С ликвидацией детских организаций ученическая среда стала походить на аморфную самотечную общность детей со слабо различаемыми общественно значимыми интересами и столь же слабыми лидерами. Школьное воспитание рухнуло, а с ним традиции, складывавшиеся годами. Конечно, школьная жизнь не кончилась, но здорово проиграла.
В школе села Маякского Челябинской области в основу воспитательной деятельности легли три составляющие: сотрудничество, самоуправление и сотворчество. Важную роль играет то, что дети сами управляют своим коллективом.
Для того чтобы самоуправление было более успешным и результативным, создаются советы дела в каждом классе. Дети и взрослые предлагают нормы, правила, действующие в коллективе, и учатся следовать им.
Президента Совета школы выбирают всем миром. Все по-настоящему: с бюллетенями, избирательной комиссией. Затем приходит очередь министров: печати, экологии, спорта, образования. В состав школьного правительства входят представители от каждого класса с 5-го по 11-й.
Визитная карточка Совета школы – конкурс «Лучший класс года», целью которого стало выявление наиболее сплоченных творческих коллективов-лидеров. Ребята выпускают газету «Школьный калейдоскоп», следят за порядком и чистотой в классах и проводят конкурс «Самый уютный класс». Они подводят итоги успешных дел и успеваемости.
В Маякской в почете ученические агитбригады, которые собираются под задорным лозунгом «Здравствуйте, это мы!». Каждый класс старается показать, на что он способен. Девизы и песни, шутки и меткие характеристики команд рассказывают жюри о том, каковы они на самом деле. А строгое жюри – это те же дети, заседающие наравне со взрослыми, учителями и родителями. В результате смотра агитбригад появился дом «Школа – это мы!», где каждый «зажег» свое окно.
В мае согласно заполненному табелю по итогам всего года объявляется лучший класс. Ему вручают кубки и вымпелы, сделанные собственноручно.
Этот конкурс вселяет дух соревнования между классными коллективами, сплачивает их, повышает активность, развивает творческий потенциал. Дети учатся организовывать, руководить, подчиняться, слушать критику, высказывать и принимать ее. Очень важно, чтобы в начале своей жизни юные граждане своей страны почувствовали, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в выборе бытия.
с. Маячное, Октябрьский район, Челябинская область
Комментарии