search
main
0

Зеленоградские музы

Раздвигая границы музыкой

В 2014 году в Зеленоградском Дворце творчества детей и молодежи впервые стали реализоваться программы для учащихся с особыми образовательными потребностями – детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Безусловно, они обучались здесь и до этого, но специальных программ не было. А именно адресность обучения привлекает родителей, которые хотят, чтобы их ребенка не только поняли и приняли, но и нашли те особенные пути, которыми он сможет продвинуться в своем развитии.

Сейчас в нашем учреждении дополнительного образования таких особенных учеников уже более трехсот. К нам на занятия во дворец приходят учащиеся, имеющие инвалидность по зрению, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, нарушения речи и слуха, синдром Дауна, диагноз аутизм (с потерей речи, ярко выраженной агрессивностью). Несмотря на трудности, которые возникают в работе с такими учениками, необходимо помнить о том, что право на образование гарантировано всем детям, включая детей-инвалидов, независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

Для наших учеников с поведенческими проблемами, часто не имеющих речевых навыков, но проявляющих интерес к музыкальному искусству в различных его видах (пение, восприятие музыки, знакомство с музыкальными инструментами), создана дополнительная общеразвивающая программа «Артпедагогика. Развитие учащихся с ОВЗ средствами музыкального искусства».

Исследования ученых доказывают, что приобщение к музыкальному творчеству дает толчок к реализации всех внутренних ресурсов человека, способствует развитию его личности и психики. Доказано, что занятия музыкой активизируют слух, который является важнейшим каналом восприятия информации для любого человека. Музыкальное развитие очень помогает учащимся в преодолении задержки речевого и психического развития, помогает повысить общую грамотность. Музыка влияет на развитие эмоциональности и эмпатии, что очень важно для учащихся с ментальными нарушениями.

Как показывает наш многолетний опыт, именно занятия музыкой, приобщение к музыкальному творчеству обеспечивают полноценную эмоциональную жизнь учащегося с ОВЗ, активизируют его интеллектуальную деятельность, обеспечивают социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к коммуникации.

В организации образовательного процесса для учащихся с особыми потребностями мы учитываем возможные преграды к обучению, которые проявляются в том, что у ребенка с ОВЗ (особенно с диагнозом РАС) могут быть нарушены связи с миром, возникают сложности в общении с окружающими. Обучение и развитие детей с ОВЗ часто затруднено низкой работоспособностью обучающихся, их повышенной утомляемостью, ограниченностью когнитивной деятельности.

Одним из возможных вариантов занятий с учащимися с ОВЗ в области их музыкально-эстетического развития является использование технологий и методик арт-педагогики.

Арт-педагогика – отрасль педагогической науки, которая базируется на слиянии педагогики и искусства, изучает закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Мы понимаем, что задачи и функции арт-педагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не только обучение ребенка основам музицирования, но и развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков. Поэтому цель нашей образовательной программы сформулирована как музыкально-эмоциональное и интеллектуальное развитие учащегося с ограниченными возможностями здоровья, установление контактов с внешней средой через музыкально-звуковые образы.

В занятиях с учащимися с ОВЗ в рамках реализации данной программы используются технологии интегрированного, или инклюзивного, образования, которое признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

Учитывая ограниченные контакты детей-инвалидов, их замкнутость в рамках семьи и лечебно-оздоровительных учреждений, мы предлагаем детям музыкальное общение внутри творческого коллектива, отдельного занятия, концертного, конкурсного или внеклассного мероприятия. Так, например, в конкурсах и фестивалях, проводимых Зеленоградским Дворцом творчества детей и молодежи («Зеленоградские музы», «Моя музыка», «Зеленоградская сюита детства»), дети-инвалиды, успешно освоившие навыки игры на фортепиано, принимают участие в общих конкурсных прослушиваниях и нередко становятся победителями.

Мы считаем, что для наших нормотипичных учащихся и их родителей такая практика тоже очень полезна, так как повышает их общую осведомленность о возможности контакта с особенными детьми и способствует развитию толерантности всего общества.

В чем же состоит специфика работы с учащимися с особыми потребностями? И какими навыками нужно овладеть педагогу, работающему с особенными ученикам? На наш взгляд, первое и самое необходимое качество педагога в данном образовательном пространстве – это владение приемами прикладного анализа поведения, которое помогает в преодолении причин не­учебных ситуаций, стабилизирует эмоционально-волевое состояние ученика. Не будем забывать о главном тезисе АВВ-терапии: поведение обусловлено подкреплением.

Также необходимо настроиться на длительный период ожидания результатов и владеть методикой многократных повторений учебного материала, но так, чтобы каждый урок был для ученика интересным и захватывающим. Необходимо иметь множество вариантов развития сценария занятия и безошибочно, опираясь на метод педагогического наблюдения, выбирать именно тот, который увлечет юного музыканта. Для успешного проведения занятия необходима визуализация учебного материала. Поэтому нужно использовать в работе музыкальные яркие и интересные пособия, в которых нотный материал будет доступен пониманию и восприятию. Нашим ученикам очень нравится заниматься по нотным пособиям И.Корольковой «Крохе музыканту», части 1 и 2, «Я с музыкой дружу!», «Ребенок за роялем» И.Соколовой, «В музыку с радостью» О.Геталовой.

Одним из вариантов преодоления преград в обучении является включенность семьи учащегося в реабилитационно-развивающий процесс. Поэтому программа развития и обучения должна быть направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, коррекцию семейных взаимоотношений. В нашей работе мы стремимся создать условия для максимальной сепарации ребенка, активизируем его самостоятельность, организуя занятие без полного или частичного присутствия родителей, делаем видеозаписи занятий для последующего совместного анализа.

Что же мы делаем на занятиях, какие формы работы рекомендуем использовать?

Мы активно стремимся к развитию дикции и речевых навыков. Для этого много поем вместе с педагогом, сопровождаем песни движениями, игрой на шумовых инструментах. Мы занимаемся развитием мелкой моторики пальцев, овладевая первоначальными навыками игры на фортепиано и шумовых инструментах (самостоятельно или при помощи педагога, рука в руке), при этом знакомимся с клавиатурой фортепиано и учимся концентрировать внимание на клавишах, играем упражнения для пальцев. В активизации интеллектуального восприятия нам помогают изу­чение нотной грамоты, сольмизация и сольфеджирование. И конечно, нельзя забывать о формировании общего интереса к музыке и эмоциональной отзывчивости. Для это мы много играем в ансамбле с педагогом или другими учащимися и слушаем музыку, вместе придумываем музыкальные игры.

Все вместе – педагоги, дети с особыми образовательными потребностями, родители – мы идем трудной дорогой постижения волшебного искусства музыки, которая раздвигает все границы!

Наталья МУЖИЧКОВА, педагог дополнительного образования Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте