Провожая в Москву свою любимую учительницу, преподавателя истории и обществознания псковского лицея «Развитие» Наталью Викторовну Соколову, ребята вручили ей целый пакет записок и строго наказали вскрывать каждую в соответствии с указанной датой. Одно письмо должно было поддержать учителя года Псковской области-2003 29 сентября, другое – 1 октября и так далее. Наталья послушно читала послания ребят ежедневно, и ей казалось – они рядом.
Совсем нетрудно предположить, что кто-то из участников перебросил эпистолярный «мостик» обратно, к своим ученикам, родителям школьников, коллегам из родных учебных заведений. Итак, письма о Всероссийском финале «Учителя года-2003» конкурсантки К.
25 сентября
Здравствуйте, мои дорогие!
Вот я и в Москве. День был насыщенный, все устали, но, верная обещанию писать вам каждый день, я села за стол. Прилетели мы рано утром. Добрались до поселка Московский благополучно. Вы не представляете, как здесь красиво! Разноцветные клены, зеленая трава, устланная разноцветным ворохом листьев… Гостиница очень удобная. Да что там, это просто люкс! А в соседнем здании научно-методического центра, где будет проходить часть конкурсных испытаний, очень светлые, чистые, уютные аудитории.
Но не буду отвлекаться, о главном. В шесть часов вечера нас позвали на открытие. Началось оно… на улице. Я читала, что в прошлом году в поселке заложили аллею «Учитель года»: учредители, оргкомитет, учителя года сажали деревья в знак того, что именно здесь находится «пеликанье гнездо». А в этом году свое дерево посадил Игорь Борисович Смирнов. Вы, конечно, помните, что это учитель года России-2002. Он сам из Ленинградской области, преподаватель немецкого. Знаете, в жизни он такой веселый, приятный человек!
Потом нас повели в зал научно-методического центра. Мы сели за столики и, представляете, сразу обнаружили на стульях подарки – футболки с символикой конкурса и нашими именами. Я свою сразу надела. На столах, конечно, была еда, но я, кажется, так ничего и не попробовала. Уж очень интересно было смотреть на сцену. Там выступали участники межрегионального клуба «Учитель года». Это конкурсанты и победители прошлых лет. Они и вели церемонию открытия, и роли играли, и нас представляли по федеральным округам, и всякие игры проводили. Мне очень понравились ведущие Евгений Травин и Лена Смолина. Женя такой остроумный, а Лена замечательно поет.
Да, я оказалась совсем недалеко от столика, за которым сидел министр образования России! Мне все хотелось сфотографироваться с ним, но неудобно было мешать церемонии. Тем более министру нашему пришлось туго… Ведущие предложили ему ответить на вопросы ЕГЭ. Вопросы такие забавные, я их наизусть запомнила:
– Мы предлагаем вам ЕГЭ по истории… конкурса «Учитель года». Первый тест. Уровень А «Репродуктивно-творческий». Кто станет обладателем хрустального пеликана в 2003 году?
Варианты. Первый: очаровательная учительница, только дважды женщины становились победителями этого конкурса. Второй: историк, они никогда не побеждали. Третий: представитель Сибирского федерального округа, никогда пеликан не залетал так далеко. Четвертый: сильнейший.
Но Владимир Михайлович Филиппов на провокацию не поддался. Он сказал:
– Этот тест мне напомнил, как меня критиковал за ЕГЭ Олег Николаевич Смолин. Он спросил меня: куда впадает Волга? В Черное море, в Каспийское море или в маразм?
– А у нас приготовлен еще один тест. Уровень С «Творческий». Что вы пожелаете конкурсантам 2003 года?
– А вот как раз быть сильнейшими я бы и пожелал всем конкурсантам.
Потом Владимир Михайлович рассказал анекдот. Пишу его специально для физика Виктора Петровича, в его коллекцию: «Женщина приходит в казино и ставит на самую редко выигрываемую позицию, 22. Выигрывает. И так три раза подряд. В конце концов казино разорилось. Хозяин спрашивает: «Почему вы ставили на эту цифру?» «Очень просто. Я закончила 7 классов, училась плохо, на одни тройки. Поскольку трижды семь будет 22, вот я и ставила на 22». Я хочу сказать, что не только ваши умения важны, но еще и удача. Я хочу пожелать вам удачи, потому что мастерство у вас уже есть. Вы уже победители всероссийского конкурса».
Потом выступали ответственный секретарь Федерации Интернет Образования Сергей Монахов, первый заместитель главного редактора Ирина Димова, зам. председателя Профсоюза работников образования и науки Татьяна Куприянова. Еще спонсоры были, дай им Бог здоровья, – менеджер фирмы «Майкрософт» Роман Кузнецов, руководитель программы «Обучение для будущего» компании «Интел» Ярослав Быховский. А Михаил Онищенко, это из Внешторгбанка, сказал коротко и ясно, мне даже понравилось:
– Хочу пожелать вам: храните деньги во Внешторгбанке, а свои знания, сердца и души храните в ваших учениках. Они нам очень нужны.
И как Виктор Садовничий, ректор МГУ, председатель Большого жюри, говорил, я тоже запомнила. Мне кажется, он добрый, но и строгий такой… Страшно немного. Но, знаете, его слова меня успокоили:
– Как председатель жюри хочу вам дать один небольшой совет: постарайтесь на ваших уроках быть самими собой. Если вы раскроете вашу душу, ваш внутренний мир, это произведет наибольшее впечатление на членов жюри. После каждого урока мы уходим в учительскую, и по глазам членов жюри сразу можно понять: это один из претендентов. Нам даже не надо говорить друг другу ничего. Конечно, решит тайное голосование, баллы, но не придавайте этому значения. Вы победители. И одна личная подробность. В университете меня называют «профессор пять». Я почти никогда не ставлю двоек. Стараюсь увидеть потенциал, а не то, что человек оговорился. Будьте уверены, что мы будем объективны, будем болеть за вас и ставить вам хорошие оценки. Я желаю вам всем победы.
Много всего интересного было, приеду, расскажу. Мне очень понравилось «Пеликан-лото». Министр, Садовничий и другие «первые лица» по очереди тащили бочонки с номерами регионов. Так составилась «пятнашка». Я в нее не попала, жаль. Ну да ладно, это ведь шутка.
Еще там учителя года России были, почти за все годы. А моя соседка по столику, она тоже из Северо-Западного региона, получила приз – журнал «Учитель года: лучшее от лучших». Его тем вручали, кто хорошее эссе «Моя педагогическая философия» на конкурс написал. Приеду, почитаю. Мы ведь, кажется, подписались на второе полугодие?
Простите, коллеги, пока завершаю послание. Да, чуть не забыла, хотела вам еще рассказать. Исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Сергей Сафронов, который конкурс организует, так душевно выступил:
– Мне бы хотелось, чтобы вы мне преподнесли подарок – при встрече на слетах или других каких-то мероприятиях сказали: да, сентябрь 2003 года был одним из самых главных сентябрей.
Всем привет, К.
26 сентября
Ирина Николаевна, Юрий Иванович, Юлия Петровна, мой 9-й «Б» и все-все-все, здравствуйте! Это я, пеликан!
Так называют нас, конкурсантов, потому что приз конкурса – «Хрустальный пеликан».
Вот все и началось. Сегодня мы показывали наши «визитные карточки» и хобби. Но перед этим нас собрали, и Артур Заруба, учитель года России-92, он еще и в оргкомитет конкурса входит, подробно нам объяснил, что нас ждет:
– Раньше конкурс развивался по предметному принципу. Но с прошлого года появилась идея перевести его на проблемные рельсы. И в этом году мы уже решаем соединить и то, и другое. Это безумно трудно в организационном плане.
Напомню, какова структура проведения конкурса. Начинается все с заочного этапа, когда рецензируются все ваши материалы. Сегодня начинается первый тур. Вы представите свои хобби. Выступление длится до 10 минут. Хобби вы показываете по проблемным номинациям. Потому что именно проблемные номинации делегируют большую часть конкурсантов во второй этап. В финале будут названы победители в проблемных номинациях.
Ц 27 сентября у всех состоится учебное занятие длительностью 20 минут. После каждого занятия – небольшой разговор с участником, который ответит на вопросы жюри.
Ц 28 сентября пройдет защита системы работы по проблемному принципу. Каждому участнику дается до 15 минут, включая пять минут ответов на вопросы жюри. Можете говорить все 15 минут, но тогда времени для ответов на вопросы не будет.
Ц 29 сентября состоятся творческие мастерские по проблемным номинациям. Продолжительность урока – 30 минут. По окончании занятия дается 10 минут на самоанализ и ответы на вопросы.
Ц 30 сентября – подведение итогов первого тура. В тот же день состоится откровенный разговор «Конкурсанты и жюри в поиске инновационных идей». Сначала вы поговорите с предметным жюри, а затем проблемное жюри объяснит свой выбор. В это время те, кто прошел во второй тур, будут участвовать в пресс-конференции.
Во второй тур выходят по одному участнику из предметных номинаций и по два из проблемных номинаций. Максимально во втором туре могут оказаться 27 человек, минимально, если совпадут победители предметных и номинационных номинаций, – 18 человек.
Во втором туре три дня будут проходить мастер-классы. Большое жюри отсмотрит выступления претендентов на победу. В зале могут присутствовать все желающие. Учениками на этих занятиях могут быть участники нынешнего конкурса, конкурсов прошлых лет. Единственное ограничение – не надо выводить на сцену огромное количество людей. Хотя, если учителю понадобится 40 человек, – будет 40. Практика показала, что все в этом зале реально, даже проведение урока физкультуры.
Вот такие у нас планы! Боюсь, и писать-то вам будет некогда.
Что касается хобби-клуба, он прошел просто замечательно. Какие талантливые учителя приехали на конкурс! Я со своей вышивкой смотрелась, по-моему, «бледно». Историк из Тамбова стихи о себе написал!
Зовусь я Саликов Валерий,
Ну что еще мне вам сказать?
Однажды в школу я поверил
И с нею жизнь решил связать.
Я в школе грыз гранит науки,
Хоть умирал порой от скуки.
И поступил, сомнений нет,
На очень важный факультет.
Это он, как вы поняли, имел в виду исторический факультет. Здорово, правда?
А Марианна Чуйкова из Тюмени просто артистка! Как говорит, как двигается! Она филолог, а по второму образованию режиссер. Мы так хохотали, когда она рассказала о себе:
– В молодости мы охотно демонстрируем свои таланты окружающим. А с возрастом появляется критическое отношение к себе. Пять лет назад на конкурсе «Педагог дополнительного образования» я показывала визитку «Здравствуйте, это я!». Выхожу на сцену, уверенная, радостная, пою. Конкурс закончился, подошел ко мне член жюри и говорит: «Очень хорошо, только, знаете, вам лучше не петь!» С тех пор я больше не пою. Через год я стала студенткой Института культуры. Режиссер репетирует с нами спектакль по Гарсия Лорке. Говорит: «Выбегаете все на сцену и танцуете испанский танец». Выхожу гордо, уверенно и начинаю танцевать. Он говорит: «Уберите это безобразие!» С тех пор я больше не танцую. Теперь вы понимаете, как я сегодня рискую? Вдруг и говорить запретят?!
Но особенно мне понравились «13 признаков того, что вы учитель». Я потом их переписала у Тани. Татьяна Нечаева – учитель русского языка и литературы города Рыбинска Ярославской области.
1. Вы несете из дома все, что может вам пригодиться на рабочем месте.
2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как неотвратимо растет гора макулатуры в вашей квартире.
3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя и не числится в штате. Работают, тихо жалея вас, а иные – проклиная школу. Участь вашего ребенка – ждать. У кабинета, учительской, дома, ждать терпеливо и молча.
4. Люди, далекие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 30 детях и 45 родителях.
5. Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что вы все время клянетесь о школе не говорить.
6. Чужих денег в вашей сумочке всегда больше, чем своих.
7. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку.
8. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые вам не позволяет совесть – подарки же.
9. С вами здоровается половина района и эта же половина оценивает – как вы, где вы и с кем вы?
10. Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, прощать, ходить на работу больным и входить в чье-то положение.
11. Вы не умеете: толково отдыхать, говорить «нет» администрации, проходить мимо книжных прилавков.
12. В вашей жизни в пять раз больше поводов для празднования, чем у других, – начало учебного года, начало четверти, конец четверти – и в пять раз больше поводов для головной боли – начало учебного года, начало четверти, конец четверти.
13. Вы никак не можете определиться с 1 сентября – принимать вам поздравления или соболезнования.
До свидания, К.
День добрый!
Друзья мои, ребята, коллеги, простите, что не писала вам так долго. У нас были три напряженных дня. Уроки в предметных номинациях, защита системы работы, уроки в проблемных номинациях. Было тяжело, но и безумно интересно. Как мне понравились московские школы! Чистые, уютные, оснащенные. В кабинете физики я плакала – нам бы такое оборудование. Московские учителя нам помогали. Я видела, как они волновались. И ребята такие замечательные. Умнички! Помогали мне на уроке. А когда занятие кончилось, дети пригласили меня работать в их школу. Интересно, что по этому поводу думает директор? Шучу…
Сегодня объявили результаты первого тура. Не волнуйтесь и не переживайте за меня. Я не попала в число 22 счастливчиков… Я подумала, даже поплакала немного, а потом успокоилась. Не судьба! Теперь думаю о том, что надо помочь ребятам, которые вышли из моих предметной и проблемной номинаций. Буду участвовать в мастер-классах.
Побывала я на пресс-конференции участников второго тура. Журналисты и про модернизацию их спрашивали, и про перегрузки, и про ЕГЭ. Мне понравилось, как про нагрузку сказал физрук из Иванова Валерий Гришин:
– Я работаю в профтехучилище, где ребята не только учатся, но еще и работают. Нас, учителей физического воспитания, очень обрадовало, что появились наконец-то не два, а четыре часа физкультуры. Материальной базы для этого, конечно, нет. Но мы стараемся этот вопрос решить. На правильно построенном, творческом уроке ученик будет уставать гораздо меньше, чем на сухом, стандартном. Я практик. Что мы сделали у себя в училище? Поставили в коридорах стандартное оборудование. И после математики ребенок может поиграть в теннис, в дартс. Это помогает детям сохранять свое здоровье.
Ваша К.
1 октября
Доброй вам ночи!
Это, собственно, у нас ночь. Только что вернулась в гостиницу из учебного центра. Вот это называется «насыщенная жизнь». Полный день мастер-классов, а затем потрясающие встречи. Как интересно слушать Евгения Александровича Ямбурга! Когда я читала его книгу об адаптивной школе, я и представить себе не могла, что увижу его «живьем», смогу взять автограф.
Еще к нам на конкурс приезжала председатель Профсоюза работников образования и науки РФ Галина Меркулова. Я помню, как читала специальный выпуск «Моего профсоюза», посвященный памяти Владимира Яковлева, первого нашего профсоюзного лидера. Галина Ивановна правильно сказала: «Он боролся за интересы работников образования, а с болезнью справиться не смог». Нам раздали листочки с обращением делегатов IV съезда профсоюза к Президенту Путину, правительству, Федеральному Собранию. Я вычитала там, что, например, дефицит педкадров по регионам России составляет от 10 до 50%.
И про повышение зарплаты там было сказано. Кстати, поздравляю, коллеги, с сегодняшнего дня вы стали богаче на 33%. Это вам так кажется. Увы, должна вас разочаровать. Из той же листовки я вычитала, что «индексация ставок и окладов в размере 33 процентов не сможет остановить негативную тенденцию снижения реального уровня жизни учителей, воспитателей, преподавателей». Я не задумывалась раньше, а ведь правда: ставка зарплаты начинающего учителя, хотя бы нашей Вики, изменится с 900 всего-то до 1200 рублей. В общем, профсоюз в своем обращении настаивает на повышении зарплаты в полтора раза и на том, чтобы сохранить надбавки за стаж и молодым учителям. Правильно! Галина Ивановна предложила нам поставить свои автографы в подписных листах, если мы согласны с документом. Я бы расписалась за всю нашу школу, да жаль, нельзя.
Спокойной ночи, уставшая К.
2 октября
Приветствую вас, земляки!
Конкурс набирает скорость. Сегодня был второй день мастер-классов. Девять занятий – это для выносливых! Я постаралась принять участие почти во всех. Интересно и полезно. Хотя по форме это скорее уроки-импровизации, есть чему поучиться. Мне очень понравились занятия учителей физкультуры. Вот, например, Олег Заципилин из Челябинской области заставил нас попотеть! Мы по очереди придумывали упражнения для физзарядки, показывали их и повторяли. И все это под музыку. Наверное, я все-таки начну ходить в спортзал…
А математик из Пензенской области Лариса Селюкова умудрилась провести урок так, что ее ученики сами поняли, как складывать числа с разными знаками. Они сочинили сказку, где положительное число было положительным героем, а отрицательное – отрицательным. Они боролись не на жизнь, а на смерть. Число 14 победило число «минус 5».
С таким удовольствием, как в эти дни, я не училась ни в школе, ни в университете. Английский язык и МХК, история и литература. Не представляю, как жюри выберет сильнейшего. По-моему, «Хрустального пеликана» достойны все.
Возвращаясь с уроков, я случайно услышала разговор двух местных жителей:
– А вон учителя идут, это что, «Учитель года» уже?
– Ага, значит, скоро врачи приедут.
Здесь, в поселке, все время конференции, семинары, конкурсы проходят. Подслушанное напомнило мне, что до конца конкурса осталось три дня. Как грустно! Зато я скоро увижу вас всех. Так соскучилась.
До встречи, К., пеликан
Письма конкурсантки читала
Оксана РОДИОНОВА
Учитель года-2002 Игорь СМИРНОВ посадил свое дерево. Кто примет его эстафету в этом году?
Жюри совещается
Игорь БУРКИН, учитель французского языка: Allons danser Valerie, faut pas penser Valerie (Давай танцевать, Валери, не раздумывай, Валери. Слова из песни Джо Дассена). Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Алексей КРЫЛОВ (учитель года-2001), Шалва АМОНАШВИЛИ, Екатерина ФИЛИППОВА (учитель года-1996) встретились с участниками конкурса
Комментарии