search
main
0

Здравствуй, Поэт! Игра по произведениям А.С. Пушкина

Подготовка к вечеру-игре начинается месяца за два до его проведения. Для этого нужно сформировать 3 команды игроков-старшеклассников, которые под руководством учителей литературы будут готовиться к игре по ориентированным заданиям.

Через школьные средства массовой информации рассказать ребятам о том, что участие в игре сможет принять каждый и, заработав жетоны за удачный ответ, обменять его на пятерку по литературе в классном журнале или дополнительный балл для своей команды. На видном месте можно вывесить плакат, на котором обозначен круг нужных тем, по которым следует готовиться к вечеру.

Очень важно найти подходящих актеров для театрализованного представления, особенно на роль двух Пушкиных: Пушкина-ребенка и Пушкина-взрослого. Кроме того, нужны трое ведущих: Главный ведущий и два помощника, мальчик и девочка. Еще нужны 2 осветителя, по одному ответственному за диапроектор и за музыкальную аппаратуру, микрофоны. Фонограмма к вечеру-игре подбирается и записывается заранее. Участникам театрализованного представления понадобятся костюмы пушкинской эпохи и декорации. Мы применили такой элемент оформления сцены: на равном расстоянии друг от друга расположили полосатые верстовые столбы, которые знаменовали этапы жизни поэта и этапы игры. На столбах – названия этапов: “Детство”, “Лицей”, “Любовь”, “Бессмертие”. Это на левой половине сцены. А на правой углом поставили две ширмы, на которых меняли бумажные декорации (их две: комната Пушкина в Лицее и Михайловское). Во всех трех картинах нужен стол, стул, подсвечник, а для картины “Лицей” – диван или скамейка. Рядом со сценой – переносная доска для игры со зрителями в “поле чудес”. На ней же потом жюри записывает результаты игры.
Вечер-игра “Здравствуй, поэт!” состоит из двух перемежающихся действ: театрализованного представления их 4 картин (“Детство”, “Лицей”, “Любовь”, “Бессмертие”) и собственно игры, которая проходит в перерывах между картинами. Участие принимают и команды, и болельщики.
Краткий план вечера
I. Вступительное слово главного ведущего. 1. Слово о Пушкине. 2. Объяснение условий игры для команд и болельщиков. 3. Представление команд и жюри.
II. Картина I. “Детство”.
III. Игра.
1. Задание N1 командам. а) “Выбери ответ”, б) “Расшифруй пушкинские строки” и “Кто эти люди?” 2. Задание N1 болельщикам. “Поле чудес” 3. Подведение итогов.
IV. Картина II. “Лицей”.
V. Игра. 1. Задание N2 командам. а) “Выбери ответ”, б) “Назови фамилии лицеистов”. 2. Задание N2 болельщикам. Отдельные вопросы болельщикам каждой команды. 3. Подведение итогов.
VI. Картина III. “Любовь”.
VII. Игра. 1. Задание N3 командам. а) “Выбери ответ”, б) “Угадай стихотворение”. 2. Задание капитанам (письменное). 3. Задание N3 болельщикам. Чтение стихов Пушкина о любви. 4. Блицтурнир. 5. Подведение итогов (кроме блицтурнира) и предложение болельщикам помочь своим командам (за один жетон болельщика дается балл команде).
VIII. Картина IV. “Бессмертие”.
IX. Подведение итогов и награждение команд и самых активных болельщиков.
Примечание. Игра с болельщиками проводится во время выполнения командами письменного задания, (Задание “б” на каждом этапе игры – письменное).

Театрализованное представление из 4 частей
Картина I. “Детство”

В зале и на сцене потушен свет, только луч диапроектора направлен на экран (кадр N1 – портрет Пушкина). Звучит негромко “Первый концерт” Чайковского (начало). На сцене никого нет, на фоне музыки возникает голос главного ведущего. Голос:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Картины на экране меняются: дом Пушкиных, отец и мать Пушкина. Выходят ведущие.
Первый ведущий: В метрической книге церкви Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 года по старому стилю.
В это время скрипка тихонько начинает “Вокализ” Рахманинова.
Второй ведущий: “Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова, у жильца его, майора Сергея Львовича Пушкина, родился сын Александр, крещен июня, восьмого дня.
Появляется кадр: Пушкин-младенец.
Третий ведущий:
Две-три весны, младенцем,
может быть,
Я счастлив был, не понимая
счастья;
Они прошли, но можно ль
их забыть?
Как только замолкает голос ведущего, скрипка играет громче, и вот из-за кулис со свечкой в руке выходит маленький мальчик. Он босиком, в длинной белой ночной рубашке. Это Саша Пушкин. Он осторожно проходит на авансцену и на секунду останавливается, вглядываясь в зал. Потом быстро подходит к столику, где лежит большая книга и стоит подсвечник с не зажженными свечами. Приподнимаясь на цыпочки, от своей свечи зажигает свечи в подсвечнике, оглядывается, прислушиваясь, потом быстро забирается с ногами на стул, открывает книгу и углубляется в чтение. Скрипка замолкает, и сразу же раздаются голоса (его ищут по всему дому отец, мать, няня).
Женский голос: Саша! Сашенька!
Голос няни: Да где он, пострел? Александр Сергеевич!
Мужской голос: Пушкин!
Услышав “Пушкин”, мальчик быстро слезает со ступа и убегает. Зажигается свет.

Картина II. “Лицей”
Действующие лица: Пушкин-лицеист, Пущин (Большой Жанно, он же Иван Великий), Дельвиг (Тося), Горчаков (Франт), Кюхельбекер (Кюхля), Яков – коридорный дядька.
Все лицеисты одеты по-домашнему: белые рубашки без воротничков с широкими рукавами, черные брюки, черные банты-галстуки. Коридорный Яков в мундире.
Звучит негромко музыка (“Большой вальс” из балета Гаврилина “Анюта”). Освещение – только диапроектор. На экране сменяются кадры, иллюстрируя слова ведущих. Первый кадр – Пушкин-юноша, изображения Лицея, последний – комната Пушкина в Лицее. Пушкин-лицеист сидит за столом в своем номере, что-то пишет.
Из-за кулис голос ведущего:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я,
Когда по розовому полю
Резвились и бесились вволю,
Когда в тени густых аллей
Я слышал клики лебедей,
На воды светлые взирая…
Первый ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга был открыт Лицей, и тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых потом выйдут поэты и министры, офицеры и декабристы, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
Второй ведущий: через 6 без малого лет они обучатся, получат аттестат, и на прощание директор наденет им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, которую лицеисты ценят выше карьеры, выше любви.
Первый ведущий: Потом судьба разведет их, но лицейскую дружбу, лицейский вольный дух они сохранят навсегда.
Зажигается свет. Комната Пушкина огорожена ширмами. Стол, стул, диван или скамейка слева.
Пушкин (встает, стучит в перегородку, говорит тихо): Эй, Иван Великий! (Тишина). Дрыхнет! (Громче). Жанно! Ты спишь?
Пущин (недовольно): Сплю. Чего тебе?
Пушкин (нетерпеливо): Иди скорей ко мне, я новые стихи написал.
Пущин: А до завтра не можешь потерпеть? Ведь час ночи!
Пушкин: Пустяки! И ребят зови. Только стучите условным стуком и называйтесь, чтоб чужих не было.
Пущин: Ну хорошо, я сейчас.
Пушкин в нетерпении ходит по комнате. Стук в дверь.
Пушкин: Кто там?
Пущин: Я, Иван Великий, и со мной еще двое.
Пушкин: Пусть назовутся.
Горчаков: Франт.
Дельвиг: Тося.
Пушкин: Заходите, господа. Рассаживайтесь, где кто может.
Опять стук.
Все: Кто там?
Кюхельбекер: Я.
Пушкин: Назовись.
Кюхельбекер (громко): Это я, Пушкин, открой!
Горчаков: Да это Кюхля, пусти, а то он всех перебудит.
Входит Кюхля в растерзанном виде. Все смеются.
Кюхельбекер: (громко) Что? Что случилось?
Все: Тш-ш!
Пущин: Сашка стихи новые написал.
Горчаков (зевая): Опять про юную деву?
Дельвиг: Предмет сердечных воздыханий!
Пущин: И кто она? Мария? Наталья? Ольга? А может быть, Катенька?
Кюхельбекер: Тише господа. Пушкин, читай, ради бога, скорее!
Пушкин (всем): Нет, господа, предмет иной. (Кюхельбекеру) Посвящается великому собрату по перу Вильгельму Кюхельбекеру!
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно,
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Все смеются. Кюхельбекер обижен, с криком набрасывается на Пушкина, тот смеется и отбивается, их разнимают.
Кюхельбекер: Опять? Как ты смеешь! Я тебя… я вас, сударь, на дуэль вызову!
Пущин: Да ты не сердись, Кюхля, он же шутит. (К Пушкину) У тебя верно, и другие стихи есть?
Горчаков: Не дразни его, Француз, а то он опять топиться побежит.
Пушкин (обнимая Кюхельбекера): Не сердись, Кюхля. У меня и правда другие стихи есть. Читать?
Кюхельбекер (обиженно): Как хочешь.
Пушкин вскакивает на стол, становится в позу.
Пушкин: Стихи, навеянные легендарной в лицейском государстве историей с гоголем-моголем!
Все: О-о-о!
Пушкин:
Друзья! Досужий час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал,
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское в стекле!
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов!
Под стол ученых дураков!
Все смеются. Выкрики: “Браво! Прекрасно, под стол ученых дураков! Сашка! Ты гений, Пушкин!” Книги, лежащие на столе у Пушкина, летят под стол.
Пущин: А уж как он гениально за этот гоголь-моголь две недели на коленях отстоял во время утренней и вечерней молитвы!
Дельвиг (Пущину): А ты рядом с ним!
Все смеются.
Пушкин: А вот о тебе, Жанно.
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем
И тотчас помиримся.
Кюхельбекер: Прекрасно! Как хорошо!
Горчаков: А обо мне есть?
Пушкин: И о тебе есть, слушай.
А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса,
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее – завеса!
Все смеются, а Дельвиг спит.
Горчаков: Смотрите, наш Тосенька задремал.
Пущин: Поспать-то он горазд. Помните, урок не выучил, под кафедрой спрятался и заснул.
Делает знаки товарищам. Они окружают Дельвига.
Кюхельбекер (завывая): Проснись, о ленивейший из смертных!
Лицеисты с криком: “У-у-у!” хватают Дельвига, приподнимают и бросают его.
Дельвиг: (просыпаясь) А? Что? Все вы врете! Я не спал, я думал.
Все: А-а!
Дельвиг: Ага.
Пушкин (протягивая Дельвигу руку):
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Все смеются.
Дельвиг: Да я не спал, ей-богу не спал! Я вообще никогда не сплю.
Новый взрыв хохота.
Кюхельбекер (в нетерпении): Господа, полно вам! Читай, Пушкин, читай!
Все: Читай! Валяй дальше!
Пушкин:
Но что?…Я вижу все вдвоем;
Двоится шкаф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Пушкин делает паузу. Во время чтения его кто как изображает описываемое: кто якобы храпит, кто еще что-то делает, один Кюхельбекер слушает, напряженно застыв и приложив ладонь к уху, он глуховат. На последних словах Пушкин замолкает, лукаво смотрит на Кюхельбекера. Протягивает к нему руку. Кюхельбекер выпрямляется гордо при следующих словах.
Пушкин:
Писатель… за свои грехи,
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне уснуть скорее!
Общий хохот, все бросаются на Кюхлю, тот отбивается. Крики: “Писатель за свои грехи. Ой, господа, мне кюхельбекерно! Кюхель, будешь мне вместо колыбельной свои стихи читать!” Под быструю музыку идет веселая возня. Заглядывает коридорный Яков.
Яков: Это что же за безобразие, господа лицеисты! Извольте идти спать! Стыдно, чай не дети уже, скоро выпускные, а все шалите!
Пушкин: Полно, Яков, не сердись.
Горчаков: У тебя ведь выходной завтра, так на вот, выпей за наше здоровье! (Сует ему монету).
Яков (менее грозно): Благодарим покорно! А все же отправляйтесь, господа, по комнатам, а то будет и мне, и вам на орехи.
Пущин: Да мы уж идем. Пошли, князь!
Горчаков: Пошли. Идем, Кюхля.
Кюхельбекер: Покойной ночи, Пушкин.
Пушкин: Покойной ночи, братцы. Покойной ночи, Яков.
Яков (ворчит): Да идите уж, идите. Какая уж покойная ночь, и спать-то всего ничего осталось, четыре часа. (Уходит).
Нина ЗАХАРОВА,
учитель литературы
Железногорск,
Красноярский край

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте