search
main
0

«Зеленая ручка» в действии

«AtomSkills» - площадка для встречи педагогов, студентов, будущих специалистов

То, что хочешь ты зажечь в других, должно гореть в тебе самом.

Аврелий Августин

 

Тридцать лет назад мы с моими приятелями-однокурсниками покинули родную альма-матер и стали педагогами. Унивеситет подарил не только драгоценное время получения фундаментальных знаний, но и серьезную научную практику. Мы начинали большой путь в сложном понимании радиационного материаловедения. Несколько больших и малых ускорителей, лазеры, огромное количество измерительной техники, первые персональные компьютеры и интерфейсы. Тогда мы с нуля начинали создавать видеофиксацию, биологическую защиту, параллельный прием и обработку результатов экспериментов. Это было чудесное время.

 

И вот спустя десятилетия я вновь попадаю в лоно атомных технологий. «AtomSkills» – площадка, на которой профессионалы и студенты соревновались, показывая свои лучшие качества в технологических и инженерных компетенциях. Было интересно и волнительно наблюдать за полетом мысли и ее воплощением в реальных моделях.

Параллельно с соревнованиями шла большая и насыщенная деловая программа «Зеленая ручка». Точный формат события мне так и не удалось определить, потому что сквозной линией трехдневного марафона была проектная деятельность, но одновременно шли панельные дискуссии, мастер-классы, олимпиады, обучающие семинары, круглые столы.

Метод зеленой ручки или зеленых чернил сформулировал известный педагог Шалва Александрович Амонашвили. Он предложил учителям отказаться от красной ручки, которой они исправляют ошибки в работах учеников, а вместо этого использовать зеленую, выделяя ею наиболее удачные фрагменты в тетради, в частности идеи, интересные подходы, замечательные иллюстрации к произведениям, необычный способ решения задачи или даже красиво написанную букву.

Если посмотреть на эту идею шире, то станет понятна фундаментальная разница подходов. Красная ручка концентрирует внимание на ошибках. Глядя на исправления, школьник снова и снова переживает опыт не­удачи, теряет веру в собственные силы. Зеленая ручка выделяет лучшие моменты, поднимает самооценку, мотивирует к дальнейшему развитию.

Наша команда молодых педагогов – Полина Пятакова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», Евгения Константинова, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года Кубани», его лауреаты Анастасия Лазарева и Вадим Боровко и я, Андрей Сёмке, – представляла клуб кубанских учителей года. Мы сразу включились в работу. Большой не­ожиданностью и открытием стал симбиоз учеников, родителей, педагогов, специалистов СПО и вузов, а также специалистов атомной промышленности. Все это позволило максимально учесть мнения всех участников образовательного пространства. Это было откровенно здорово!

Команды готовили проекты по пяти трекам: «Технологии в преподавании, методики и практики»; «Содержание образования»; «Профориентация»; «Кадры для образования будущего»; «Проектирование будущего».

Мы создали прекрасный проект «Девять месяцев», цель которого – создание набора методических инструментов для поддержки молодых специалистов посредством проведения цикла образовательных мероприятий. Проблема, с которой часто сталкивается школа, – недостаточная профессиональная адаптация молодых педагогов – выпускников непедагогических специальностей. Среди моих товарищей, кстати, очень много хороших учителей, которые при­шли в школу без педагогического образования. И таких немало, более 60 процентов.

Практика создания образовательного пространства, в котором оказывается реальная помощь начинающим педагогам, набирает обороты. Так, Полина Пятакова и Евгения Константинова не первый год организуют обучающие площадки в рамках работы Клуба молодых педагогов Краснодара (КМПК). Клуб «Учитель года Кубани» совместно с крайкомом Профсоюза работников образования и Министерством образования Краснодарского края включает начинающих и будущих учителей в проекты «Profнавигатор» и «Profстарт». Опыт есть, и мы готовы его масштабировать.

Еще одним украшением программы стали мастер-классы. Особенно запомнилось выступление Евгении Константиновой, в котором речь шла об использовании в урочной деятельности возможностей нейролирики. О мнемонических правилах и приемах рассказала Анастасия Лазарева. Важные аспекты работы с родителями раскрыла Полина Пятакова. Замысловатыми и интересными математическими задачами увлек Вадим Боровко. Я же через фундаментальное прочтение законов природы, как всегда, пытался показать красоту физики.

Интересной и весьма полезной оказалась форсайт-сессия, которую с представителями администраций учреждений образования атомных городов провела Светлана Ильина, директор гимназии №3 из Самары. А подарком для всех нас стала встреча с активистами клуба «Учитель года Екатеринбурга» Алексеем Крыловым и Екатериной Белоцерковской. Вспомнился эпизод из зимней школы «Учитель года», проходившей в Екатеринбурге, когда все мы под руководством Екатерины лепили уральские пельмени.

Экскурсия по школе №180, которой руководил Алексей Валентинович, не оставила ребят равнодушными. Образовательная среда, продуманная до мелочей и работающая на ребенка, поразила, с одной стороны, своей простотой, с другой – тем, что все придумано и реализовано в совместном сотворчестве учителей, школьников и родителей. Харизма и юмор Алексея Крылова, его актуальные находки, неприметные на первый взгляд практико-ориентированные лайфхаки восхитили нас.

За круглым столом обменялись мнениями и подарками. Алексей Валентинович угощал гостей вкусными блинами собственного приготовления… И все рассказывал, рассказывал, рассказывал… О школе, о детях, о профессии… Как это важно – в такой неформальной обстановке молодым педагогам услышать главные слова учителя с большой буквы! Было душевно и интересно. А поздно вечером Екатерина Белоцерковская показала нам ночной Екатеринбург.

Хорошим подарком для нашей команды стало посещение Нижнего Тагила, родины металлургических заводов братьев Демидовых, первого паровоза Черепанова и нашей активистки Евгении Константиновой. Нам повезло, мы смогли посетить все знаковые места города: Лисью гору, набережную с музеем под открытым небом, доменные печи, которые стали сегодня музеем, фонтан «Каменный цветок»… Мы даже познакомились с семьей Евгении Константиновой, с ее родителями, душевными и открытыми людьми, гостеприимными уральцами.

Три насыщенных дня в Екатеринбурге на конференции «Зеленая ручка» – это прекрасная возможность создать уникальный проект и представить его перед широкой аудиторией, это мастер-классы, в которых активно участвовали родители, одаренные школьники, педагоги. Это и вдохновение, встречи с учительскими клубами из Чувашии, Челябинска, Якутии и Екатеринбурга, Самары. Это, наконец, вечерние и утренние прогулки, Музей радио А.С.Попова, литературный квартал, арка Виктора Цоя.

Подарком всем участникам нашей команды стали сувениры от «AtomSkills» и книга Ирины Георгиевны Димовой «Окрыляющая педагогика». Всех нас объединил конкурс «Учитель года», который больше тридцати лет назад придумала «Учительская газета», столетие которой будем праздновать в следующем году.

От всей души говорим большое спасибо Елене Якуничкиной и ее команде! В своих дневниках зелеными чернилами мы отметим все то, что произошло с нами в эти дни. Верим, что это начинание Академии Росатома станет доброй традицией.

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии школы №19 пос. Степной, Краснодарский край, заслуженный учитель Кубани, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте