search
main
0

Здравствуйте, господин президент! Ярославские школьники общаются со всем миром

В этой школе нет звонков и перемен. В классе одновременно собираются до семи тысяч человек. А на урок запросто может заглянуть президент. 10 лет назад в Ярославской области был создан Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. О его задачах рассказывает директор центра Ирина ВАСИЛЬЕВА.

– У нас компьютерные сети появились раньше, чем в других регионах страны. И уже тогда перед нами встала та проблема, которая сейчас стоит перед всем российским образованием: дороги построили, а какие поезда по ним пускать? Поэтому мы стали заниматься наполнением компьютерных сетей и организацией работы в них. Мы ставили для себя вопрос: что полезного мы можем сделать для конкретного учителя и ребенка?

Сегодня мы предлагаем курсы дистанционного обучения для школьников и педагогов, авторами которых являются безусловные профессионалы. Например, курс «Олимпиадные задачи по математике» составил один из тренеров сборной страны по математике Владимир Леонидович Дольников.

Среди педагогов большой популярностью пользуется курс «Работа в компьютерных сетях Интернет». В его рамках любой учитель, независимо от того, где он находится, может получать знания об интернете, о возможностях работы в Сети и о том, как правильно организовать телекоммуникационную деятельность в своем учреждении.

Если говорить о дистанционном обучении школьников, то конечно надо понимать, что «мертвые» электронные учебники на сегодняшний день никому не интересны. Ребятам необходимы активные формы работы и взаимодействия в компьютерных сетях. И здесь большую роль играет так называемый телекоммуникационный образовательный проект. Как раз недавно мы провели телекоммуникационную олимпиаду юных математиков под эгидой Министерства образования и науки. Участие в ней приняли 2800 школьников. Из каких только городов и районов страны не пришли работы! К этой российской олимпиаде присоединились Белоруссия, Казахстан, Монголия и Куба.

– А какова вероятность того, что ребята сами выполняли задания? Ведь они работали дистанционно и могли воспользоваться советами учителей.

– Мы учитывали такую возможность и специально предусмотрели длинную цепочку. Олимпиада проходила в три тура. В первом задания были ограничены временным фактором. Например, только два дня отводилось на решение. Из 2800 работ были отобраны лишь сто лучших. Затем состоялся второй тур, по результатам которого мы выявили двадцать лучших участников. И эти двадцать, пользуясь самыми современными интернет-технологиями, общались с нами в режиме реального времени, в он-лайн. И там уже никто не мог им подсказать. Мы на самом деле выявили сильнейших.

27 ноября мы закончили прием работ на Всероссийскую интернет-олимпиаду юных журналистов. Чем она хороша? Тем, что школьник, который живет в самом маленьком поселке Якутии, может быть оценен известными журналистами страны. Проектный вид деятельности – это то, что интересно сейчас ребенку, отражает его потребности, потому что он напрямую взаимодействует с профессионалами.

Ярославские школьники общались по интернету даже с Президентом России. 19 января 2004 года мы провели интернет-конференцию с Владимиром Путиным, в ходе которой ребята не только задавали ему вопросы и высказывали свои пожелания, но и выступили экспертами официального президентского сайта для детей.

– Какие проекты вы предлагаете школьникам помимо олимпиад?

– Их очень много. Например, на нашем сайте работает «Социальный навигатор». Это лоцман, с помощью которого школьники могут лавировать в бурном море сегодняшней жизни и выбирать наиболее оптимальные для себя маршруты. В самом начале пути ребенок должен сделать выбор – учиться или работать. Затем он отправляется в виртуальное путешествие. Например, зайдя в раздел «Учиться», он попадает в приемные комиссии наших ярославских вузов. Школьник может узнать, какие льготы предоставляются абитуриентам, ознакомиться с положением о платном обучении и порядке апелляции, прочесть перечень вступительных экзаменов. Когда ребенок окажется в настоящей приемной комиссии, он уже не будет испытывать душевный трепет. Кроме того, здесь есть курсы по подготовке в вузы для школьников – по математике, физике, химии, советы, как правильно писать сочинение. Все это составлено с участием ведущих специалистов ярославских вузов.

В 2004 году мы реализовали экологический проект «Живи, родник», в котором участвовали команды школьников. Дети находили ближайший источник, исследовали его по специальной методике, а затем благоустраивали. Фотографии и наблюдения, которые команды поодиночке присылали на разных этапах проекта, затем были объединены в интерактивную карту, доступную всем.

В рамках проекта «Хорошая школа» мы вместе с детьми и учителями пытались выяснить, что же такое хорошая школа, начиная с того, какое выражение лица должно быть у педагога, и заканчивая самыми серьезными исследованиями. Был очень интересный проект «Туризм и мы», когда ребята создавали бизнес-планы, а затем старались привлечь максимальное количество туристов в свою школу.

Есть у нас и международные проекты. Один из самых крупнейших – «Идеальный мир глазами детей», в котором участвовали 2,5 тысячи школьников из 12 стран. Они переписывались друг с другом, рассказывали о себе, своих городах и странах, обсуждали проблемы современного общества и строили свой идеальный мир.

– Кто финансирует все эти программы?

– Часть наших программ финансируется из регионального бюджета и предназначена для школьников Ярославской области. Проекты российского значения поддерживаются со стороны Министерства образования и науки. Кроме того, мы стараемся выигрывать различные конкурсы и гранты, чтобы наши проекты стали доступны для тысяч школьников.

Пытаемся найти и международных партнеров. Например, наш центр стал штаб-квартирой проекта ЮНЕСКО «Это наше время». Таких штаб-квартир в мире всего семь. Мы работаем для русскоговорящего населения планеты. Любой ребенок мира, который говорит на русском языке, принимает участие в проекте ЮНЕСКО через наш центр.

Недавно на базе нашего центра была открыта Академия информационных технологий Майкрософт. Теперь мы взаимодействуем с 84 такими же академиями по России, которые получили доверие компании, и учим детей по курсу «Я готов работать в современном офисе». Это не просто изучение офисных приложений, например word. Мы моделируем офис и затем обучаем ребят, как с помощью того или иного программного продукта компании Майкрософт сделать работу в этом офисе наиболее продуктивной.

Вообще интернет не позволяет нам быть региональным центром, хотим мы того или нет. На нашем сервере edu.yar.ru находится 90 тысяч машинописных страниц образовательной информации. И этот сервер, по статистике, сегодня посещают 104 страны мира. Наши основные партнеры – это республики бывшего Советского Союза – Белоруссия, Казахстан, Литва, Эстония, Украина. Это те люди, которые фактически оказались без русскоязычных ресурсов, а потребность в них испытывают.

В декабре нашему центру исполнится 10 лет, мы оказались на передовой в хорошем смысле этого слова. Когда мы начинали, один очень уважаемый человек сказал, что интернет советскому учителю не нужен. Сейчас он разделяет наши взгляды на интернет-образование.

Ярославль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте