search
main
0

Земледелец с указкой,

или Почему для сельского педагога нет ничего страшнее саранчи

Весь рынок кем забит? Учителями истории, литературы, начальных классов и даже директорами школ. Думал: один я такой храбрый, нет, много. “У вас что, педсовет здесь?” – спрашиваю. “Да, педсовет”, – смеются. Зато никакого хамства на рынке, никто талантливее учителя не убедит купить его товар. Да и на рельсах никто не сидит. Выживая, сельский учитель не дает рухнуть народному образованию. – К такому вот выводу пришел после долгих поисков гармонии между собой и миром учитель истории и экономики Пустоваловской средней школы Кинель-Черкасского района Александр Романов.

В отдельно взятом селе Пустовалово живут учителя в основном в колхозных коттеджах, на правах колхозников отовариваются в хозяйстве продуктами и кормами для скота, а районная администрация оплачивает коммунальные расходы. Но отеческая забота директора ЗАО “Луч” Романа Кадырова об учителях в нынешних экономических условиях не дает гарантии от полунищенского их существования. “Кое-кто жалуется на трудности, а мне нравится держать скотину. Лично я все успеваю сделать, правда, ложусь во втором часу и встаю в седьмом. Но на уроки неподготовленной не позволю себе явиться, как и четвероногих оставить голодными”, – призналась Наталья Соколова.

А в сентябре она провела экономический эксперимент, оставив семьи сына и дочери без молока. Все подчистую продала – творог, масло, сметану, молоко от двух буренок и заработала 1200 рублей – почти школьную свою зарплату. В другие месяцы чистоты эксперимента добиться Наталья Павловна не стремится – семью надо кормить, но кое-какой доход со своего подворья имеет. Вот такая коммерческая тайна.

– А какая зарплата удержала бы вас от добровольно-принудительных сельскохозяйственных трудов? – спросила я учителей.

– В начале века, – припомнил преподаватель истории и экономики Александр Романов, – учитель получал 300 рублей, при этом корова стоила 5. Если бы я смог купить в год 60 гипотетических коров, а это ныне 480 тысяч рублей, не стал бы заниматься подсобным хозяйством, как и мои коллеги. И тогда уровень образования в селе был бы выше. Он, правда, и сейчас довольно приличный, но держится на одном патриотизме.

– Такова диалектика жизни в селе… А когда вы последний костюм себе купили?

– В прошлом году на прибыль от выращенного урожая.

Три года назад забрал Романов свой земельный пай, согласно законодательству РФ изъяв из оборота колхоза 23,6 га. Отмерили ему в восьми километрах от села территорию, вбили колышек – паши! Вспахал, засеял ячменем – собрал его аж 46 тонн. 14 ушли после реализации на оплату бензина, солярки, транспортных услуг, а остальные обернулись чистой прибылью.

Дальше – больше. Засеял учитель поле подсолнечником, и вышло еще лучше. А прибыль пустил на расширение площадей. Но в это лето остался он, увы,почти без урожая. Саранча прожорливая постаралась.

Я поинтересовалась, чем он от фермера отличается. Для фермера нужно более сотни га земли, иначе хозяйство не будет товарным, т.е. рентабельным. То, чем занимается учитель на своей делянке, носит характер натурального хозяйства, т.к. заработанное он в большей степени тратит на собственные нужды: на обучение дочки в педуниверситете, например.

Но есть и иная польза от романовского хозяйства – пример его заразителен. Как считает сам хозяин, стереотипы, однако, сильно мешают людям что-то совершить, сделав над собой усилие. Нужны определенная смелость и решимость. Вышло бы так, что не смог засеять 3 года подряд свое поле, все, землю бы отобрали, сочтя его нерадивым хозяином.

А пока учитель дает своим ученикам экономические задачки, к примеру, такую: “Подсчитайте-ка себестоимость литра молока” или : “У вас тысяча корней помидоров, каждый дает по 4 килограмма плодов. Подсчитайте возможную прибыль”. И ребятня подсчитывает.

– А что вы говорите ученику, который видит вас на рынке за прилавком?

– Он ничего не спрашивает, и мне не надо оправдываться, потому что мой ученик понимает: то, что я продаю, я не украл, я просто превращаю неблагоприятную экономическую ситуацию в стране на пользу себе и обществу во благо.

– Учитель – сельский интеллигент – вынужден менять свою социальную роль. Не видите ли вы в этом трагедию?

– Не без этого. Ну давайте мы начнем требовать зарплату, как у учителей в Германии. Хотите, я вам организую бузу? Агитировать и требовать мы умеем, а не лучше ли работать кто где может?

– Не в обиду другим учителям будет сказано, но крутится Романов наш, как волчок, – восхитился кто-то из коллег.

Глянула я на него – ничего богатырского в облике не приметила, но такую гору свернул – не ложкой, а сошкой авторитет завоевал.

Галина СЮНЬКОВА

с. Пустовалово,

Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте