search
main
0

Земля экономики Ученическая республика

Современная школа прежде всего должна готовить учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. Однако сложившееся правовое образование в рамках академических часов не позволяет ребятам освоить практические навыки гражданско-правового поведения. Чтобы восполнить этот пробел, развивается несколько вариантов ученического самоуправления и соуправления. Однако оно нередко оторвано от реальной жизни. Отсутствует четкость в определении места ученического самоуправления в образовательном и воспитательном пространстве школы. Далеко не всегда соблюдаются необходимые демократические принципы и процедуры.

Искреннюю заинтересованность в поиске путей активного воздействия на окружающий мир нередко демонстрируют сами учащиеся, высказывая, в частности, свое мнение о том, какой должна быть демократическая школа.
“Ученики тоже должны принимать участие в управлении школой, ведь свое мнение есть и у “маленьких людей”. Но, возможно, окончательные решения должны принимать все же старшие, так как у них больше жизненного опыта”. (Юля, 7-й класс)
“Я думаю, что в демократической школе не только один директор должен решать проблемы, он должен советоваться с избранными учениками. В школе должен быть суд”. (Вилен, 6-й класс)
“В демократической школе каждый ученик имеет право голоса”. (Вадим, 6-й класс)
“Я думаю, что в демократической школе решения принимают совместно учителя и ученики”. (Дима, 7-й класс)
Результаты проведенного в лицее социологического исследования стали одной из причин обращения к проблеме организационного построения и определения возможных направлений практико-ориентированной деятельности ученического соуправления.
Старшеклассники продемонстрировали признание ведущих гражданских ценностей, понимание природы закона и гражданственности. Они принимают и понимают закон, но при этом вполне допускают нарушение этических норм и принципов. На предложение указать свое отношение к труду как виду человеческой деятельности учащиеся выбрали следующие варианты ответа:
труд обязателен для достижения жизненных целей и благополучного существования – 92,8%;
труд не отвечает жизненным интересам, есть и другие возможности существования – 6,25%;
труд – тягость, можно прожить, не работая – 0,9%.
Отношение к существующей в России системе правления и законам проявилось следующим образом:
я признаю современную систему правления и существующие законы – 3,5%;
я вижу недостатки в системе правления, но верю в возможность постепенного совершенствования существующего режима – 72,3%;
я полностью не приемлю законы и систему правления и вижу единственное решение в их полном изменении – 22,3%.
На вопрос “Закон для вас – это…” были получены следующие ответы:
правило, одобряемые обществом запреты – 79,5%;
внутренний источник страха и неблагополучных последствий и наказания – 8,9%;
совокупность неприемлемых запретов – 11,6%.
Однако на предложение определить свое отношение к утверждениям, несовместимым с позицией гражданина, учащиеся показали неоднозначные результаты.
Симптоматично прозвучали ответы на вопрос “Допускаете ли вы возможность совершения противоправных действий для самоутверждения?”:
да – 19,6%;
нет – 57,1%;
затрудняюсь ответить – 23,2%.
Как видно, далеко не всегда стремление к самоутверждению сдерживается необходимостью соблюдения закона.
Схожим оказалось отношение учащихся к поиску запрещенных и противоправных способов получения денег при отсутствии или неразвитости возможности для самостоятельного заработка:
да – 20,5%;
нет – 63,4%;
затрудняюсь ответить – 16,1%.
На вопрос “Как вы считаете, возможно ли влияние рядовых граждан на изменение политической ситуации в современной России?” были получены полярно противоположные результаты:
да – 43,75%;
нет – 40,20%;
затрудняюсь ответить – 16,1.
Последний вопрос был направлен на выяснение отношения учащихся к тому, как современная школа способствует формированию гражданской позиции.
Ответы распределились следующим образом:
школа способствует формированию уважения к нормам права – 76,8%;
школа способствует формированию безучастного отношения к отрицательным чертам личности – 3,6%;
школа способствует доминированию интересов личности над интересами общества – 19,6%.

Ученическая республика – модель гражданско-правового образования
Формирование у учащихся практических навыков жизни в гражданском обществе, их подготовка к ответственной и осмысленной гражданской деятельности сдерживается прежде всего следующими факторами:
1. Отсутствием учебного комплекса гражданско-правовых дисциплин с учетом специфики учебного заведения.
2. Отсутствием связи органов ученического самоуправления с социальной практикой.
3. Пренебрежительным отношением к фундаментальным демократическим принципам и процедурам.
4. Непониманием природы ученического самоуправления и соуправления как явления многопланового, позволяющего развивать разнообразные гражданские инициативы.
Система ученического соуправления в нашем лицее способствует воспитанию у учащихся глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социально-правовых нормах, социальных связях, прививает им навыки участия в разработке социально значимых проектов. Ученическая республика “Земля Экономики” готовит учащихся к ответственной и осмысленной деятельности в правовом государстве и гражданском обществе:
они приобретают знания, умения и навыки, необходимые для эффективного участия в общественной политике, а также навыки социального партнерства;
обучаются разнообразным формам и методам решения конкретных социальных проблем;
учатся конструктивной самоорганизации, умению определять свое место в решении актуальных социально-экономических задач, стоящих перед обществом.
При этом у лицеистов формируются:
глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;
политическая культура, гражданская зрелость, самостоятельное творческое мышление, демократические правовые ценности.
Цели деятельности педагогического коллектива могут быть определены следующим образом:
выработка учебно-воспитательных методов, форм, созвучных демократическому курсу развития российского общества;
подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе;
формирование у учащихся глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях.
Выпускникам современной школы уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями. Они должны быть социально активными и ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который помогает адаптироваться к требованиям современной жизни.
Названные цели могут быть достигнуты, если ребята овладеют глубокими и устойчивыми представлениями о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях. Эти представления складываются прежде всего на основе собственной деятельности детей посредством участия в ученическом соуправлении. Все это постигают наши ученики благодаря участию в ученической республике “Земля Экономики”, составляющими которой являются проекты “Демократическая республика”, “Гражданин” и “Школьная компания”.

Этапы становления ученического соуправления
Идея и практика гражданского образования и воспитания оформляются в лицее как веление времени, процесса демократизации российского общества (в том числе и изменения содержания образования), обусловлены необходимостью решения достаточно острой задачи: формирование гражданского правосознания и самосознания подрастающего поколения.
В апреле 1998 года в Пензенской области проходили выборы главы администрации. Накал борьбы и интерес граждан к выборам были достаточно высоки. Учащиеся 11-х классов предложили провести в лицее альтернативные выборы: “Требуется глава администрации Пензенской области 2014 года” (в 2014 году участники избирательной кампании обретут право быть избранными).
Цели игры-эксперимента:
приобретение практических навыков, необходимых в избирательном процессе;
актуализация знаний, полученных в процессе изучения различных гуманитарных дисциплин;
развитие умения ставить проблемы и искать пути их решения.
Объединение усилий учителей и родителей в воспитании активной гражданской позиции у подрастающего поколения.
Во время игры все избирательные процедуры осуществлялись на основе Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, устава Пензенской области, закона “О выборах главы администрации Пензенской области”.
Проявилась искренняя заинтересованность учащихся в поиске путей активного воздействия на окружающий их мир. Тогда и возникла идея создания общественной организации лицеистов, позволяющей совместными усилиями способствовать развитию гражданского правосознания, реализации творческих возможностей учащихся, развитию навыков участия в социально значимых проектах.
Именно ученическая республика “Земля Экономики” и становится в лицее той организационной формой, которая позволяет в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее практической деятельности коллектив учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества.
В октябре 1998 г. была учреждена ученическая республика “Земля Экономики”. Создана территориальная избирательная комиссия по выборам президента.
В лицее моделируется деятельность государства с такими необходимыми атрибутами, как политическая система, система органов власти, правовая база. При этом каждый лицеист, принявший участие в голосовании, смог не только почувствовать себя в роли непосредственного участника важного общественно-политического события, но, пожалуй, самое главное, осознать, что каждый голос избирателя – это кирпичик в фундаменте здания демократического государства учащихся.
Разработана и после всенародного обсуждения 19 октября 1998 года принята конституция ученической республики. В соответствии с Конституцией РФ и уставом лицея были провозглашены права и свободы лицеиста как человека и гражданина.
Ученическое самоуправление позволяет прививать и развивать не только общественный, но и политический опыт. В ноябре-декабре 1999 г. граждане нашей республики стали участниками параллельных выборов депутатов Государственной Думы РФ. На общем заседании парламента, правительства и совета мудрых и справедливых ученической республики “Земля Экономики” было принято решение, что избирательным правом обладают учащиеся 9-11-х классов. Избирательная комиссия работала в тесном взаимодействии с избирательной комиссией администрации Ленинского района г. Пензы. Вся необходимая документация готовилась в точном соответствии с предъявляемыми требованиями: учащимися были составлены и тщательно выверены списки избирателей, оформлены приглашения на выборы, проведены разъяснительные беседы с участниками выборов и учеба членов участковой избирательной комиссии, подготовлены информационные стенды, комната для голосования. После подсчета голосов протоколы участковой избирательной комиссии избирательного участка N1-У, списки избирателей и бюллетени были сданы в областную избирательную комиссию.
Чрезвычайно интересными с точки зрения определения политических симпатий лицеистов оказались результаты голосования. Проведенный после выборов опрос позволил определить мотивацию учащихся в ходе голосования.
Среди депутатов-“одномандатников” предпочтение было отдано представителям новых политических сил (СПС, ОВР). При этом достаточно высоким оказался процент лицеистов, проголосовавших против всех, – 24,3%.
Обозначенная позиция учащихся-избирателей нашла свое подтверждение при голосовании по партийным спискам. Здесь на первом месте движение “Единство” – 33,5%, далее следуют СПС и “Яблоко”.
Отдельного внимания заслуживает выяснение мотивов голосования учащихся. Опрос учащихся, проведенный после голосования, показал, что такие политические движения, как объединения “Яблоко”, “Отечество – вся Россия”, “Союз правых сил”, получили предпочтение в силу своих программных установок, блок Жириновского – благодаря своему лидеру, а движение “Единство” – благодаря лидеру и поддержке со стороны правительства.
Новым направлением в деятельности ученической республики становится социальное проектирование. Лицеисты активно включаются во Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”. Разрабатываются и реализуются проекты “Лицей N29 – территория, свободная от наркотиков”, “Практические предложения по страхованию школьников”, “Республика “Остров Зелени”. В феврале 2000 года правительство республики “Земля Экономики” приступило к организации школьной компании “Bookland”. Цель – комиссионная торговля учебниками, бывшими в употреблении, помощь учащимся в приобретении учебной литературы по цене ниже рыночной. Параллельно начинает функционировать ООО “Автостоп” как школьное кафе.
В сентябре-октябре 2000 года в лицее проводятся вторые выборы президента ученической республики, формируется ученический парламент, правительство и совет мудрых и справедливых. Разрабатываются такие социальные проекты, как “Притеснения школьников” (“Дедовщина” в лицее”), “Безответственные родители – обездоленные дети”, “Сделаем мир лучше: пришкольная территория”. Проводится конкурс символики лицея.

Что нам удалось
Итак, учреждена ученическая республика “Земля Экономики”. Прошли две избирательные кампании по выборам президента ученической республики (в соответствии с Законом о выборах Президента РФ), сформированы три ветви власти (парламент, правительство, совет мудрых и справедливых), принята конституция ученической республики. Разработана символика. Разработан ряд социальных проектов.
При этом мы осознаем, ощущаем, что развитие демократических навыков в лицее наталкивается на недостаточную подготовленность как ученического, так и учительского коллективов. Представляемая степень гражданской свободы оказывается не в полной мере востребованной. Управлять (соуправлять), сотрудничать с ученическим коллективом демократическими методами для учителей на основе демократии оказалось несоизмеримо сложнее.

Константин УЛАНОВ,
директор финансово-экономического лицея N29
Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте