Как всегда, активное участие в конкурсе “Сто друзей” приняли учителя начальных классов. Они прислали несколько десятков разработок в номинациях “Сценарии уроков” и “Организация внеклассной работы по предмету”. По оценкам рецензентов издательства “Просвещение”, несколько работ заслуживают внимания и должны быть отмечены.
Интересен “Урок краеведения в 3-м классе” Татьяны БЕРСЕНЕВОЙ из поселка Кадуй Вологодской области. В нем четко выделены задачи и показаны способы их реализации, отражена экологическая направленность курса “Зеленый дом”. На конкретном материале “Реки Кадуйского района просят о помощи” реализованы идеи единства природы и человека. На примере отдельно взятого водоема школьники получают представление о нем как о природном сообществе, о его обитателях, о пагубных последствиях влияния человека – строительства гидроэлектростанции.
Учитель использует разнообразные методы, приемы и средства обучения. Большая роль отводится использованию наглядных пособий и моделированию. Урок построен с учетом эмоциональной отзывчивости младших школьников и их любознательности.
Отмечен и материал по развитию речи на тему “Мастерская творческого письма: мой класс – мои друзья”, предложенный Галиной ЧЕРНЫХ из гимназии N 426 Санкт-Петербурга. Задания: продолжи фразу, собери пословицу из частей, нарисуй свой портрет на “солнышке”… – не только способствуют развитию речи детей, но и помогают воспитывать такие качества, как доброта, отзывчивость, дружелюбие.
Рецензенты также отметили разработку урока по математике в 1-м классе “Цифра 7” учителя из 426-й санкт-петербургской гимназии Светланы КЕЙМ. В ее сценарии четко определена структура урока, детально продуманы все этапы. Ведется работа как с арифметическим, так и с геометрическим материалом. Урок проводится с привлечением межпредметных связей: чтение, природоведение, история, музыка. Многократное переключение внимания обеспечивает неослабевающий интерес к уроку. Видны грамотная, продуманная речь учителя, хороший темп занятия. Изюминкой урока является использование сюжета сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”.
Заслуживает внимания урок обучения грамоте в начальных классах Н. ИВАНОВОЙ из города Удачный Республики Якутия. Представленный материал знакомит детей со звуком [й] и буквой “й”. Радует организация урока: учитель обращается к ребятам с помощью стихотворного текста – динамического, притягивающего детское внимание. В ходе урока школьники не просто анализируют роль звука [й] и буквы “й” в словах, но и путешествуют по Стране дорожных знаков, что, несомненно, играет познавательную роль.
В номинации “Организациия внеклассной работы по предмету” выделяется сценарий праздника “Прощание с азбукой” учителя Масловопристанской средней школы Белгородской области Натальи ШАЛАМОВОЙ.
На празднике подводятся итоги: чему научились дети за время обучения грамоте по “АБВГДейке”. Судя по сценарию, занятие проходит очень интересно, весело, плодотворно. Примечательно, что многие стихи для сценария, проникнутые теплотой и тонким юмором, написаны самим автором.
Наталья Шаламова отразила в своей работе главное – стремление воспитать ребенка высоконравственной личностью, основными чертами которой являются доброта, вежливость, любовь к окружающим.
Как закрепляющий материал к ранее изученным темам можно использовать работу Валентины ВОРОНИНОЙ из города Слюдянка Иркутской области.
Хорошо выполнена работа по развитию техники чтения Жанной СИНИЧИНОЙ из города Гусева Калининградской области.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии