search
main
0

Зеленая палатка Молодежный экологический лагерь “Большое приключение”

Два года подряд клуб “Приключение” Дмитрия Шпаро совместно с “Учительской газетой” проводит программу “Большое приключение”. Успех этого проекта побудил нас поделиться накопленным опытом.

Организаторы создали новую оригинальную модель молодежного лагеря, который не имеет однозначной направленности – спортивной, оздоровительной, психологической, экологической и т.д. Он вмещает в себя все эти направления и может приобретать новые функции в рамках однажды отработанных схем. Так, если в 2000 году в лагерь приезжали обычные школьники и перед организаторами стояла задача повысить уровень экологического образования ребят, то нынешним летом проводилась социальная реабилитация детей-сирот и детей из малообеспеченных семей.
Возраст участников программы – от 14 до 18 лет. Продолжительность одной смены – 12 дней (без учета дороги). За лето 2001 года было проведено 8 смен (168 детей).
Все пребывание детей в лагере условно делится на 4 этапа: подготовка (3 дня), поход (7 дней), подведение итогов (1 день), экскурсионная программа (1 день).
Три группы по семь человек с одним сопровождающим взрослым прибывают в базовый лагерь, где проходят трехдневную подготовку. В первый же час проводится собрание, на котором детей знакомят с персоналом лагеря и объясняют правила внутреннего распорядка. Этому придается особое значение, так как большинство подростков не имеют опыта жизни в палаточном лагере и необходимо, чтобы дети соблюдали элементарные санитарные нормы, отличные от тех, к которым они привыкли в городе. Кроме того, ребенок должен знать, к кому он может обратиться в каждом конкретном случае. На этом же собрании к каждой группе прикрепляется инструктор, он становится наставником детей на все время пребывания в лагере, осуществляет руководство походом, вместе с детьми приводит в порядок снаряжение после похода. Если сопровождающий группы – это больше воспитатель, то инструктор – учитель, который передает свои знания и опыт молодежи.
Штат сотрудников лагеря включает в себя следующих людей: директор, заместитель директора, врач, психолог, инструкторы по водному и велотуризму – 6 человек, инструктор по альпинизму, завхоз, помощник завхоза, повар, два помощник повара, водитель. Это тот необходимый минимум сотрудников, который обеспечивает нормальное функционирование лагеря.
Одним из самых сложных вопросов является материально-техническая оснащенность лагеря. Трудность вопроса в том, что, являясь по сути туристическим, лагерь должен иметь базу, необходимую для обеспечения бытовых условий для 40 человек (столько людей может находиться одновременно в лагере). Мы пробовали разные варианты, но общее, что оставалось неизменным в течение двух лет, – лагерь представляет собой палаточный городок. Палатки трех типов: армейские (2 большие, 6х9 м, – для детской столовой и склада снаряжения, и 2 маленькие, 5х5 м – для продуктового склада и мастерской завхоза), кемпинговые с отдельными комнатами – для сотрудников и, наконец, обычные туристические (3-4-х местные), в которых живут дети и которые они забирают с собой в поход. Еще один неизменный атрибут лагеря – баня. Самый простой деревянный сруб абсолютно необходим как для сотрудников, так и для детей. Для последних специально объявлялся банный день – обычно день возвращения из похода. В августе в промозглый период затяжных дождей баня иногда становилась настоящим спасением, порой единственным местом, где можно было согреться.
Особое место в лагере – кухня, или, как еще принято говорить, пищеблок. Именно с кухней связано большинство требований самой грозной инстанции – местной санэпидстанции. Оборудовать кухню в лесу так, чтобы соблюсти все санитарные нормы, дело непростое. В 2000 году основой кухни в лагере стала армейская полевая печь. Но при всех своих достоинствах (главное – возможность быстро приготовить на большое число людей), она имела и много недостатков. Самый большой из них – огромные тяжелые котлы, которые приходилось вынимать из печи и мыть после каждой готовки пищи. Поэтому в нынешнем году было решено испробовать другой вариант – сложить кирпичную печь, что оказалось удобнее и практичнее. По требованию санэпидстанции, необходимо иметь разделочные доски – для каждого типа продуктов свои. То же с ножами. Причем на всех предметах должны быть сделаны соответствующие надписи: например, “О” – значит овощи, “М” – мясо. Упорядоченным является и процесс мытья посуды: для детей ставятся тазики – с мыльной и чистой водой, проводится соответствующий инструктаж.
Одна из больных проблем – проблема мусора. Дети, приезжающие из больших городов, в большинстве своем сорят где попало. Они могут с энтузиазмом выполнять экологическую программу – собирать мусор на берегах рек и благоустраивать туристические стоянки, но, не задумываясь, организуют маленькую помойку около своей палатки. Поэтому на территории лагеря нелишними будут поставленные везде и всюду деревянные урны с мешками для мусора. Если это не помогает, то применяется педагогическое воздействие: организуется субботник “Все на уборку территории!”. Действует безотказно.
Перечислим некоторые бытовые детали, также входящие в число требований санэпидстанции:
– туалеты должны быть раздельными – для мальчиков и для девочек, желательно сделать отдельный “домик” для сотрудников;
– необходимо вырыть подпол для хранения портящихся продуктов и выгребную яму – для пищевых отходов;
– в умывальнике должно быть минимум 6 кранов и детей следует предупреждать, что в нем нельзя мыть посуду, иначе борьба с засорами станет постоянной “головной болью”;
– для подачи электричества лучше обзавестись дизельным генератором мощностью не менее 8 кВт.
Весь образ жизни ребенка эти три дня является подготовкой к главному мероприятию – многодневному походу, но особую роль играют обучение основам туризма, психология, веревочные курсы, оказание первой медицинской помощи.
Основы туризма (6 занятий по 2 часа). Подростки учатся ставить палатки, заготавливать дрова, разводить костры. В зависимости от разновидности похода они собирают катамараны и управляют ими в условиях имитации водных препятствий или же знакомятся с устройством горного велосипеда и учатся ездить по лесным и грунтовым дорогам. На занятиях по освоению техники управления каяком (одноместной байдаркой) дети получат представление об элементах водного слалома, учатся выполнять управляющие гребки, эскимосский переворот и т.д.
Инструкторы объясняют детям правила техники безопасности в водном походе и контролируют их выполнение. Для обеспечения безопасности детей на воде каждому ребенку на время проведения занятий и на поход выдаются каски и спасжилеты.
Психология (3 занятия по 2 часа). Игры и упражнения на достижение благоприятной атмосферы в коллективе, взаимного доверия, на формирование уверенности в себе, умение работать в команде. Занятия по психологии появились в программе с 2001 года, так как в нынешнем году в одну группу попадали подростки, ранее друг с другом не знакомые. С помощью комплекса упражнений психолог помогал ребятам адаптироваться, формировал команду, способную отправиться в путешествие. Рекомендуемые игры и упражнения: “Имена”, “Комплименты”, “Интервью” – знакомство и установление контакта с группой; “Ассоциации”, “Слепой и поводырь”, “Катастрофа в пустыне”, “Свеча” – сплочение коллектива; “Если бы я был…” , “Оживающие картины”, “Зеркало”, “Уличное знакомство” – воспитание внимания к чувствам, отработка умений ролевой игры.
Веревочный курс (2 занятия по 2 часа). Проводится в лесу на специально оборудованной площадке. Это последовательность игр и упражнений, некоторые из них проходят на веревках, натянутых на высоте до 7 метров (безопасность подростков гарантирована специально разработанной системой страховки и контролем за выполнением со стороны опытного инструктора). Веревочный курс является логическим продолжением и дополнением занятий по психологии. Упражнения построены таким образом, что в большинстве случаев успех или неудача группы зависит от усилий каждого, поэтому участникам приходится учиться действовать как команда. Дети знакомятся с основным альпинистским снаряжением – страховочная система, карабины, жумары и др. Кульминацией курса является прохождение веревочной дистанции.
Медицина (1 занятие – 2 часа). Обучение оказанию первой медицинской помощи в походных условиях. Все уроки проводятся в игровой форме: дети поочередно выполняют роли “пострадавшего” и “врача”, мастерят “носилки” из подручного материала, комплектуют походные аптечки. Рекомендуемые темы для занятия: значение медподготовки для путешественника; заболевания и травмы, наиболее часто встречающиеся в походе; обработка ран, остановка кровотечений, ожоги и обморожения, переломы, наложение повязок и шин; первая помощь при укусах змей, пищевых отравлениях, состав походной аптечки.
В первый же день жизни в лагере каждый ребенок в команде назначается на определенную должность и выполняет соответствующие обязанности:
Летописец – ведет дневник отчета о походе;
Художник – делает зарисовки окружающей природы, друзей, эпизодов из жизни команды;
Эколог – следит за чистотой стоянок, пишет отчет о проделанной экологической работе;
Фотограф – ведет фотоотчет о походе;
Кулинар – составляет пищевую раскладку на поход, отвечает за продукты на маршруте;
Санинструктор – отвечает за походную аптечку, ведет медицинский отчет;
Силач – руководит спортивной жизнью группы (проводит утреннюю зарядку, организует спортивные игры).
Во время похода каждый ребенок помимо участия в общей работе выполняет индивидуальное задание, полученное им в базовом лагере (в соответствии со своей “должностью”). Дети применяют на практике все знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях в базовом лагере. Инструктор обучает детей основам предметной экологии: уборка мусора за собой и другими туристами, обустройство стоянок в лесу. В свободное время вся команда готовит свое выступление для прощального вечера.
Последний день пребывания в лагере дети дописывают и оформляют отчеты, сдают снаряжение и репетируют выступление для заключительного вечера (песня, стихотворение, пантомима на тему из походной жизни).
Завершает программу поездка в Петрозаводск, где подростки проводят один день: совершают экскурсию по городу в сопровождении гида, слушают лекцию по истории и культуре Карелии, отправляются на “Ракете” по Онежскому озеру на остров Кижи, знакомятся с памятниками деревянного зодчества.
Екатерина БОГДАНОВА

P.S. Клуб “Приключение” и “УГ” благодарят соорганизаторов лагеря: компанию “Кодак” и Центр народной помощи “Благовест”; правительство Республики Карелия; спонсоров: “Макдоналдс”, АМО “ЗИЛ”, “Евротраксервис”, ЗАО “Каргилл”, молочный комбинат “Славмо”, Беломорско-Онежское пароходство, МНПК “Крекер”, АО “Канат”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте