Самым веселым любимым народным праздником с незапамятных времен на Руси слыла Масленица, ее праздновали тогда, когда еще не было христианства. Только называлась она иначе. У древних славян, как и у многих других языческих народов, был праздник, во время которого провожали зиму и встречали весну.
Год распадался на 2 половины: летнюю и зимнюю и начинался с 1 марта. Именно с этой поры солнышко начинает пригревать в полуденную пору, словно тешится-играет, заставляя плакать белые снега слезами горючими. Стоят оттепели, день подрастает все заметнее, природа пробуждается от сна к жизни!
Старинный обычай начинать новолетие мартом продолжался до конца ХV века.
Ведущая N1: В 1492 г. созванный в Москве собор перенес начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября: январский же год введен уже Петром Великим.
Ведущая N2: Любили на Руси Масленицу – праздник широкий, озорной да затейливый. И в наши дни говорят в народе: “Широко живешь – маслено ешь”, “Что выше неба, что шире Масленицы?”.
(Показ репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”).
А о веселой да привольной жизни отзываются: “Не житье, а Масленица…” Главное угощение праздника – блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Длился праздник целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступление ряженых, пляски, песни.
Ведущая N1: Открываем календарик Масленицы. Каждый день имел свое название.
Понедельник. 1-й день – Встреча Масленицы!
Скоморохи:
Здравствуйте, ребята!
Мы развеселые потешники,
Столишные насмешники –
Веселые скоморохи.
У нас есть гусли, гудки и дудки,
Загадки и прибаутки, песни и пляски,
Игры и сказки.
Песня скоморохов “Небылица в лицах” (шумовые инструменты – зиль-зель, бубен, рубель, трещотки).
1-й скоморох:
Все на улице, радость-то какая!
Но где же Масленица, что не идет?
Звал, зазывал честной Семик широкую Масленицу во двор.
2-й скоморох:
Душа моя Масленица,
Перепелиные твои косточки.
Бумажное твое тело, сахарные уста.
Сладкая речь, красная краса, русая коса,
Приезжай ко мне на тесовый двор
Душой потешиться, умом повеселиться.
Речью насладиться.
Везете ли Масленицу?
Ответ: (за дверью) Да, везем!
Играет фортепианный ансамбль. О. Хромушин “Первая любовь”. Под музыку заносится скоморохами Масленица (чучело).
Скоморохи убегают. Выходят в русских костюмах девушки вокального ансамбля. Наряжают Масленицу.
Девушка (из ансамбля):
Ой, Масленица во двор въезжает,
Широкая во двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем,
Ой да, Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй недельку.
Вокальный ансамбль исполняет русскую народную песню “Блины” в обработке Абармовского. Инсценирование песни (под заключительный проигрыш уходят из зала).
1-й скоморох: Эй, Мокей!
2-й скоморох: Что Патрикей?
1-й скоморох: Блины-то готовы! Не испробовать ли нам?
2-й скоморох: Первый блин на Масленице не съедают, он за упокой для душ родительских, его оставим на оконце. “Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!” (Ставят тарелку с блином на окно).
Ансамбль народных инструментов исполняет “Песню про птиц” из мультфильма “Что услышала медуза”, музыка Ефремова в обработке Кирюшина. Под эту музыку скоморохи отодвигают Чучело в правый угол, к двери.
Ведущая N2: В первый день Масленицы дети собирались и шли от дома к дому с песнями. Пропев под окном избы песенку, заходили в дом и просили: “Подайте широкой Масленице”. Их встречали улыбчивые хозяйки и наделяли блинами. Так до обеда совершался обход, а после обеда катались с гор дети. Считалось, что у тех, кто дальше скатится, в семье вырастет самый хороший лен.
Вокальный ансамбль исполняет русскую народную песню “В городе”.
Ведущая N1: 2-й день масляной недели назывался “Заигрыш”. Конечно, тут вспоминались зимние игры. В больших селах и городах давно стоят качели, балаганы, заманчиво блестят в лучах солнца высокие ледяные горки.
Горки ставили разные пришлые мастера. Но особенно славились мастера из города Владимира. У них горки выходили легкие, ажурные, прочные, с лестницей и обязательно с изящной беседкой наверху. Да, жарковато бывало на масленичной горке.
Конечно, катание шло под веселые инструментальные наигрыши русских народных танцев.
(Звучит “Трепак” П. Чайковского из балета “Щелкунчик” в исполнении фортепианного ансамбля).
Ведущая N2: Но вот наступил 3-й день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – “Лакомка”. Сколько услад готовилось по домам – не перечесть.
Ведущая N1: Ближе к вечеру происходило еще одно важное событие – тещины блины. Кто же в этот радостный день был на особом счету? Да его величество – батюшка-зять. Надо зятюшкину душу приголубить, пожалеть, потому и день назвали “лакомкой”.
Ведущая N2:
По новой по роще
Поехал зять к теще.
Русская народная песня “То не ветер” (инструментальное соло на народном инструменте). Под музыку через зал идет к сцене зять. Теща в это время на сцене прихорашивается, смотрит в зеркало.
Ведущая N2: Теща его встретила.
Теща:
Здорово, мой зятек!
Здорово, касатик!
Зять:
Сударыня теща, не дюже здоров я.
Жена дома била.
Теща:
За что тебя, зятик?
За что, мой касатик?
Зять:
Сударыня теща, я сам глупо сделал: залез в погребочек, поел всю сметанку. Ни много, ни мало – 12 горшочков.
Теща “жалеет” зятя, вместе с ним пританцовывает. Танец “Кадриль” исполняет ансамбль народных инструментов.
Теща и зять уходят через центр зала (продолжение музыки “Кадриль”).
Ведущая N2: И вот тут умная теща берет дело в свои руки. Она и сладкие песенки поет, и побасенки рассказывает, по хозяйству стрелой летает. Блины всякие печет, пшеничные и ячневые, овсяные и гречневые, просто из кислого теста.
Ведущая N 1: Следующий день – самый пик праздника – “Разгуляй”, перелом, широкий четверг. В этот день праздник разгорался особенно ярко.
Была у этого праздника и своя особинка. Ведь когда-то был на Руси такой славный обычай – “выходить в праздник на кулачки”. Ему не одна тысяча лет. И правила были строгие, спортивные, на зависть “аглицкому” боксу. По правилам, например, нельзя было прятать в рукавицу что-либо тяжелое, бить лежачего, нападать на одного вдвоем, бить ниже пояса и сзади по затылку…
Словом, русскому бойцу следовало помнить о чести и не терять голову. Сходились на реке. Бились “сам на сам” или “стенка на стенку”. Иногда самым могучим бойцам разрешалось нанести лишь по одному удару с тем, чтобы выяснить “чья взяла”. Сам царь присутствовал на таких поединках.
Под музыку скоморохи показывают шуточный кулачный бой.
Ведущая N1: А теперь посоревнуемся в загадках (задает вопросы зрителям):
1) В огне не горит, в воде не тонет. (Лед).
2) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель).
3) Старик у ворот, все тепло уволок. (Мороз).
4) Кто, угадай-ка? Седая хозяйка! Тряхнет перинки – над миром пушинки! (Зима).
5) Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна. Зовут меня… (весна).
А кто из вас может нас порадовать, рассказав стихи о зиме, весне?
Чтение стихов зрителей зала.
Ведущая N2: 5-й день, пятница… А как же называется пятница? Верно сказали: “Тещины вечера”.
В этот день отдавали долг тещам. Приглашали их в гости. Званая теща присылала зятю все, чем пекут и на чем пекут блины: кадушку, сковороды. А тесть – мешок муки и масло.
Зятья старались уважать этот обычай.
А вот и теща!
Звучит мотив судьбы из 5-й симфонии Бетховена.
Появление тещи.
Как вас зовут?
Теща: Ах, Марфа Васильевна.
Ведущая N2: А где ваши зятья?
Теща: Сейчас подойдет и не один, а сразу несколько.
Выходят Хомка, Пахомка, Ванюшечка-душечка.
Теща: Первый блин Хомке, второй Пахомке, третий с медком Ванюшеньке-душеньке, любимому зятьку…
Ведущая N2: Зятья решили тещу отблагодарить.
Теща запевает частушку, а Хомка берется ей подпевать.
Пахомка и Ванюша садятся за стол с самоваром.
Теща и Хомка поют частушку.
Теща: Я на горку шла, тяжело несла.
Хомка: Уморилась, уморилась, уморилася.
Теща: В решете овса полтора зерна.
Хомка: Уморилась, уморилась, уморилася.
Теща: Овес высыпала, зятя выбранила.
Хомка: Уморилась, уморилась, уморилася.
Теща: Уж я пела и плясала, а теперь совсем устала.
Хомка: Уморилась, уморилась, уморилася.
Теща подходит к столу, садится пить чай.
Ведущая N2: После такого знатного номера тяжеловато будет развернуться зятю Пахомке. (Пахомка подходит к ведущей из-за стола).
Что б ему такое предложить?
Будешь со мной стих читать, в рифму слова подбирать, пока теща чай пьет?
Пахомка соглашается.
Ведущая N2:
1) И он решил устроить бал, тещу в гости он… (позвал).
2) Купил муки, купил творог, испек рассыпчатый… (пирог).
3) Жена мамашу в гости ждет, но что-то теща… (не идет).
Теща: Ай, да Пахомка, ну ни в жизнь кто другой такое не сочинит. Ой, Пахомка, молодец!
Ведущая N2: Стала теща зятьев домой провожать, а в подарок каждому ложку расписную дает да приговаривает:
Теща: Вы со спутницей такой, нигде не пропадете. И из наших из гостей сытыми придете. (Уходят).
Ведущая N1: Шестой день, суббота. Что делать? Опять идти в гости? Увы. День так и назывался “Золовкины посиделки”.
Ведущая N2: А что делать тем, кто все же не попал в гости?
Как тут не вспомнить о картине Сурикова “Взятие снежного городка”. (Показ репродукции). Суриковский городок, насколько известно, штурмовали именно в этот день. В четверг разминка на кулачках, а сегодня – главный экзамен на силу, смекалку и мужество. Зрелище собирало тьму народа. За снежными стенами укрывалось до сотни защитников. Если атакующие никак не могли одолеть, приходилось использовать конницу. После взятия городка воеводу по-настоящему купали в проруби.
Ведущая N1: К субботе все приуставали от бесконечного веселья и с удовольствием наряжали Чучело, чтобы проводить его за околицу.
Русская народная песня “Пошла млада” (исполняет вокальный ансамбль).
Ведущая N2: Седьмой день называется “Прощеное воскресенье”.
В этот день на Руси все просят прощения друг у дружки.
Ведущая N1: Прости меня грешного, на Великий пост!
Ведущая N2: Бог простит, и я прощаю”. (Оба ведущих стукаются головами).
Вот и перелистали мы с вами семь листков масленичного календаря. В воскресенье пора Масленицу на покой провожать. Прощай до нового года! Мы тебе записки написали. А в них сказали “От чего бы нам хотелось избавиться”. Давайте посмотрим некоторые желания.
Зачитывание записок из разных карманов Чучела. Затем – сжигание Масленицы во дворе.
Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!
Ольга СУПРУН,
преподаватель музыкального училища
Березники,
Пермская область
Комментарии