Курс «Защита прав потребителей» сегодня изучается в школе. Нередко он преподается в рамках таких предметов, как «Правоведение», «Обществоведение», «Граждановедение», «Обществознание», «Прикладная экономика», используется и в центрах дополнительного образования.
Приятно отметить, что защита прав потребителей вызывает живой интерес у подростков, что побуждает их к самостоятельному знакомству и изучению нормативно-правовых актов. Однако в этом случае у них возникают трудности в правильном понимании и толковании норм закона. Поэтому, конечно, им необходимо пообщаться со специалистом, который был бы компетентен в вопросах защиты прав потребителей.
В течение многих лет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) совместно с Министерством образования проводят работу по развитию экономического образования и образования в области защиты прав потребителей. Начиная с 2001-2002 учебного года они проводят совместные всероссийские олимпиады.
В апреле этого года прошел заключительный этап II Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. Участвовали 125 школьников из 68 городов, поселков, сел сорока двух субъектов РФ, каждый из которых был отмечен дипломом участника олимпиады и памятными призами. Победителями стали 38 учащихся, которые получили ценные подарки и были награждены дипломами Минобразования России I, II степеней.
В программу олимпиады были включены соревнования по двум направлениям: по основам законодательства о защите прав потребителей и по основам экономической теории. Соревнование по потребительским знаниям состояло из двух этапов: тест и решение задач. Задания, разработанные специалистами МАП России, предполагали знание школьниками не только Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», но и таких нормативно-правовых актов, как Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. При разработке заданий были также использованы положения Федерального закона «О рекламе».
Тест состоял из 70 вопросов. На его решение отводилось два астрономических часа. На вопросы его одним из участников было дано 67 правильных ответов из 70. И это максимальный набранный балл в этом испытании. Если сравнить этот результат с опытом проведения прошлогодней олимпиады, то на заключительном этапе 2002 года максимальным набранным баллом было 70 правильных ответов из возможных 70.
Однако следует отметить, что результаты теста II Всероссийской олимпиады были более равномерными. Более половины правильных ответов дали 117 человек, то есть 95 процентов участников. Таким образом, во II Всероссийской олимпиаде практически все были хорошо подготовлены и справились с тестом.
Анализ работ участников показал, что большая часть школьников очень узко воспринимает понятие защиты прав потребителей. Как правило, они считают, что понятие защиты прав потребителей – это Закон «О защите прав потребителей», Правила продаж отдельных видов товаров и еще несколько нормативно-правовых актов. Многие не знают о существовании Гражданского кодекса Российской Федерации, который также содержит нормы, касающиеся правового положения потребителей, и при этом обладает в некоторых случаях более высокой юридической силой.
Чрезвычайно обидно, что многие преподаватели забывают рассказать ученикам о месте Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в системе законодательства России. Было бы целесообразным посвятить этому установочную лекцию, обратить внимание учеников на ряд статей Гражданского кодекса Российской Федерации, которые важны для потребителя, кратко объяснить очередность применения Конституции Российской Федерации, законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
Нет у ребят ясного представления, кто занимается защитой прав потребителей. Им необходимо рассказать о национальной системе защиты прав потребителей, которая состоит из федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей. Объяснить различия в компетенции МАП России, Госстандарта России и иных государственных органов федеральной власти, их территориальных подразделений, которые упоминаются в Законе «О защите прав потребителей».
Многие не понимают, что такое общественное объединение потребителей. Поэтому задача педагога осветить принцип организации деятельности общественного объединения потребителей – можно сказать, что это юридическое лицо, с уставом, которое действует в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» и Законом «О защите прав потребителей», объяснить, что это коммерческая организация и помогает потребителям не безвозмездно, уделить внимание полномочиям, зафиксированным в статье 45 Закона «О защите прав потребителей», и т.д.
Перечисленные ошибки характерны для обеих олимпиад. Что касается второй, то, помимо указанных ошибок, более трети неправильных ответов касались Закона «О рекламе».
Второй частью были ситуационные задачи. Всего предлагалось решить 10 задач различной сложности. При сравнении результатов решения ситуационных задач по потребительскому законодательству 2003 года с 2002 годом получается, что минимальное количество баллов в 2002 году – 2, а в 2003 году – 30. Если на I Всероссийской олимпиаде 19 человек (13 процентов от количества принявших в испытании участников) не смогли решить ни одной задачи, то в этом году неподготовленных детей не было.
Более чем с половиной задач в 2003 году справились 66 процентов участников.
К сожалению, результаты решения задач получились ниже ожидаемых. Многие, прочитав описания вполне нетрудных на первый взгляд бытовых ситуаций, предложили краткий, но неполный перечень действий субъектов ситуации. Большее количество ответов были поверхностными.
В остальном при решении задач школьники сталкивались с теми же трудностями, что и при решении тестов, то есть, в частности, сказывалось незнание ими положений, регулирующих гарантийные сроки, основ регулирования отношений, связанных с куплей-продажей сезонных товаров, круга полномочий общественных объединений и т.д.
По прошествии двух олимпиад можно сказать, что большая заслуга преподавателей в том, что практически все школьники знают не только номера статей законов и нормативно-правовых актов, но и подпункты, а также точные формулировки, используемые в них. Наиболее хорошо ребятами изучены вопросы компенсации морального вреда, предоставления информации для потребителя.
По устранению выявленных пробелов в знаниях целесообразно использовать учебник «Основы потребительской культуры» (авторы В. Симоненко, Т. Степченко). В 2000 году коллективом авторов Конфедерации обществ потребителей было издано второе издание учебника «Основы потребительских знаний» (под общей редакцией П. Крючковой).
Опыт проведения олимпиад показал, что в основном подростки довольно легко справляются с заданиями, поэтому возможно, что в будущем году список нормативно-правовых актов, которые требуется изучить для подготовки к участию в олимпиаде, будет расширен. Также планируется обратить внимание будущих участников на те положения потребительского законодательства, которые из года в год вызывают у них затруднения. Безусловно, преподавателей, которые могут компетентно обучить основам потребительских знаний, чрезвычайно мало. Поэтому МАП России активно работает над созданием и укреплением системы подготовки и переподготовки преподавателей в области защиты прав потребителей. Школы, в которых преподается защита прав потребителей, могут обратиться в территориальные управления МАП России за оказанием информационной поддержки, помощи в организации семинара.
Победители заключительного этапа II Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительским знаниям должны приниматься без вступительных испытаний в вузы для обучения по направлениям, соответствующим профилю олимпиады. В список специальностей, соответствующих профилю олимпиады, относятся педагогические специальности (030600 технология и предпринимательство), специальности экономики и управления (061100 менеджмент организации) и междисциплинарные специальности (351100 товароведение и экспертиза товаров (по областям применения), 351300 коммерция (торговое дело).
II Всероссийская олимпиада проходила при непосредственном участии Государственного Университета – Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ). 25 апреля 2003 года состоялось заседание ученого совета ГУ-ВШЭ, на котором был рассмотрен вопрос о победителях олимпиады. В результате ученый совет решил рекомендовать к зачислению вне конкурса в ГУ-ВШЭ 11 человек, получивших дипломы I степени, на один из факультетов по выбору абитуриента. Остальным победителям зачислить высший балл по обществознанию на вступительном экзамене на один из факультетов также по выбору абитуриента, а именно при поступлении на факультет экономики, менеджмента, права, социологии, прикладной политологии.
Юлия АГЕЕВА,
ведущий специалист Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Комментарии