В статье «Как распознать фейк» («Учительская газета» №51 за 2019 год) я дал 9 рекомендаций, как отличить ложную информацию от достоверной. Сегодня предлагаю рассмотреть еще два текста, которые также показывают важность критического мышления и то, как легко мы впадаем в заблуждения.
Опасный химикат
Мое любимое упражнение на критическое мышление – чтение и обсуждение статьи из «авторитетного научного журнала» про опасный химикат. Вот эта статья:
«В последнее время исследователи открыли факт заражения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный, не имеет запаха и полностью растворяется в воде. Правительство не предприняло никаких попыток регулирования этого опасного заражения. Данный химикат называется дигидрогена монооксид (Dihydrogen monoxide).
Химикат используется для следующих целей:
- в производстве как растворитель и охладитель;
- в ядерных реакторах;
- в производстве пенопласта;
- в огнетушителях;
- во многих химио- и биолабораториях;
- в производстве пестицидов;
- в добавках к большинству известных продуктов.
Опасности, представляемые химикатом:
- преобладает в кислотных дождях;
- действует на эрозию почвы;
- ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов;
- долгий человеческий контакт с твердой формой химиката приводит к серьезным повреждениям кожи;
- контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам;
- вдыхание даже небольшого количества грозит смертельным исходом;
- обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезненных образованиях;
- развивает зависимость, жертвам при воздержании от потребления химиката грозит смерть в течение 168 часов;
- ни один известный очиститель не способен полностью очистить продукты питания и напитки от этого химиката.
Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется индустриальными гигантами. Многие корпорации ежедневно получают химикат тоннами через специально проложенные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа; отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря» (источник текста – пособие «Все, что тебя касается», fzr.ru).
Для тех, кто еще не догадался: дигидрогена монооксид = Dihydrogen monoxide = H2O = вода. Все факты в тексте про обычную воду. Многие люди склонны полагать, что речь действительно идет об опасном ядовитом веществе, потому что эта информация из научного журнала звучит умно, да еще и пугает.
Докладная
Теперь давайте критически проанализируем не учебный текст, а текст из реальной жизни.
Однажды директор сообщил, что на меня поступила докладная. Докладную написал один из учителей. Содержание следующее (стиль и грамматика сохранены):
«Довожу до Вашего сведения, что сегодня 19 мая, мною во время 3-го урока была обнаружена Иванова Мария ученица 9 «И» класса в состоянии близкому к истерии (сидела на полу, плакала, содрогалась от плача) в туалете девочек на 3-м этаже. На вопрос: «что случилось?», она ответила, что была на беседе у психолога Карпенко К. Е., в ходе которой, он ей сказал, что она имеет маленький запас знаний и балл будущего аттестата ниже среднего, и как следствие выше изложенного, не сдаст экзамены. Из дальнейшей нашей беседы стало понятно, что ученица боится идти на экзамены. На вопрос: «Почему?», она ответила, а зачем если все равно не сдам. После беседы передала Машу классному руководителю.
Дата. Подпись».
Директор попросил написать объяснительную по поводу этой докладной. Я сначала пообещал написать, но, когда ознакомился с содержанием, пришел к выводу, что докладная не нуждается ни в каких объяснительных, потому что текст бессмысленный.
Эта докладная сделана так же, как текст про воду. Использована заумная фраза «состояние, близкое к истерии» (там был дигидрогена монооксид). Текст оформлен в виде серьезного документа – «докладная директору от должностного лица» (там была «статья в авторитетном научном журнале»). Оба текста имеют целью напугать читателя, убедить, что случилось что-то страшное.
Но давайте попытаемся убрать эмоции и критически оценить докладную.
Что написано в докладной про меня? Что я в рабочее время на рабочем месте выполнял свои должностные обязанности. Это не нуждается ни в каких объяснительных.
То, что ребенок плакал, тоже не нуждается в моих объяснениях. За свои действия, эмоции и мысли каждый отвечает сам. Если ученица плакала, то пояснять свой плач должна сама ученица. Кроме того, я не был свидетелем детских слез. Также в докладной указана вполне понятная причина плача – страх не сдать экзамены.
Мое мнение, что у ребенка высок риск не сдать экзамены и не получить аттестат, также не нуждается в письменной объяснительной, поскольку в этом нет признаков психического насилия над ребенком – оскорблений, унижений, угроз.
С моей оценкой перспектив ученицы на экзаменах можно не согласиться. Но это вопрос устных дискуссий, а не официальных документов. Мой прогноз был основан на том, что у ребенка много двоек и текущих, и четвертных. В том числе по две четвертные двойки по русскому языку, алгебре и геометрии. Еще за одну четверть по этим предметам у нее стоят тройки. Ребята с такой успеваемостью обычно не сдают ОГЭ удовлетворительно и не получают аттестата. Мой прогноз, к сожалению, оказался верным: ученица получила двойки на ОГЭ и по русскому, и по математике. Причем и первичные баллы были близки к нулю.
Второстепенное
Если посмотреть на эту докладную объективно, то можно увидеть две возможные проблемы. Первая – ребенок плакал. Вторая – ребенок рискует остаться без аттестата.
На мой взгляд, плач ребенка вообще не проблема: ни маленькая, ни большая. За свою карьеру в детских учреждениях я видел плачущих детей тысячи раз, иногда по нескольку раз в день. И никогда ни мне, ни моим коллегам, ни руководству не приходило в голову документально фиксировать такие события. Плакать не запрещено законом и не вредно для здоровья.
На повторной встрече ученица 9-го класса сказала, что после беседы со мной всерьез задумалась об экзаменах и аттестате, ужаснулась перспективе остаться без аттестата и решила немного поплакать по этому поводу. Ко мне у нее никаких претензий не было, потому что я общался с ней вежливо, доброжелательно и корректно. Через пару часов после плача в туалете я видел ее улыбающейся и жующей пирожок в компании одноклассника. Через два часа она уже забыла, что плакала.
Мимо плачущего ребенка, конечно, не нужно проходить. Нужно остановиться и узнать, что случилось. Если он плачет из-за жестокого обращения, то нужно предпринять все необходимые меры для защиты его интересов, в том числе написать служебную записку руководству. Если же ребенок плачет, потому что жизнь тяжела, мир несправедлив, а будущее неопределенно, то нужно проявить сочувствие и оказать эмоциональную поддержку. Но не стоит тривиальные данности бытия записывать в служебных документах.
Важное
А вот вторая проблема – риск остаться без аттестата – крайне серьезная. Аттестат – это кульминация многолетнего школьного обучения. Без аттестата дальнейшие жизненные сценарии резко сужаются. Главная обязанность педагогических работников общеобразовательных школ – обеспечить получение учениками аттестатов. Именно об этом должны думать педагоги в первую очередь. И только если останется время, то можно обсуждать и менее важные вопросы.
Я встречался с этим ребенком именно потому, что она была выпускницей с низкой успеваемостью. У меня очень много работы: более тысячи детей с самыми разными проблемами. Я решил уделить время именно ей, потому что получение аттестата – это самое главное, о чем должны думать сотрудники школы, в том числе педагог-психолог.
И моя работа была эффективна. Очень хорошо, что я с ней поговорил, смог донести до нее важность экзаменов и аттестата. Очень хорошо, что она меня поняла, что испугалась остаться без аттестата и разрыдалась по этому поводу.
Плохо то, что это произошло в конце мая. Было бы лучше, чтобы она поняла важность экзаменов и разрыдалась на 1-2 года раньше. В этом случае она усилила бы работу по русскому языку и математике заблаговременно и получила бы аттестат своевременно.
Также эффективность моей работы была в том, что ребенок заранее душевно подготовился к неудаче и усвоил план действий в этом случае. Она заранее знала, что после получения двоек за ОГЭ она будет усердно учить русский язык и математику, чтобы сдать их в сентябре этого же года. А если не сдаст в сентябре, то будет пересдавать в следующем году. А потом каждый год, пока не сдаст.
«Плачет девушка…»
Эта докладная вызвала у меня ассоциацию с популярной некогда песней Евгения Осина:
Плачет девушка в автомате,
Кутаясь в зябкое пальтецо,
Вся в слезах, и в губной помаде
Перепачканное лицо.
Когда такие незатейливые тексты пишут и поют поп-музыканты, это нормально, в этом суть поп-музыки.
Когда профессиональные педагоги в рабочее время пишут и обсуждают такие тексты, это выглядит непрофессионально и странно.
Абсурдность этой докладной можно лучше увидеть, приложив эту ситуацию к профессии врача. Представьте, приходит человек на прием к врачу и жалуется на сильные боли в животе. Врач спрашивает пациента, почему он плачет. Пациент отвечает, что из-за болей в животе. Врач назначает несколько обследований для выяснения обстоятельств плача и собирает консилиум для обсуждения плача пациента. Консилиум врачей изучает результаты анализов и других диагностических процедур, чтобы глубоко понять все обстоятельства плача пациента. И при этом консилиум врачей не обращает внимания, что их пациент умирает, корчась от болей в животе.
Так же и мои коллеги (учитель, директор, классный руководитель) всерьез обсуждали единичный факт плача обучающейся и не обращали внимания на то, что ребенок рискует остаться без аттестата.
Могли ли мои коллеги что-то сделать для получения ученицей аттестата? Безусловно. Одна из главных проблем в успеваемости ученицы заключалась в том, что она основные силы и время тратила на дополнительное образование, а общеобразовательной школой занималась в оставшееся время. И даже за неделю перед ОГЭ она намеревалась каждый день посещать учреждение допобразования. Я рекомендовал ей на время отказаться от этих внешкольных занятий и все силы и время посвятить подготовке к экзаменам.
Мои коллеги и администрация могли повторить и этим усилить мою рекомендацию ребенку и ее родителям. Но они этого не сделали. Они были заняты «более важным делом»: собирали папку документов о факте детского плача. Через несколько дней директор повторно обратился с требованием представить объяснительную. Я отказался. У меня помимо этой девочки еще десятки выпускников получили двойки на ГИА. Я еще не все важные дела сделал, чтобы тратить время на комментирование бессмысленных докладных, написанных в стиле «плачет девушка в автомате».
Итак, мы легко можем заблуждаться даже в таких очевидных темах, как вода и цели работы педагогов. Поэтому очень важно регулярно задавать себе вопросы: «Что здесь происходит?», «Про что этот текст?», «Мое поведение адекватно?», «Мои слова разумны?», «Слова других людей разумны?», «Что самое главное?». Нужно быть всегда настороже, потому что здравый смысл легко потерять.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Комментарии