«Хочу в школу!» – говорит родителям ученик. Бесспорно, это является очень высокой оценкой труда учителя и его педагогического мастерства. Опираясь на свой многолетний опыт, хочу высказать некоторые мысли о начальной школе. Именно на учителе начальных классов лежит обязанность разбудить в детях интерес к познанию, любовь к школе, добиться того, чтобы дети не шли, а бежали в нее. Как достичь этого? Это во многом зависит от личности учителя, от душевной доброты, щедрости, самоотверженности.
Дети всегда хотят играть, особенно первоклассники. На уроках математики в первом классе я проводила много занимательных игр, соревнований. Моими помощниками были сказочные куклы-петрушки, веселые физкультминутки… Вот идет устный счет, во время которого дети учатся быстро считать, решать задачи. Я включаю в него игру «Поймай мяч». Даю задание. Дети поднимают руки. Кидаю мяч одному из готовых ответить. Тот дает ответ и кидает мяч обратно. 3-5 минут мяч летает по классу. Игра идет азартно, с повизгиванием, «спящих» на уроке нет. В середине урока, после письменного решения примеров и задач, когда дети почувствовали усталость, провожу физкультминутку. Включаю веселую музыку, например «Чунга-чангу».
Вот идет самостоятельная письменная работа. И вдруг напряженную тишину класса нарушает крик куклы Незнайки: «Здравствуйте, ребята, привет, Лидия Ивановна!» Дети хором отвечают: «Здравствуй, Незнайка!» Самостоятельная работа продолжается, а Незнайка «ходит» по классу. Одному скажет «молодец», другого погладит по головке, третьему подскажет, где ошибка и т. д. Подобная форма проведения урока способствует поглощению знаний «с аппетитом».
Много можно назвать причин, почему дети младших классов с неохотой идут в школу. Одна из них – это отметки. Оценки тоже бывают разными. Например, тройка тройке рознь. Один ученик трудился в полную силу своих возможностей и получил «три». Она ему далась нелегко, он старался и достоин похвалы. А вот если сильный ученик за ту же работу получил тоже «три», то ему надо посоветовать работать интенсивнее и качественнее. Часто на уроке учителя забывают про сильных учеников, оставляя их на «голодном пайке», те не встречают трудностей, не напрягают ум, не раскрывают свои потенциальные возможности и в конце концов становятся середнячками, а порой ленивыми, безразличными и теряют интерес к учебе.
Во втором классе дети становятся более самостоятельными, любят решать трудные задачи, преобразовывать их. Следуя совету мудрых, что «брать надо выше того места, куда плывешь, иначе снесет», я учила детей на сложном. Давала решать задачи в 4-5 действий (по программе в 1-2), при этом не забывала о слабых. К той же задаче давала другой вариант задачи, требующий решения в 1-2 действия. Что интересно, в третьем классе большинство учеников берутся за трудный вариант. «Почему?» – спрашиваю. «Что трудно, то интересно», – отвечали дети. И предлагая помощь встретившим затруднения, я всегда получала отказ: «Не надо, не надо, я сам!» Вот такие мои маленькие хитрости воспитывали в детях любовь к школе и качества, необходимые во взрослой жизни: самостоятельность, целеустремленность, умение искать и находить лучшие варианты решения проблемы.
Лидия ЗЕМСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР, лауреат премии имени Н.К.Крупской, Ковров, Владимирская область
Комментарии