Финал первого Московского городского общественного конкурса «Ученик года Москвы-2012», учрежденного Советом молодых педагогов столицы при поддержке Департамента образования, состоялся в Московском городском Доме учителя. Предварительно в округах прошли отборочные туры, были определены 10 победителей окружных этапов (учеников 9-11-х классов), которые и вступили в интеллектуальное соперничество на этапе городском.
Првым такой конкурс стал проводить шесть лет назад в Восточном округе директор Центра образования №1927 Вячеслав Кондрашов. Победив во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании», Вячеслав Николаевич тогда придумал конкурс для учеников и проводил его до конца жизни. Теперь окружной конкурс носит его имя. Позже такие конкурсы стали проходить в некоторых других округах, но почему-то до городского уровня они так и не доходили, пока Совет молодых педагогов не взял это дело в свои руки. В этом году конкурс прошел впервые, отвечая требованиям современного ученического сообщества, с которым молодые педагоги работают в тесном сотрудничестве. Конкурсные испытания были проведены по аналогии с профессиональным конкурсом «Учитель года», но в адаптированном для школьников варианте. Целью конкурса стало формирование положительного образа ученика в социуме, популяризация успешного обучения и активной социальной позиции. В финале конкурсантам предстояло пройти несколько испытаний. Сначала – заочное: участники представили на суд оргкомитета, сформированного Советом молодых педагогов, портфолио, которые оценивали по единой для всех конкурсантов шкале. Портфолио включали информацию о грамотах, дипломах, благодарностях и другие документы, подтверждающие достижения и активную жизненную позицию участников. Оценки заочного тура составили первую графу листа жюри. Надо сказать, что все десять участников – люди незаурядные, имеющие много достижений. Например, ученик 11-го класса школы №329 ЮВАО Алексей Фурлетов всерьез увлекается химией и одержал немало побед на олимпиадах разного уровня, кто-то считает химию наукой трудной и неинтересной, а Алексей, напротив, убежден: это наука не только интересная, но и очень увлекательная, и мечтает поступить на химфак МГУ, чтобы посвятить жизнь любимому делу. Ученик 10-го класса Центра образования «Школа здоровья» №2005 СЗАО Андрей Юдин увлечен информатикой и созданием новых компьютерных программ, ему нравится делать это самому и смотреть, как это делают другие. Ученик 11-го класса школы №867 ЮАО Антон Чуков утверждает, что хочет стать программистом, но при этом вскользь замечает, что занимается и журналистикой, ведет телепрограммы, в результате у жюри создалось впечатление, что программистом он, конечно, станет, но с журналистикой не расстанется (вдруг будет известным популяризатором науки?!). У ученицы 11-го класса школы №887 ЗАО Киры Луцишиной любимое занятие алгебра, Кира считает, что математика позволяет ощутить фантазию и красоту порядка. Может быть, она станет продолжателем дела Софьи Ковалевской, хотя и говорят, что математика удел мужчин? Однако не все мужчины на конкурсе демонстрировали свою любовь к точным наукам. И ученик 10-го класса школы №651 САО Алексей Гераськин, и ученик 11-го класса Центра образования «Школа здоровья» №1099 Владимир Голиней увлекаются историей. Владимиру интересно прослеживать судьбу отдельного человека и целой страны, находить причинно-следственные связи и проводить аналогию с сегодняшними реалиями, а Алексея интересуют процессы и идеи, факты и закономерности развития человечества и общества в разные периоды цивилизаций. Впрочем, гуманитарные пристрастия есть и у участниц конкурса. Ученицу 11-го класса школы №1373 ВАО Наталью Романову привлекают французский язык, история, литература; ученицу 10-го класса школы №1234 ЦАО Екатерину Довыдову – литература, живопись, театральное искусство, психология. А вот самая младшая участница конкурса – девятиклассница школы УМИ №7 ЮЗАО Ольга Огурцова – призналась, что ей интересны все предметы школьной программы, она все старается знать хорошо. Прибавим к этому, что все ребята могут хорошо петь, танцевать, читать стихи, и получится обобщенный портрет ученика Москвы-2012. В первом испытании – самопрезентации – по сути, рассказывая о себе и своих увлечениях, представили такой портрет. Кстати, в первом же испытании заявила о себе прекрасным вокальным номером ученица 11-го класса школы №1739 Зеленограда Мария Андрианова. Захватив лидерство, Мария не уступила его до самого последнего испытания, хотя на разных этапах ее и обгоняли товарищи по конкурсу. На втором этапе – викторине, в ходе которой надо было ответить на 20 очень сложных вопросов из межпредметных областей знаний (молодые учителя, подбиравшие вопросы, явно перестарались со сложностью), больше всего правильных ответов дали Антон Чуков и Владимир Голидей, в четвертом – представление эмблемы «Ученика года Москвы» – лучшая эмблема конкурса была предложена Натальей Романовой. Этот этап организаторы конкурса ввели для того, чтобы, во-первых, выявить перспективы конкурсного движения среди учащихся, во-вторых, учесть предложения конкурсантов при разработке официальной эмблемы конкурса. Кто знает, может быть, за основу будет взята Наташина эмблема, уж больно она хороша! Трудным был для ребят третий этап – дискуссия на заданную тему. Ведущий конкурса Павел Кузьмин предложил им высказать свое мнение на тему, которая в последние годы стала интересовать молодых учителей, – внедрение инклюзивного образования в современных образовательных учреждениях, рассказать о сложностях этого процесса и путях их преодоления. Конкурсанты тоже признали эту тему очень важной и социально значимой, хорошо справились с заданием, умело отвечали на поставленный вопрос, проявили умение сопереживать и определили трудности, возникающие, по их мнению, в учреждениях, внедряющих инклюзивную образовательную траекторию. Вот тут наилучшим образом проявила себя Мария Андрианова, набрав наибольшее количество баллов.Главное требование, предъявляемое к современному ученику, – его умение эффективно воспринимать и оценивать полученную информацию, ориентироваться в ней, высказывать четко и лаконично свою точку зрения и, конечно же, способность креативно, творчески мыслить, реализовывать оригинальные идеи. Эти качества оценивало жюри конкурса, которое возглавил ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов и в которое вошли представители Департамента образования и Департамента семейной и молодежной политики, Всероссийского педагогического собрания, Московского городского экспертно-консультационного совета родительской общественности, городского Совета вожатых, московских педагогических вузов, учреждений образования, детских городских центров.Решение члены жюри принимали в жарких дебатах, так было сложно определить одного-единственного победителя, ведь у каждого члена жюри за время конкурса возникло свое представление о том, кто достоин стать лучшим, кроме того, все участники показали очень высокие результаты. Все решило суммарное количество баллов, набранное Марией Андриановой. Она стала абсолютным победителем конкурса, ей был вручен главный приз, а всем конкурсантам – дипломы победителей и подарки. Что нам уже известно о победительнице? Во-первых, Мария учится в школе – участнице пилотного проекта, ребят тут учит замечательный педагогический коллектив во главе с Татьяной Прусенковой. Во-вторых, Мария любит обществознание, которое, как она считает, дает возможность мыслить широко, развивать ораторские навыки, выстраивать все накопленные знания в должном порядке, а главное – правильно оценивать процессы, происходящие в обществе, кроме того, ей нравится английский язык, который помогает познавать культуру других стран, развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор, заводить новых друзей из разных уголков планеты. Наверное, поэтому Мария любит путешествовать, писать стихи, петь, осваивает актерское мастерство. Кстати, ее любимое изречение: «Недостижимых целей нет» – пока живешь, следует надеяться. Конечно, Мария надеялась на победу, ведь опыт участия в таком конкурсе, правда на окружном уровне, у нее есть – в прошлом году в номинации «Лидер» в ЗелАО она была победительницей. Теперь можно ожидать, что если проведут Всероссийский конкурс, то Мария Андрианова Москву представит достойно.Виктория МОЛОДЦОВА, член жюри
Комментарии