменяет своим привычкам, находится в ладу с природой и самим собой. Одна из таких привычек – жилище тундровика. Чум и ныне не получил более разумной и удобной замены в кочевых условиях. Наш маленький чум много лет спорит с ветрами и вьюгами, дождями и снегами. Вы узнали, как он выглядит внешне. Сейчас проверим. Перед вами чум. Ваша задача – назвать части чума. Победит тот, кто даст больше верных ответов (1 балл). А с его внутренним убранством мы ознакомимся на следующих уроках.А теперь пусть прозвучит голос поколений, пусть оживут мудрые изречения предков – пословицы. Следующий конкурс – «Народная мудрость». Вам даны тексты пословиц, разрезанные на части. Ваша задача – правильно соединить их. Оценивается скорость (0,5 балла) и правильность (1 балл). Пословицы 1. Как олень гордо несет голову свою, так же высоко держи имя свое. 2. Оленю лучшая мерка – в дороге проверка. 3. О человеке складывается мнение по упряжке его оленей. 4. Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами медведя.5. Если идешь на медведя – готовь мягкую постель, если идешь на лося – готовь гроб и могилу (раненый лось опаснее раненого медведя).6. За обедом обедает, на работе зевает.7. Умение охотника видно по его котомке. Учитель: Посмотрим на результаты. Конкурс «Охотники»Учитель: В охотничьей среде широко использовался особый охотничий язык (тайный, шифрованный), когда животные не назывались своими именами, а имели особые описательные названия. Угадайте, каких животных могли так называть. Почему?Вoркань – лесная кошка – … (рысь)Сьoдбoж – черный хвост – … (горностай)Сер – пятнышко – … (куница)Кузьбoж – длинный хвост – … (лисица)Лек зверь – плохой зверь – … (волк)Небыд кок – мягкая лапа – … (соболь)Дзор – седой – … (медведь)Кузь кок – длинная нога – … (лось) Победит та команда, на счету которой будет больше попаданий – правильных ответов (2 балла).Посмотрим на результаты. Если команды получили одинаковое количество баллов, используется резервный конкурс. Восьминогая собака (по мотивам коми-сказки)Жили-были старик со старухой. Пошли они как-то в парму, в лес северный, за черникой. Собирают ягоды в набирушки, смотрят, бежит к ним какой-то зверь чудной.- Ты кто? – спрашивает старик. – Я собака. Возьмите меня к себе. – Да на кой ты нам нужна! – рукой машет старуха. – Нам вдвоем-то мудрено прокормиться, да еще ты. – Горемыка я несчастная! – заскулила, заплакала собака. – Весь свет обегала, никто меня к себе не берет. Четыре лапы стерла, скоро остальные четыре сотру, а потом и помру. Ойя да ойя! – Не то у тебя восемь лап было? – спрашивает старик.- Восемь, как есть восемь, – отвечает собака. – Раньше все собаки восьминогими были, шибче всех зверей бегали. – Ну а с четырьмя ногами ты нам и вовсе ни к чему, – старуха говорит. – Головушка моя горькая, – снова заскулила та. – Последняя собака я на всем белом свете. Как изотру последние лапы, вовсе мой род прервется. Возьмите меня, несчастную, я буду в конурке жить, дом вам сторожить. – Старуха, а старуха, может, возьмем ее к себе? – старик уговаривает. – Хоть она и с изъяном, а жалко все ж таки, ежели последняя собака на земле вымрет. – Кабы она о восьми ногах была, – вздыхает старуха. – Да уж ладно, пожалеем эту уродину на четырех ногах. Взяли они собаку к себе. Ничего, привыкли к четвероногой. Собака дом сторожила, со стариком на охоту ходила. От нее и повелся род четвероногих собак. Старику со старухой надо спасибо сказать, а то бы и таких на земле не осталось.Учитель: Север – древняя земля, овеянная легендами и преданиями. С незапамятных времен живущие на этой земле люди из поколения в поколение передают традиции своих народов. И хочется верить, что не прервется нить между поколениями, нить между нами и нашими предками. Ты спросишь меня: – Какая она, Земля, которую ты любишь? Как мне увидеть ее твоими глазами? А я тебе просто скажу: – Ты голову к небу поднимешь, Увидишь, как падает снег. Опустишь – все тот же Серебряный снег Лежит у тебя под ногами. Вот это и есть та земля… Прим. ред. Презентация к мероприятию и вступительная часть опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/784.Валентина ТАЛЕЕВА, учитель русского языка и литературы основной школы поселка Амдерма Ненецкого автономного округа, победитель VIII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»
Комментарии