Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова яркий пример того, каким должен быть сегодня руководитель музея. За три года с того момента, как она возглавила один из главных музеев страны, ей удалось превратить Третьяковскую галерею в место, где хочется проводить время, получать новые впечатления, куда хочется возвращаться снова и снова. О том, как ей это удалось, Зельфира Трегулова рассказала в эксклюзивном интервью «Учительской газете».
– Зельфира Исмаиловна, каких перемен от вас потребовала текущая повестка дня?- Мы сразу же поставили перед собой задачу повернуться лицом к зрителю. Достаточно долго в России господствовала концепция музея как башни из слоновой кости, и его главной миссией считалось сохранение и изучение, но отнюдь не попытка заинтересовать максимальное количество людей всем, что музей сохраняет и изучает. Мы поставили перед собой цель – превратить музей в открытое, очень комфортное, иммерсивное пространство, где люди бы проводили не только полтора часа, чтобы посмотреть выставку и экспозицию, но одновременно могли бы послушать интересные лекции, выступления, музыку, поэзию, посмотреть кино, дать возможность своим детям позаниматься в детских образовательных студиях. Это все дало свои результаты – мы выработали новый язык общения со зрителем, далекий от унылых и скучных искусствоведческих штампов прошедших десятилетий, да еще идеологически окрашенных. Мы стараемся разговаривать с ними на понятном, ярком, но не примитивном языке, под языком я подразумеваю широкие понятия и категории, это и тексты, и использование новейших технологий, существование в интернет-пространстве, мы очень активны в соцсетях. Я рада видеть, что сейчас к нам приходит много молодых людей, которые раньше к нам не ходили, считали, что Третьяковская галерея – это скучно.- Недавно вы приняли участие в форуме «Музейный гид», организованном Фондом Владимира Потанина в рамках Международного фестиваля «Интермузей»-2018. На форуме рассматривались вопросы взаимодействия музея и общества. Сегодня эта тема очень актуальна. Как процессы, происходящие в обществе, влияют на развитие музеев? И наоборот, как музей может изменить общество?- Необходим постоянный взаимообмен между музеями и людьми. Я считаю, что любить и понимать искусство может и должен каждый человек вне зависимости от социального статуса и образа деятельности. Приобщение к культурным ценностям обогащает человека. Музей может стать трамплином для изменений к лучшему – личных и общих. Как только я возглавила Третьяковскую галерею, я поставила одной из главных целей привлечь публику в Новую Третьяковку, в наше здание на Крымском Валу. Мы ввели бесплатные среды. Я повторюсь, в музее должно быть интересно всем – и детям, лишь начинающим познавать мир искусства, и знатокам, все в жизни повидавшим. Мы принимаем школьные классы, семьи, мы постоянно работаем с людьми с ограниченными возможностями здоровья.Чем раньше ребенок приобщается к искусству, тем лучше, даже когда совсем маленькие дети до трех лет смотрят на художественное произведение, это откладывается в их сознании, не говоря уже о детях постарше. Посещение музея способствует развитию креативности, а это та категория, которой принадлежит будущее, и общество, где креативность будет воспитываться, культивироваться, – это общество будущего.- Недавно вы столкнулись с одной из самых важных проблем взаимоотношения общества и музеев – проблемой вандализма. Что можно сделать совместными силами, чтобы в будущем избежать подобных случаев?- Любая болезнь требует профилактики, а вандализм – это нравственный недуг, я сейчас имею в виду не столько серьезные случаи, которые связаны с психическими отклонениями, сколько общее равнодушие, когда нет трепета перед красотой природы и искусства. И для этого человека надо с ранних лет приобщать к искусству, вовлекать ребенка в художественное воспитание (а у нас есть программы для самых маленьких детей).А что касается вандализма по отношению к музейным шедеврам, тут нужно ужесточить меры наказания. Есть вещи, которые бесценны. И если человек не осознал этого душой и сердцем, пусть хотя бы будет понимать, что за хулиганство придется очень серьезно отвечать перед законом.- Вы настоящий посол русского искусства в мире, провели много знаковых выставок российских художников за рубежом, среди которых уже вошедшие в историю искусства выставка «Великая Утопия» в начале 90‑х и уже в новом веке «Россия!» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, вы регулярно выступаете на международных конференциях. Русское искусство имеет большой резонанс на Западе?- Безусловно, интерес к русскому искусству был всегда. Но он явно недостаточен. Одним из самых важных направлений в деятельности Третьяковской галереи я считаю сотрудничество с ведущими мировыми музеями.Очень успешной была выставка произведений из Национальной портретной галереи Лондона. Рекорды посещаемости продемонстрировала выставка «Шедевры Пинакотеки Ватикана», которую курировал научный сотрудник Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов. В свою очередь мы привезем в Ватикан свою выставку «Русский путь от Дионисия до Малевича», такой взаимообмен между музеями очень важен. Чтобы организовать персональную выставку Гелия Коржева в Третьяковской галерее, я два года уговаривала американского коллекционера Рэя Джонсона, основателя Музея русского искусства в Миннеаполисе, предоставить картины из его собрания. Мы привезли тогда картины еще из шести частных американских коллекций. Очень важно показать грандиозность замысла, тогда любой пойдет тебе навстречу.В 2019году в Москве и Петербурге пройдет ретроспектива Репина, которая потом будет показана в Париже и в Хельсинки. На Западе самая востребованная тема – передвижники. Наконец-то наступил момент, когда русское реалистическое искусство становится интересным. И значимым.- Первая выставка, которую вы провели в качестве директора Третьяковской галереи, стала самой посещаемой за всю историю музея. Выставка Серова в Третьяковке – это уже феномен.- Да, а феномен объяснить нельзя. Выставка Василия Верещагина тоже имела большой успех. В сентябре откроем выставки Михаила Ларионова и Ильи Кабакова. Будет большая выставка Архипа Куинджи.- К 2025году по проекту Рема Колхаса будет реконструировано здание на Крымском Валу – грандиозный образец сочетания советского модернизма и самой передовой современной архитектуры. Что уже сейчас можно сказать о том, какой будет самая большая выставочная площадка в России?- Этот проект еще рано обсуждать. А вот о более близких планах скажу. В конце следующего года должен открыться Дом-музей братьев Третьяковых в Голутвинском переулке. В ста метрах от него находится особняк Рябушинского, также переданный Третьяковской галерее, и там мы создадим первый в Москве Музей истории частного собирательства и меценатства.- Вы очень открытый к общению с широкой аудиторией человек: участвуете в передачах на телеканале «Культура», пишете колонки в газеты и глянцевые журналы. Директор музея должен быть публичной личностью?- Сегодня, пожалуй, что да. Я хочу общаться с людьми на равных, хочу заинтересовать искусством широкую аудиторию, сделать так, чтобы аншлаги в наших залах были не только в Ночь музеев. Но самое главное качество современного руководителя – любопытство. Я стараюсь посещать все заметные культурные события, знакомиться с людьми, обсуждать совместные идеи.- Зельфира Исмаиловна, какие образовательные проекты реализует Третьяковская галерея и какие программы вы планируете запустить в новом учебном году?- Мы стремимся к синтезу искусств. Проводим концерты камерной музыки, кинопоказы, лекции, мастер-классы для детей и взрослых. Для подростков у нас есть много интерактивных занятий. Соприкосновение с искусством детям необходимо, школьникам – тем более.
Очень важный проект для меня мы запустили два года назад при поддержке Фонда Владимира Потанина. Программа называется «Культура без границ. Диалоги с культурными лидерами современности». В программе участвуют многие зарубежные специалисты, художники, директора музеев, а также российские звезды театра и кино. Список знаменитостей, которые выступят в наших залах, есть на сайте Третьяковской галереи. И да, вход на эти встречи свободный.
Досье «УГ»Зельфира Исмаиловна Трегулова – советский и российский искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов, директор Третьяковской галереи. Кандидат искусствоведения. Родилась в семье кинематографистов, отец – кинооператор, мать – звукорежиссер. В 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В 1981 году окончила аспирантуру МГУ. В 1984‑1997 годах – куратор международных выставок русского искусства во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е.В.Вучетича. В 1993‑1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1998‑2000 годах – заведующая отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 2002‑2013 годах – заместитель генерального директора по выставочной работе и международным связям Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». С 14 августа 2013 года – генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». С 10 февраля 2015 года – генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение – Государственная Третьяковская галерея».Кавалер ордена Звезды Италии (Италия, 2 мая 2012 года), командор ордена Pro Merito Melitensi (Мальтийский орден, 2012 год), лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей» (2005 год), лауреат премии «РБК-2016» в номинации «Государственный человек» и других наград.
Комментарии