Тема урока: Происхождение этикета. Этикет трапезы (X-XVIII века). Традиционный крестьянский этикет. Современные правила хорошего тона. Приготовление пирожков из картофеля на завтрак. Цель: Познакомить детей с правилами хорошего тона, правилами поведения за столом. Научить их быстро готовить завтрак. Рассказать о таком полезном овоще, как картофель.
Наглядные пособия: Таблицы «Сервировка стола», «Нарезка овощей», «Правила пользования столовыми приборами».
Инструменты и приспособления: ножи, разделочная доска, терка, миска, плоская тарелка, сковорода, блюдо для изделия.
Ход занятия
I стадия
Учитель: Как вы понимаете слово «этикет»?
За много веков существования традиции приема гостей человечество выработало целый свод правил поведения, которыми должны руководствоваться хозяева и гости: как нужно приглашать гостей, как следует их рассаживать за столом, как должны вести себя приглашенные, а как – хозяева, как нужно кушать и т.д. Знание этих правил позволяет человеку чувствовать себя свободно в любом обществе, не боясь получить замечание со стороны хозяев или гостей.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует общий уровень культуры человека. Этим навыкам нужно обучаться с детства.
К сожалению, этика многими людьми воспринимается как необходимость вести себя прилично в тот момент жизни, когда нужно произвести о себе хорошее впечатление… (Стихотворение Эдуарда Асадова «Любовь и трусость».)
В повседневной жизни, считают некоторые, можно вести себя «попроще». И тогда на неубранном столе появляется посредственная еда, которую поглощают прямо со сковороды или из кастрюли, запивая молоком из пакета, отламывая, откусывая целые куски хлеба, мяса, овощей и т.д.
Между тем еда – часть нашей культуры. От нас самих зависит, как мы обставим свой завтрак, обед или ужин. Говорят, аппетит приходит во время еды. Но чтобы он пришел, необходимы условия для приема пищи.
Правила поведения за столом существовали уже в древности. В своем труде «Банкет» Платон пишет о людях, которые знали «золотой рубеж» в употреблении еды и вина и не переходили его. Традиции поведения за столом подробно рассматриваются в древней скандинавской саге «Эдда», в книге китайского философа Конфуция «Жень» («Гуманность»), в трудах японских философов.
Ширился свод правил и в России. В XVIII веке Императорская академия наук выпустила «Правила поведения в повседневной жизни». В них, в частности, говорится, что никогда не следует восхвалять и возвышать себя без нужды – нужно ждать, чтобы об этом сказали другие. Согласно этим правилам нельзя чистить зубы ножом, отрезать хлеб, прижав буханку хлеба к груди; облизывать себе пальцы, сооружать вокруг тарелки частокол из костей, хлебных корок и прочего, пить первому, брать еды больше, чем можешь съесть. Крепкий напиток правила рекомендуют пить из маленькой рюмки, более слабый – из стакана; помнить, что алкоголь развязывает язык и связывает ум. Сегодня некоторые из этих правил кажутся нам смешными и даже нелепыми, но найдется еще немало людей, которым их необходимо напомнить.
Что же касается традиционного крестьянского этикета, то в прежние времена на кухне, как правило, не ели. Старались накрыть стол в горнице или в гостиной, и вокруг этого стола собиралась вся семья. Каждый брал свою ложку. Посреди стола стояли чугунок с кашей или казанок с похлебкой, кринки с молоком, чашки с солеными огурцами и грибами, квашеной капустой, моченые яблоки, отварной картофель, буханка хлеба. Отдельных тарелок не было, все ели из общего котла. После молитвы отец, сидящий во главе стола, давал команду приступать к еде, и все быстро и молча ели, стуча ложками. Кто замешкался или без разрешения отца сунулся вперед, говорил за едой, безжалостно получал ложкой по лбу и изгонялся из-за стола. От тех времен остались пословицы: «Не лезь поперек батьки в пекло» (т.е. в варево, то, что «пеклось»), «Когда я ем, я глух и нем».
Учитель: А каковы современные правила поведения за столом?
Развитие кулинарного искусства создало предпосылки для появления столовых приборов. В странах Восточной Азии для приема пищи стали употреблять палочки из бамбука и кости, в Европе и странах, подверженных влиянию европейской культуры, появились другие столовые приборы.
Учитель: Какие столовые приборы появились в Европе? Назовите их.
Столовую ложку держат в правой руке, ближе к концу. Ею обычно едят суп. Не полагается зачерпывать полную ложку. Еду берут губами, а не зубами. Вообще, надо приучиться есть тихо, брать пищу в рот маленькими кусочками. Еду пережевывают с закрытым ртом.
Нож и вилку держат свободно, не зажимая в кулаке. С ножа не едят! Овощи и мягкие мясные блюда (котлеты, тефтели) отламывают вилкой, а целые куски мяса режут ножами, держа нож в правой руке, а вилку – в левой, под углом к тарелке.
Всю еду, положенную на тарелку, надо съесть. Оставляя что-то не съеденным, вы демонстрируете неуважение к хозяйке дома.
II стадия
Учитель: Что означает «режим питания»?
Слово «режим» означает «периодичность», «порядок». Вы знаете такое словосочетание, как «режим дня». Но, оказывается, существует и такое понятие, как режим питания – прием пищи в определенное время и определенное количество раз. Три основных правила режима питания:
1) принимать пищу не менее четырех раз в день;
2) стараться есть в одно и то же время;
3) питание должно быть разнообразным и полезным для здоровья.
Если питаться в одно и то же время, организм своевременно подготавливается к приему пищи: выделяются желудочный и кишечные пищеварительные соки. В результате пища хорошо усваивается. Но если пришло время обеда, а человек не поел, пищеварительные соки будут выделяться впустую, а это для организма вредно.
Самым первым приемом пищи, утренним, бывает завтрак. Приготовление завтрака должно отнимать немного времени, т.к. если это рабочая неделя, то, как правило, все торопятся: кто на учебу, кто на работу. В этом случае очень удобно использовать продукты, оставшиеся с вечера. Самым распространенным продуктом и, пожалуй, одним из самых доступных у нас на Урале является картофель. Сваренный накануне картофель «в мундире» можно использовать, чтобы приготовить «пирожки к завтраку». О них чуть дальше, а сейчас познакомимся поближе с этим замечательным овощем.
III стадия
Картофель – растение семейства пасленовых – родом из Южной Америки (Колумбии, Чили, Перу). В Европу завезен, по одной версии, в XVI веке испанским завоевателем Франсиско Писарро, по другой – английским мореплавателем Дрейком, которому в баварском городе Оффенбурге даже памятник поставлен с надписью: «Сэр Френсис Дрейк, распространивший употребление картофеля в Европе, 1536 г. н.э.».
В России картофель появился при Петре I, приславшем клубни из Голландии с приказом отправить по губерниям и обязать население заняться разведением новой культуры. Однако поначалу неизвестный овощ был встречен на Руси крайне враждебно; насильственное принуждение к посадке «чертова яблока» вызвало «картофельные бунты», охватившие 11 губерний и беспощадно подавлявшиеся. А тех, кто приезжал бесплатно раздавать картофель населению, безжалостно убивали.
Картофель – ценный и незаменимый продукт питания. Недаром в народе его называют вторым хлебом. Он вкусный, калорийный, хорошо усваивается организмом. Картофель можно варить, жарить, тушить, употреблять с овощами, тестом, молочными продуктами, рыбой, мясом или отдельно, создавая самые разнообразные изделия. Он никогда не приедается! А кроме того, имеет лечебное действие. Помните, что наиболее ценные для человека вещества (белки, витамины, минеральные соли) заключены непосредственно под кожурой. Поэтому, если при чистке картофеля срезать слишком толстый слой, то большая часть этих веществ теряется. Лучший способ сохранить их – запекать или варить неочищенный картофель, т.е. «в мундире».
Очищенный картофель нельзя держать на открытом воздухе – он быстро темнеет. Его можно недолго хранить в воде. Длительное хранение в воде неизбежно приведет к потере питательных веществ, поэтому чистить картофель надо непосредственно перед приготовлением. На питательную ценность картофеля влияют способы его приготовления: в клубнях, сваренных в кожуре, сохраняется до 75% витамина С, в очищенных и положенных в кипящую воду – 35%, в положенных в холодную воду – 7%. Сырой картофель, запеченный в духовке в фольге, максимально сохраняет все питательные вещества.
И еще одна интересная информация: высокую ценность представляет картофельный белок. По своей биологической ценности он очень близок к животному белку и прекрасно его заменяет. Несмотря на то, что картофель содержит около 20% крахмала, калорийность его сравнительно низка: 80 ккал на 100 грамм. Это значительно меньше, чем макарон и риса. Неверно утверждение, что от картофеля полнеют, на самом деле – все наоборот. Именно поэтому картофель можно и нужно есть людям, соблюдающим диету с целью избавления от лишнего веса. Раз в неделю введите в свой рацион «картофельный день». В этот день следует есть только два раза. Вам понадобится 500-600 г картофеля. Его можно употреблять в виде картофеля «в мундире», поджаренного без жира или в виде овощного картофельного супа. Картофель богат калием. В организме калием замещается натрий. Содержание натрия уменьшается, и создается так называемый мочегонный, обезвоживающий эффект, способствующий снижению веса тела.
IV стадия
Приступаем к практической работе «Пирожки к завтраку» с соблюдением правил санитарии, гигиены и техники безопасности.
Инструкционная карта
Ход работы
1) Картофель очистить, натереть на крупной терке.
2) Обжарить мелко нарезанный репчатый лук.
3) Перемешать с яйцом, сметаной, добавить соду, соль, муку.
4) Сформировать пирожки, обвалять их в сухарях и обжарить в масле на сковороде.
Перед подачей к столу можно посыпать нарубленной зеленью.
Дегустация готового блюда. Уборка рабочих мест. Выставление оценок. Итог урока.
Елена ДУБРОВСКАЯ, учитель технологии СШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Каменска-Уральского Свердловской области
III
Комментарии