Продолжение. Начало в N 44
Картина III. “Любовь”
Действующие лица: Пушкин периода михайловской ссылки, два гусара (певцы и гитаристы), Катенька Бакунина, лицейская любовь Пушкина, Анна Керн, Елизавета Воронцова. 1-й кавалер, 2-й кавалер, 3-й кавалер.
Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского. На экране виды Михайловского и Тригорского.
Пушкин сидит за столом, пишет письмо. Горит свеча. Выходят ведущие.
Первый ведущий: С августа 1824 по 1826 год Пушкин живет в Михайловском. Ну да, ссылка, но ведь в родовое имение, а не в Сибирь.
Второй ведущий: Не так уж плохо. Деревня, праздность, рядом – голубая Сороть и Тригорское, где полно молодежи и цветник прелестных девиц и юных дам.
Первый ведущий: Но! Нет главного – свободы. И потому – тоска!
Пушкин в досаде бросает перо, вскакивает, говорит как будто другу, которому пишет письмо.
Пушкин: Тоска, душа моя! О моем житье-бытье ничего тебе не скажу: скучно, вот и все! (Задумывается). А помнишь, бывало во дни веселий и желаний я был от балов без ума…
Звучит вальс. Пушкин делает несколько танцевальных па по сцене. Вальс звучит совсем громко. Вальсируя, в зале перед сценой появляются три бальные пары. Вспыхивает свет. Это Бакунина, Керн и Воронцова с кавалерами. Пары в вальсе проходят круг, потом две пары отходят на задний план, танцуют только Бакунина с кавалером. Пушкин подходит к краю сцены, пристально вглядывается в девушку.
Пушкин: Катенька! Как она мила была! Как черное платье пристало к ней! Мое чувство к ней совсем не было похоже на то, что я испытал раньше.
Бакунина и кавалер уходят. Свет гаснет. Пушкин один. За сценой звучит мелодия романса на музыку Шварца “Приметы”.
Пушкин: Это были годы первой моей лицейской молодости, первой любви. Как давно это было! Тоска, право!
Мелодия романса звучит громче, и вот на сцену выходят два гусара. Они поют два куплета. К ним присоединяется Пушкин.
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
В конце 2-го куплета выходит Анна Керн и читает письмо Пушкину. Гусары наигрывают мелодию.
Керн: Александр Сергеевич, милый! Стихи, что вы подарили мне на прощанье, я всегда ношу с собой и постоянно перечитываю. А помните, как мы шли по длинной старой аллее михайловского сада, и корни деревьев, сплетаясь, вились по дорожке? Было уже темно. Вы держали меня под руку, и каждый раз, как я спотыкалась, вы вздрагивали. Милый Александр Сергеевич! Мне передали, что и аллею эту вы теперь называете моим именем.
Гусар наигрывает мелодию. Пушкин говорит под нее.
Пушкин: Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим… Каждую ночь я гуляю по саду и повторяю себе: она была здесь. Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа. Я пишу много стихов – все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то.
Пушкин опять подходит к гусару, садится рядом. Они поют третий куплет романса “Приметы”.
Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Пушкин задумался. Звучит вальс. Пушкин поднимает голову: кружится одна пара (Воронцова с кавалером). Они останавливаются, девушка небрежно, не отпуская партнера, через плечо говорит Пушкину.
Воронцова: Я слышала, Пушкин, что вы не так уж скучаете в вашей северной глуши. Опять женщины, опять романы. Вы неисправимы, мой поэт! Вы, верно, забыли наши встречи на даче Рено, и мой талисман не уберег вашей любви. Прощайте, сударь. Все мои письма сожгите. Ваша принцесса Бельветриль.
Пара продолжает танец, Пушкин стоит, как громом пораженный. Кавалер ведет Воронцову к двери. Пушкин, спрыгнув со сцены, бросается вслед. Половину реплики говорит на ходу.
Пушкин: Как жестоко вы несправедливы, сударыня! Если бы вы только знали, с каким нетерпением я жду любой весточки от вас! И если придет письмо, тотчас убегаю в свою комнату, запираюсь и – один, в тишине – наслаждаюсь беседой с вами! И будто вновь я вместе с вами, на юге, в Одессе – в местах, для меня священных уже потому, что там живете вы! (Падает на колени).
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья!
Очень громко вальс. Пушкин встает и уходит.
Картина IV. “Бессмертие”
Свет притушен. Сначала за сценой звучит мелодия песни Гребенщикова “Под небом голубым”, потом, наигрывая эту мелодию, на сцену выходят два гусара, а затем и все участники представления. В руках у них зажженные свечи. Участники становятся так, что закрывают экран. На переднем плане взрослый Пушкин под руку с Пушкиным-ребенком. Слова в этой картине между участниками распределяются произвольно, кроме слов Пушкина. Под музыку Гребенщикова начинается действие.
1-й кавалер: – Прошло 200 лет со дня рождения Пушкина.
2-й кавалер: Из них его земной человеческой жизни – всего 38.
3-й кавалер: Пуля, пущенная из дуэльного пистолета на Черной речке, поставила точку в конце строки.
4-й кавалер: Но поэт Пушкин не умер, потому что вслед за концом земной жизни пришло бессмертие.
5-й кавалер: Потому что поэт не умирает, а просто навсегда уходит в страну, имя которой Поэзия.
6-й кавалер: И, уходя, поэт благословляет нас, живущих, “племя младое, незнакомое”.
Пушкин:
Здравствуй, племя младое,
незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний
возраст,
Когда перерастешь моих
знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой
внук
Услышит ваш приветный шум,
когда,
С приятельской беседы
возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей
полон
Пройдет он мимо вас
во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Все участники поднимают вверх руки с зажженными свечами и поют на мотив песни Гребенщикова “Под небом голубым”.
Под небом голубым
Под солнцем золотым
Живет страна Поэзия,
В которой ты любим.
Проходит двести лет,
Минует триста лет,
Пустяк в сравненье с вечностью,
Не правда ли, Поэт?
Какой там срок, какие
двести лет?
Навстречу нам живой идет Поэт,
И над ним сияет свод небесный.
Мы вас любим, Александр Сергеевич!
И легкою весной,
И осенью златой
Спеши в страну Поэзию
За яркою звездой.
Души твоей полет
Туда тебя ведет.
И Пушкин улыбается
И руку подает!
И мы тогда поймем,
что смерти нет:
Навстречу нам живой идет Поэт,
И над ним сияет свод небесный!
Мы вас любим, Александр Сергеевич!
Участники неожиданно расступаются, и зрители видят на экране Пушкина.
Игра
I. Задания игрокам
Тема “Детство”: 1. Родственники и ближайшее окружение Пушкина в детстве. 2. Предки по материнской и отцовской линии. 3. Места, связанные с ранним детством Пушкина. 4. Произведения, где Пушкин упоминает своих предков.
Письменный конкурс. 1. Определить и записать, какие пушкинские стихотворные строки зашифрованы в прозаических текстах. Пример. Задание: в одиночку без помощи подручных средств я построил подобие себе. Ответ: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”. 2. Пушкин часто упоминает имена своих современников и исторических деятелей. Определить, кто они были. Пример. Боливар – южноамериканский революционер (имена искать в “Евгении Онегине”).
Тема “Лицей”. 1. Лицеисты пушкинского выпуска (их имена, фамилии, судьбы). 2. Жизнь и учеба Пушкина в лицее. 3. Стихи, посвященные лицею и лицейской дружбе.
Блиц. За минуту команда должна ответить на наибольшее количество вопросов. Всего их 15. Вопросы: родственники Пушкина, биография Пушкина и люди, с ней связанные; пушкинские места, герои, места действия, кому посвящены произведения (“Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Каменный гость”, “Капитанская дочка”, “Песнь о вещем Олеге”, “Анчар”, “Полтава”, “Моцарт и Сальери”, “Медный всадник”, “Пиковая дама”, “Во глубине сибирских руд”.); издательская и редакторская деятельность Пушкина.
Тема “Любовь”. 1. Музы любовной лирики Пушкина (в лицее, в южной ссылке, в Михайловском). 2. Стихи, посвященные этим женщинам. 3. Художественное чтение.
Конкурс капитанов. Используя слова предложенного текста, определить и записать названия известных вам пушкинских произведений. Пример. Ситуация была пиковая. Дама не выходила из каменного дома, она ждала гостей. Борис, ее верный рыцарь и пленник, ждал своей участи. Результат: “Пиковая дама”, “Каменный гость”, “Борис Годунов”, “Скупой рыцарь”, “Кавказский пленник”.
II. Задания командам
Задание N1-а “Выбери ответ” (после картины “Детство”). Каждой команде предлагается по три вопроса с вариантами ответов. На обдумывание есть 10 секунд. Правильный ответ дает балл.
1-я команда. 1. Запись о рождении Пушкина была сделана в Богоявленской церкви. Где родился Пушкин? а) В Москве. b) В Санкт-Петербурге. с) в селе Михайловском Псковской губернии. (Ответ а).
2. В каком произведении Пушкин упоминает своего далекого предка? а) “Евгений Онегин”. b) “Борис Годунов”. с) “Капитанская дочка”. (ответ b).
3. Как называли в свете мать Пушкина? а) Прекрасная креолка. b) Дивная мавританка. с) Красивая арапка. (Ответ а).
2-я команда. 1. Как называлось имение, в котором Пушкин провел годы раннего детства? а) Вавилово. b) Никольское. с) Захарово. (Ответ c).
2. Как фамилия няни Пушкина, Арины Родионовны? а) Никитина. b) Яковлева. с) Петрова. (Ответ b).
3. Кто из ближайших родственников Пушкина был известным в свое время литератором? а) Отец. b) Двоюродный брат. с) Дядя. (Ответ c).
3-я команда. 1. Как называлась известная поэма А.С. Пушкина? а) “Купеческая дочь”. b) “Сентиментальное путешествие”. с) “Опасный сосед”. (Ответ c).
2. Как называется произведение, где Пушкин пишет о своем предке по материнской линии? а) “Египетские ночи”. b) “Домик в Коломне”. с) “Арап Петра Великого”. (Ответ c).
3. Героине какого произведения Пушкин дает имя своей сестры и как ее звали? а) “Бахчисарайский фонтан”. b) “Граф Нулин”. с) “Евгений Онегин” (Ответ c, Ольга).
Задание N1-б. Каждой команде выдается по два листка с письменным заданием; на выполнение отводится 8 минут. Правильный ответ дает балл.
Листок 1. “Расшифруй пушкинские строки”: определить и записать, какие стихотворные строки Пушкина зашифрованы в этих текстах.
1. Сердечной склонности каждые периоды жизни повинуются. (“Любви все возрасты покорны”). 2. Грустный сезон, а глаза радуются. (“Унылая пора! очей очарованье…”). 3. На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной. (“У Лукоморья дуб зеленый…”). 4. Не грызун, не рептилия, а неведомое млекопитающее. (“Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку… “). 5. Нахожусь в полулежачем положении в помещении с железными прутьями на окнах и влажным климатом. (“Сижу за решеткой в темнице сырой…”). 6. Мелкий лесной грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды. (“Белка песенки поет да орешки все грызет…). 7. В одиночку без помощи подручных средств построил подобие себе. (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”). 8. Товарищи, наше объединение достойно всяческих похвал. (“Друзья мои! Прекрасен наш союз…”).
Листок 2. “Кто эти люди?” В своих произведениях Пушкин часто упоминает имена своих современников и исторических деятелей. Определите, кем были: а) Ювенал (римский писатель-сатирик), b) Адам Смит (английский экономист), с) Семенова (знаменитая актриса), d) Дидло (знаменитый балетмейстер), е) Истомина (русская балерина), f) Шатобриан (французский писатель), g) Тиссо (французский врач), h) Саади (персидский поэт), i) Россини (итальянский композитор), j) Боливар (южноамериканский революционер).
Задание N 2-а. “Выбери ответ”. (После картины “Лицей”). На обдумывание – 10 секунд. Правильный ответ дает балл.
1-я команда. Почему Пушкин говорил негромко, а товарищ в соседней комнате Жанно его все же услышал? а) Перегородка между комнатами была тонкой b) Он обладал уникальным слухом. с) Перегородка не доходила до потолка. (Ответ c).
2-я команда. 9 июня 1817 года воспитаннику Императорского Царскосельского лицея А. Пушкину было выдано свидетельство об окончании этого учебного заведения, где его успехи оценивались как “хорошие”, “весьма хорошие” и “превосходные”. За изучение какого предмета Пушкин был удостоен наивысшей оценки? а) Математика. b) История. с) Французская словесность. (Ответ c).
3-я команда. В 1812 году преподаватели Лицея так оценивали успехи, прилежание и дарование Пушкина в одном из изучаемых предметов: “При всей остроте и памяти нимало не успевает”. а) Закон Божий. b) Немецкий язык. с) Математика. (Ответ b).
Нина ЗАХАРОВА,
учитель литературы
Железногорск,
Красноярский край
Окончание следует
Комментарии