search
main
0

Здравствуй, племя незнакомое

«Новая смена»… Пятый год подряд эти слова звучат для старшеклассников Центрального округа как пропуск во взрослую профессиональную жизнь. В отличие от многих своих сверстников участники одноименного конкурса для школьников, ориентированных на педагогическую профессию, уже сейчас не только знают, куда будут поступать, но и предполагают, как, с кем, где им удастся работать в будущем.

От места за партой до учительского стола не так уж и много… Не так уж и долго, если судить по той стремительности, с которой течет жизнь в любом крупном городе, а тем более в мегаполисе. Вчерашние выпускники школы не успевают оглянуться, как в добавление к аттестату получают дипломы о высшем профессиональном образовании и становятся перед непростым выбором: как реализовать себя и где применить те знания, что были получены за годы обучения?Одни решают попробовать себя в деле, будучи еще студентами вузов и колледжей, другие так до самого выпуска и не могут ответить на вопрос «Для чего?». А третьи осознанно и определенно говорят о выборе профессии начиная со школьной скамьи. Как показывает опыт «Новой смены», профориентационная работа среди учащихся – дело весьма серьезное и требующее особого подхода. Из года в год на конкурс приходят старшеклассники, примером для которых стали родители и учителя. Не зря в этом году среди участников было множество представителей педагогических династий и тех ребят, которые отстаивали честь уже знакомых организаторам образовательных учреждений. Именно эти школы, гимназии, центры образования стали кузницей будущих кадров столичной системы образования. И очень хочется верить выступавшим перед членами жюри конкурсантам, которые все как один говорили: «Моя будущая профессия – педагог!» Испытания «Новой смены-2011» начались в январе, когда участников в очередной раз встретил Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета. И это не просто дань доброй традиции: «Новая смена» неизменно привлекает внимание представителей вузов, которые ждут увлеченных педагогической деятельностью абитуриентов. Каждый следующий этап позволяет конкурсантам познакомиться со столичными учреждениями высшего профессионального образования и встретиться с членами приемных комиссий, что, конечно же, немаловажно. «Новую смену» открыла игра «Брейн-ринг», собравшая вместе 58 учащихся из 17 образовательных учреждений Центрального округа. Конкурсантам предстояло сделать очень многое: во-первых (и это, поверьте, не так просто!), поделиться на команды и выбрать отвечающих, действовать слаженно и динамично, вспомнить страницы истории педагогики, о которой в школе, к сожалению, почти не говорят. Если и не на все, то на большинство вопросов членам жюри удалось получить ответы. Участники же смогли продемонстрировать и знания, и смекалку, и широту эрудиции. А завершающим заданием «Брейн-ринга» стало решение педагогических задач. Можете ли вы через одну минуту предложить наиболее действенный и оригинальный выход из такой ситуации: абсолютно все ученики в классе, договорившись, не выполнили домашнее задание. Или другой пример: ваш ученик одевается вызывающе, демонстрируя принадлежность к одной из субкультур. А может быть, проще покажется вопрос о том, что следует делать, если учащийся регулярно не приходит на контрольные работы и при этом приносит справки от врача? А вдруг вы случайно узнали о том, что старшеклассник вынужденно работает до позднего вечера, из-за чего пропускает первые уроки и демонстрирует низкую успеваемость? Что следовало бы предпринять? Вполне вероятно, что опытного преподавателя эти вопросы в тупик не поставят, но для тех, кто только готовится стать педагогом, ситуации, а вернее, их решение стали ключевым моментом первого этапа. Они показали, насколько конкурсанты готовы к перипетиям школьных будней, выявили обладателей «педагогического оптимизма» и защитников важнейшей роли классного руководителя не только в воспитательном, но и образовательном процессе.Февраль для «Новой смены» открылся вторым командным испытанием. На этот раз конкурсантов принимал Московский педагогический государственный университет. На физическом факультете при поддержке приемной комиссии МПГУ, а также Управления по работе с образовательными учреждениями и органами управления образования прошла деловая игра «Директор школы – это я!». Сравнения с первым этапом напрашивались сами собой. Те же команды, но новые члены жюри; та же тематика, но новые задачи; те же, и все-таки другие лица конкурсантов. Пожалуй, о результативности «Брейн-ринга» лучше всего свидетельствовала вторая игра. Если в день знакомства участников поставил в тупик вопрос о названии национальной образовательной инициативы РФ, то в МПГУ уже сами конкурсанты, опережая ведущих, говорили о положениях «Нашей новой школы», которые и составили основу деловой игры. Опираясь на эти положения, участники «Новой смены» разрабатывали модель школы будущего и предлагали проекты, направленные на решение актуальных проблем современного образования. Различные шаги по выявлению и поддержке талантливых детей, создание равных возможностей для всех учащихся и модернизация школьной инфраструктуры, совершенствование учительского корпуса и развитие здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях – эти и другие вопросы оказались в центре внимания выступавших. Члены жюри, подводя итоги двух командных этапов, отметили сыгранность конкурсантов и их явное желание не отставать от будущих коллег, быть на передовой в изучении тенденций развития столичной системы образования. В конце февраля «Новая смена» приблизилась к знаковому этапу – «Играм с малышами», ставшим первым индивидуальным испытанием. Участники конкурса готовились доказать все то, о чем они так смело рассуждали на страницах эссе «Педагогика – моя будущая профессия». Сделать это современным Мэри Поппинс предстояло в детских садах Центрального округа. Сравнение старшеклассников с героиней Памелы Трэверс вовсе не случайно. Как заметила одна из конкурсанток, «педагоги будущего должны быть похожи на Мэри Поппинс, которая умела создавать увлекательные путешествия из ничего и научила детей самому главному в жизни – умению видеть волшебство в обычных вещах и не бояться любых перемен» (Виктория Петрова, школа №232). На несколько дней детские сады №№ 1918, 1921 и 2663 превратились в площадку для экспериментов юных воспитателей, педагогов не по возрасту, но по духу и убеждению. Предварительная встреча с малышами (без членов жюри и соревновательного напряжения) впервые на «Новой смене» позволила участникам продемонстрировать педагогические задатки. Мастерство? Умение? Навыки? Если об этом сами конкурсанты в день индивидуального этапа и не стремились говорить, то о педагогической интуиции можно было слышать все чаще и чаще. Совсем не просто удержать внимание малышей трех-шести лет, совсем не просто вовлечь ребят в игру, даже если она длится несколько минут, и уж совсем не просто завоевать доверие воспитателей, которые знают, «как можно» и «как нельзя»…«Игры с малышами» оказались, пожалуй, одним из самых непредсказуемых этапов. Несмотря на домашнюю подготовку, советы воспитателей, родителей и учителей, не все вышло так, как было задумано. Непосредственные детские вопросы и необходимость включиться в игру соперника – это только вершина тех моментов «икс», которые пришлось выдержать конкурсантам. Следующий этап вновь собрал «Новую смену» в педагогическом вузе, однако этому предшествовала долгая подготовка. Зная о том, что в Московском городском психолого-педагогическом университете состоится защита презентации «Мой первый урок», конкурсанты должны были определиться с тем, когда, с чем, в какой класс они войдут учителями. Чтобы помочь будущим педагогам, Центральное окружное управление образования, Окружной методический центр, Совет директоров образовательных учреждений ЦОУО, Совет ветеранов педагогического труда и Совет молодых педагогов Центрального округа, как и в прошлом году, организовали акцию «Хочу быть учителем!». Участники «Новой смены» собрались в Центре образования №497, который живет и работает под девизом «Здесь учатся создавать свое будущее!».Объявляя о начале акции, с приветственным словом к «Новой смене» обратились директор Центра образования, председатель Совета директоров ЦАО Вячеслав Гусев и Юлий Цейтлин, который в течение почти тридцати лет возглавлял уникальную школу №73, позже перейдя в педагогический колледж №5, а сейчас стал добрым наставником и помощником начинающих педагогов.Опираясь на опыт организации широко известной городской акции «Учителя года – молодым педагогам», начинающие специалисты системы образования совместно с ветеранами педагогического труда и методистами-наставниками Окружного методического центра провели серию мастер-классов для участников конкурса «Новая смена». Этим ребятам, готовым в скором времени дать собственный урок в рамках единого дня дублера, удалось увидеть в действии методы преподавания нескольких временных школ, что, конечно, не могло не помочь будущим педагогам. Химия, литература, лего-конструирование, география, интегрированное занятие – вот что на этот раз оказалось полем для изучения конкурсантов и их первого, почти профессионального разбора. Пятого марта в образовательных учреждениях Центрального округа прошел традиционный единый день дублера, в рамках которого каждый участник конкурса «Новая смена-2011» представил свои разработки. Узнать, какие открытия в области преподавания сделали школьники-учителя, оказалось возможным во время последнего отборочного этапа в Московском городском психолого-педагогическом университете. При поддержке ректората и отдела по социальной работе МГППУ здесь состоялась защита презентаций «Мой первый урок». Год от года уровень конкурсантов становится все сильнее. И уже не так удивляют рассказы о том, как у одного из участников возникла идея провести в начальной школе занятие по финскому языку или как в процессе подготовки урока выслушать его пришлось (и не один раз) всем членам семьи. Наконец 31 марта в Московском гуманитарном педагогическом институте состоялось событие, к которому участники «Новой смены» шли в течение нескольких месяцев. На сцену МГПИ вышли шесть финалистов, перед которыми вновь открылись конкурсные страницы. О том, как непросто было ребятам выступать перед членами жюри, одноклассниками, родителями и гостями, не понаслышке знали ведущие, лауреаты «Новой смены» прошлого года: студентка I курса Московского гуманитарного педагогического института Илона Егорчева и студент I курса Московского педагогического государственного университета Евгений Минаев. Поддержка ведущих оказалась необычайно важной для тех, кто готовился сделать последний рывок на пути к успеху. Первое финальное испытание – интервью – продемонстрировало как членам жюри, так и зрителям смекалку, убедительность ответов и нестандартность мышления лауреатов. Второй и третий этапы, предусматривающие домашнюю подготовку, оказались не менее серьезными. Финалистам предстояло вступить в заочную борьбу с победителем самой первой «Новой смены», поскольку эмблема конкурса, предложенная Даниилом Дороховым, до сих пор остается примером. Опыт «Новой смены» 2011 года можно считать удачным. Среди шести эмблем, красочных и содержательных, трудно было выявить явно лидирующую. Может быть, в этом и кроется секрет конкурса последнего года? Работая в команде, помогая друг другу и подтягивая свой уровень к уровню сильных соперников, финалисты, сами того не зная, поставили членов жюри перед сложным выбором, а зрителей, без сомнения, заинтриговали. Окончательно расставил все по местам третий, финальный, этап – реклама профессии учителя. Песни, стихотворения, коллажи, видеоролики… Одним словом, никаких преград! А учитывая то, что в зале были одноклассники и друзья участников, самое последнее испытание «Новой смены» можно рассматривать как настоящую рекламную кампанию. Итоги «Новой смены-2011» красноречиво говорят за себя сами. Победителем в командном зачете стали учащиеся школ №№ 498, 661 и центров образования №№ 345, 1239. Кроме того, члены жюри, среди которых были представители четырех педагогических вузов и педагогического колледжа №5, определили специальные номинации, причем не только для финалистов, но и для тех участников, которые отличились на отборочных этапах. Под занавес на сцену вновь вышли шесть лауреатов: Анастасия Асметкова (номинация «Творческий прорыв») из ЦО №465, Анастасия Дорофеева (номинация «Педагогическая смелость») из школы №292, Екатерина Котова (номинация «Педагогическое будущее») из школы №128, Алексей Лебедев (номинация «Психолого-педагогическая интуиция») из школы №171, Эльмира Полатханова (номинация «Педагогическая целеустремленность») из ЦО №345 и Олеся Семидоцкая (номинация «Радость совместных открытий») из школы №498.Настало время узнать имя абсолютного победителя, а точнее, имена… Впервые за всю историю «Новой смены» члены жюри решили присудить два первых места – ученице 10-го класса Центра образования №465 Анастасии Асметковой и ученику 11-го класса школы №171 Алексею Лебедеву. Кто знает, может быть, через несколько лет мы увидим этих ребят на конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов, а чуть позже – на всем известном «Учителе года»! В этом году «Новая смена» отмечает пять лет. Это значит, что скоро в наши школы придет поколение учителей, готовое к профессиональным испытаниям, не пасующее перед трудностями и всегда готовое к новому опыту. Сейчас по инициативе финалистов прошлых лет на базе Совета молодых педагогов ЦАО создается клуб «Новая смена», куда войдут ребята, готовые активно подключаться к окружным социально значимым проектам, выступать с яркими предложениями и нестандартными идеями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте