search
main
0

Зеленая олимпиада. Не нарушая природного равновесия

​Для ребят позади несколько недель подготовки, ожидания, предвкушения интересных встреч и торжества достижений… А для организаторов «Зеленой олимпиады» – недели тщательной, скрупулезной подготовки к большому событию городского масштаба, завершающему цикл экологических мероприятий фестиваля каждого учебного года. Вот уже более 30 лет в системе московского образования.

В Москве активно развивается система экологического образования в школах и центрах дополнительного образования. Экологические объединения мегаполиса крайне разнообразны как по содержанию, так и по формам своей работы. Это и традиционные кружки юных натуралистов, где будущие биологи-исследователи занимаются фундаментальной наукой. Это и эколого-краеведческие клубы, в которых профессиональные туристы изучают природу родного края на многокилометровых маршрутах по всей стране, это и юные любители природы, постигающие тайны через художественное творчество и увлекательные экологические игровые программы. Здесь с ними работают профессионалы, и, как правило, их энтузиазм – наследие многолетних традиций биологических кружков, где особое значение имеют ценности науки, исследовательского и творческого поиска. Так, свыше 300000 московских школьников занимаются сейчас по программам естественно-научной направленности, в которых особенно важны экологические разделы.И, безусловно, большинству из них знакома московская «Зеленая олимпиада», которая проводится с 1982 года и проходит в условиях непосредственной полевой обстановки – на территории лесничества Ленинского района Московской области.Каждый год на городском этапе встречаются не менее 500 лучших юных экологов Москвы. Полевая обстановка, командный дух, соревновательность, здоровая, но напряженная конкуренция, искренний интерес к природе. Олимпиада проводится для московских юных экологов, которые объединяются в команды из 3-5 человек. Команды делятся по возрастам: отдельно соревнуются учащиеся 6-8-х и 9-11-х классов школы.На этапе «Зоология позвоночных» участникам необходимо определить шесть птиц по голосам или визуально, глядя в бинокль, а затем определить характерные следы жизнедеятельности зверей и птиц. Испытание «Зоология беспозвоночных» усложняет задачу: с помощью энтомологических сачков и других специальных средств ребятам нужно аккуратно, не причинив вреда, собрать объекты исследований, правильно определить и описать их. Нередко даже специалисту бывает сложно с ходу идентифицировать пойманных насекомых. Но наши участники успешно справляются и с этой задачей! На всей олимпиаде действует незыблемое правило: все живые организмы, собранные в лесничестве для определения и описания, необходимо отпустить обратно в природу, не нарушая природного равновесия!На заданиях этапа «Гидробиология» участники собирают, а потом определяют водных беспозвоночных животных, пресноводные водоросли через микроскоп. По их составу, как известно, можно судить об экологическом состоянии водоема. И это тоже входит в задачи участников олимпиады.На этапе «Практическая экология» перед участниками стоит, пожалуй, самая непростая задача: описать природное сообщество в целом, комплексно понимая целостные закономерности его жизни. Для этого жюри этапа закладывают площадки, подходящие для комплексного описания. Участники олимпиады описывают ярусы леса, отвечают на вопросы о взаимоотношениях организмов в данном сообществе, а также изучают почвенный профиль.Ботанический этап, где московские юные экологи должны проявить свои знания в поздневесенних растениях Подмосковья, всегда кажется наиболее трудным! И недаром: в это время в лесничестве цветет около 45 видов растений, а ведь нужно определить еще и лишайники, и трутовые грибы! Но московские школьники справляются и с этим, ведь они изучают природу не только по учебникам, а в экспедициях и походах. Организаторы мероприятия ежегодно проводят анкетирование участников с целью улучшения проведения олимпиады. По итогам анкетирования в 2016 году оказалось, что ботанический этап показался участникам самым трудным. А вот самым популярным и интересным по итогам опроса оказался туристический этап – «Экспедиционное дело», где предлагаются крайне разнообразные задания: постановка палатки, основы ориентирования, использование термометра, барометра, нивелира в полевых условиях, перенос условного пострадавшего на специально сделанных носилках. А вот от разжигания костра как отдельного задания на этом этапе организаторы решили отказаться! Это связано с тем, что особое внимание всегда уделяется вопросам экологической безопасности леса в условиях повышенной пожароопасности. Приоритет «Зеленой олимпиады» – это охрана биоразнообразия, защита леса и, конечно, безопасность самих участников.Огромная подготовительная работа проведена, и жюри олимпиады – это настоящие профессионалы своего дела: биологи, экологи, почвоведы, специалисты экологического образования. В составе жюри ежегодно работают около 30 человек, многие из которых провели не одну «Зеленую олимпиаду». Среди них – кандидат биологических наук, сотрудник Биологического факультета МГУ М.В.Чертопруд (специалист по водным беспозвоночным), кандидат биологических наук Г.И.Фролова, кандидат биологических наук, сотрудник Главного ботанического сада РАН А.В.Кабанов, сотрудники МДЮЦ ЭКТ. Работой на этапе руководит кандидат биологических наук Г.Ю.Полозов.Подводя итоги мероприятия, из устных отзывов и анкет участников мы узнали, что основными мотивами участия в олимпиаде как для учащихся, так и для их руководителей были изучение природы родного края, общение со специалистами и возможность узнать что-то новое. В 2016 году приехало рекордное количество команд, а это значит, что искренне заинтересованных в повышении уровня экологических знаний, в развитии своей компетентности в вопросах полевой экологии и биологии становится все больше.А также из анкет педагогов и участников стало очевидно, что эффективным источником для повышения экологической подготовки являются занятия в объединениях дополнительного образования, где обеспечивается углубленное изучение эколого-биологических программ, подбираются необходимые для подготовки коллекции и материалы, на высоком уровне ведется научно-практическая деятельность. А это, безусловно, необходимый залог для личностного и профессионального роста учащихся. Благодаря таким уникальным проектам, как «Зеленая олимпиада», где органично соединяются природа и познание, живой интерес и наука, возрастает уверенность в воплощении идеалов устойчивого гармоничного соразвития природы и будущих поколений…Галина ГОРБУНОВА, заместитель директора Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте