Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Джон Дьюи
Ускоренное развитие технологий и сопровождающие его социальные изменения, по мнению мировых экспертов, приведут к тому, что в недалеком будущем человечество столкнется с коренным изменением экономического и социального порядка.
Основатель и президент Всемирного экономического форума Клаус Мартин Шваб в своем выступлении 20 января 2016 года в Давосе подробно остановился на идее четвертой промышленной революции. Многие из задач, которые в настоящее время решаются работниками в различных секторах экономики, будут автоматизированы или исчезнут из-за изменения способа организации общества.
Новая экономика потребует специалистов нового типа. Они столкнутся с проблемами, которые потребуют творческого подхода и готовности сотрудничать с другими и с системами искусственного интеллекта.
Цифровизация всех сфер жизни, автоматизация и роботизация, демографические изменения: увеличение продолжительности жизни, продолжающаяся урбанизация, растущая роль женщин в экономике и изменение модели детства определяют новый социальный ландшафт.
В новом сложном мире не будет линейных профессий, то есть таких специализаций, которые мы изучаем в юности, после чего просто выполняем монотонную работу на протяжении всей жизни, потихоньку продвигаясь по карьерной лестнице до самой высокой позиции. С ускоряющимися темпами технологических и социальных изменений человеку придется несколько раз в жизни переучиваться и переходить в новые сферы деятельности.
В новом сложном мире будет все меньше и меньше фиксированных профессий и все больше и больше ситуативных ролей, которые человек будет выполнять в процессе реализации коллективных и индивидуальных целей. Рабочая среда будет постоянно меняться. Образование сталкивается с ситуацией, когда в ряде областей навыки устаревают быстрее, чем к концу стандартного срока обучения. Поэтому требуется совершенно новый подход к навыкам, которые должны лечь в основу образовательной программы.
Проект Департамента образования и науки города Москвы «Новый педагогический класс», инициированный в 2016 году Московским городским педагогическим университетом, призван реализовать новую модель обучения с учетом требований времени, образовательных запросов обучающихся и родителей, возможностей образовательных организаций.
Образовательные программы новых педагогических классов ориентированы на формирование педагогических компетенций с использованием инструментов психологии, педагогики и социологии, ресурсов социокультурной сферы города Москвы. Обучение направлено на формирование социально-психологических навыков (soft skills) – коммуникативных, лидерских, умения работать в команде; умение быть эффективным лидером как по отношению к другим – вести за собой, так и по отношению к себе – вести себя и управлять своей эффективностью, необходимых специалистам, профессией которых будет работа с людьми.
Наша школа №1798 вступила в проект в новом 2020‑2021 учебном году. За прошедшие два месяца ребята нашего педагогического класса получили возможность приобретать опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности (компетенции «вожатый» и «цифровой куратор»), развивать навыки социального проектирования, коммуникацию и сотрудничество, подготовив замечательный видеоролик-флешмоб «Здравствуйте! Это мы!».
Приобрели опыт волонтерской работы как внутри образовательной организации (квест «Посвящение в первоклассники!», игра «Здравствуй, школа!» в рамках дня открытых дверей для дошкольников), так и с представителями местного сообщества, посетили проводимые Московским городским педагогическим университетом дистанционные семинары, мастер-классы, тренинги в рамках программы «Каникулы с МГПУ».
Человечество оказалось перед глобальными проблемами, для решения которых требуются высококвалифицированные, активные люди, обладающие глубокими духовно-нравственными качествами, способные ориентироваться в стремительно меняющемся мире, умеющие решать реальные жизненные вопросы. Учебный план нового педагогического класса выстроен таким образом, чтобы у обучающихся сформировалась научная картина мира. Знание должно быть объективно, обосновано, систематизировано, открыто для обсуждения и воспроизводимо.
Такие дисциплины, как «Деловой английский язык», «Человек и общество на французском языке», «География человеческих перспектив», «Психология общения», «Риторика», «Культура русской речи», «Искусство и МХК», включены в учебный план этого класса как курсы, удовлетворяющие образовательным потребностям обучающихся.
Они необходимы для формирования таких новых навыков будущего, как эмоциональный интеллект, эмпатия, медиаграмотность, информационная гигиена, осознанность, умение управлять вниманием, экологическое мышление, креативность и кооперативность, умение находить нестандартные решения. А способность самостоятельно учиться и выбирать свои стратегии обучения – необходимый навык для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов.
Татьяна ЛИХАЕВА, методист школы №1798
Комментарии