С каждым годом количество часто болеющих и просто больных детей не уменьшается, а наоборот, только растет. Причинами этого часто становятся экологические проблемы, наследственность, семейное неблагополучие и многое другое. Поэтому и необходимо вести большую оздоровительную работу, начиная с раннего дошкольного возраста. Большинство детских учреждений сегодня уже используют здоровьесберегающие технологии, позволяющие сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Детский сад №281 САО, в котором я работаю воспитателем по физической культуре, – учреждение компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией. Это значит, что сюда приходят дети с сильно ослабленным иммунитетом и уже имеющие несколько различных заболеваний. Главная задача дошкольного учреждения при работе с такими детьми – укрепить их иммунитет и физическое здоровье.
Очень широко и разностороннее в нашем детском саду применяется оздоравливание, предусматривающее сухое и влажное обтирание, закаливание солнцем, воздухом и водой, физкультурные занятия, утреннюю и дыхательную гимнастику, проветривание помещений, воздушные процедуры, прогулки и солнечные ванны, различные виды массажа, мытье рук прохладной водой и контрастное обливание ног, хождение босиком и солевую дорожку до и после сна.
На укрепление иммунитета и здоровья детей влияют реализуемые по определенным схемам фитотерапия (ингаляции и полоскание горла отварами и водными настойками лекарственных растений) и витаминотерапия, в групповых помещениях ежедневно проводится очищение и увлажнение воздуха специальными приборами, а также ионизация воздуха люстрами Чижевского. По назначению врача детям проводим лечебный массаж.
Особое место в оздоровлении детей занимает сбалансированное и рациональное питание. Перед едой мы разъясняем детям пользу тех или иных продуктов, в интересной занимательной форме – маленькие сказки и поучительные рассказы – объясняем правила приема пищи.
Большое значение для здоровья детей имеет психологическое благополучие. В учреждении создана добродушная теплая атмосфера, при обучении и воспитании мы широко используем игровые ситуации и сюрпризные моменты. Педагоги и воспитатели обязательно учитывают индивидуальность каждого ребенка, на занятиях его собственные показатели никогда не сравниваются с показателями других детей, иными словами, соблюдается педагогический принцип «особенность, а не отличительность».
В наши дни каждый человек знает, что физкультура полезна для здоровья. В результате двигательной активности создается энергетическая основа для роста и развития, осуществляется благотворное стимулирующее воздействие на работу всего детского организма. План работы нашего ДОУ предусматривает ежедневные занятия утренней гимнастикой, три раза в неделю физкультурой (два раза в спортзале и один раз на улице), а также занятия лечебной физкультурой по назначению врача, дополнительные занятия по общей физической подготовке во второй половине дня. При такой высокой двигательной плотности расписания необходимо постоянно анализировать физическое развитие ребенка и состояние его здоровья, гибко меняя нагрузки и исключая переутомление и физическое недомогание. Для этого регулярно проводятся медико-педагогический контроль занятий и мониторинг физического развития и состояния здоровья детей.
Наибольший оздоровительный эффект в работе с детьми был достигнут, когда вместе с основной Российской программой воспитания и обучения детей в детском саду в качестве эксперимента стала дополнительно использоваться авторская оздоровительная программа Михаила Лазарева «Здравствуй!», которая предусматривает всестороннее и гармоничное развитие ребенка на каждой ступени обучения, а также воспитание у него мотивации здорового образа жизни и социализацию ребенка в обществе. В этой программе как ведущий фактор развития и оздоровления ребенка выступает музыка – огромное количество авторских песен для детей «на все случаи жизни»: о закаливании, о микробах, о семье, о себе, о храбрости и нежности, математике и астрономии и много-много других. Песни эти дети легко запоминают, мы используем их в игровых ситуациях и режимных моментах, и, главное, песни очень нравятся детям. В результате прочно усваивается изучаемый материал, развиваются память, музыкальный слух и чувство ритма, создается хорошее настроение.
Автор программы уже давно доказал, насколько благотворное оздоровительное влияние оказывает музыка на детский организм. Во-первых, музыка действует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Во-вторых, музыка имеет три начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, дети занимаются оздоровлением, не замечая процесса лечения. В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию. В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы (при повышении эмоционального тонуса и наличии положительных эмоций повышается иммунитет человека, он реже болеет).
Работа по программе Лазарева предполагает тесное взаимодействие и понимание между музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре, воспитателями групп, медицинским персоналом, методистом по программе и родителями. Конечно, основная нагрузка по выполнению программы ложится на воспитателя. Он проводит еженедельно урок здоровья, ежедневно проводит утреннюю гимнастику и оздоровительные паузы (физкультминутки), закаливающие процедуры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, обучает детей приемам самомассажа, принимает активное участие в подготовке и проведении музыкальных праздников и игр здоровья «Здравиада».
Музыкальный руководитель на занятиях разучивает с детьми песни программы в соответствии с планом и темами уроков здоровья, ежеквартально подготавливает сценарии и проводит музыкальные праздники.
Медицинский персонал принимает самое активное участие в проведении всех оздоровительных мероприятий в детском саду: наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием детей, определяет функциональное состояние организма для назначения правильных физических нагрузок, моторную плотность и продолжительность занятий, контролирует проведение оздоровительных занятий во всех формах двигательной активности, консультирует родителей по оздоровительной работе с ребенком.
Воспитатель по физкультуре проводит физкультурные занятия с элементами оздоровительной гимнастики, в играх и упражнениях закрепляет двигательные навыки и умения, проводит двигательную диагностику, обучает детей сопровождать исполнение песен программы «Здравствуй!» определенными движениями, а также импровизировать, что дополнительно развивает их не только физически, но и интеллектуально, творчески.
Методическое руководство по реализации курса программы «Здравствуй!» осуществляет старший воспитатель детского сада. Он помогает педагогам составлять программы по парциальному использованию курса с учетом требований Российской программы воспитания и обучения детей в детском саду. Он организует и проводит педагогические семинары и советы, на которых обсуждаются вопросы и проблемы проведения тех или иных оздоровительных мероприятий, участвует в консультационной работе с родителями.
Родители и семья вносят посильный вклад в оздоровление собственного ребенка. Они каждый день читают детям сказки, предусмотренные программой, помогают им выполнять задания в рабочих тетрадях соответственно тематическому плану, поддерживают дома оздоровительную деятельность ребенка, проводят домашнюю диагностику, участвуют в анкетировании, а также в проведении игр здоровья и тематических музыкальных праздников.
Программа «Здравствуй!» предполагает ежедневный оздоровительный тренинг ребенка дома и в детском саду. Для применения адекватных нагрузок на детский организм необходимо постоянно анализировать развитие ребенка и состояние его здоровья, гибко меняя нагрузки. Именно поэтому первостепенное значение придается диагностическим исследованиям. Диагностика становится начальным шагом формирования здоровья, так как без нее невозможно построить индивидуальную программу развития ребенка. Значительная часть диагностических тестов входит в диагностические стандарты и может использоваться в рамках плановых обследований в любом детском учреждении. Прохождение диагностики – это активный процесс самопознания, включающий элементы саморазвития. После окончания диагностических исследований мы сообщаем детям и родителям об их результатах и для каждого ребенка разрабатываем индивидуальную программу коррекции развития.
Игры здоровья «Здравиада», проводимые в рамках программы «Здравствуй!», влияют еще и на мотивацию здорового образа жизни. Здесь возникает элемент соревновательности, побуждающий ребенка совершенствовать свои двигательные качества, узнавать больше полезной информации и применять ее в жизни, проявлять свои творческие способности и развивать их. Наши воспитанники уже неоднократно выступали на соревнованиях городского и общероссийского уровня, показывая высокие результаты. Участие в городских и общероссийских здравиадах помогает ребенку лучше осознать свою индивидуальность, увеличивает круг общения и расширяет его кругозор, что способствует успешной социализации ребенка в обществе.
С помощью регулярного проведения игр здоровья и при осуществлении специально разработанных программ диагностики можно выявить индивидуальные личностные профили, которые станут основой будущей профориентации ребенка и выбора для него адекватной секции или студии, где получат дальнейшее развитие все его способности и таланты.
Большую работу при подготовке игр здоровья мы ведем с семьями своих воспитанников: разучиваем песни, готовим пособия и костюмы, привлекаем родителей к участию в играх здоровья в качестве судей и даже участников отдельных конкурсов, в которых оценивается семейное выступление.
Наш детский сад вот уже несколько лет – экспериментальная площадка по внедрению программы «Здравствуй!». В 2007 году мы начали работу в режиме сетевой экспериментальной площадки, объединяя усилия в деле оздоровления подрастающего поколения с расположенными поблизости детскими садами и общеобразовательными школами. Регулярно проводим для них консультации и семинары, где автор программы и научный руководитель эксперимента Михаил Лазарев объясняет идею программы, обучает специалистов методике проведения оздоровительных занятий и диагностики. Работа со школами очень важна для нас, так как этим обеспечивается преемственность, хорошо налаженный механизм оздоровления продолжает работать на последующих стадиях развития детского организма.
Любовь РАДЮХИНА, воспитатель по физкультуре детского сада компенсирующего вида №281
Комментарии