search
main
0

Здоровью в школе – быть?

Каждый подросток ежегодно обращается за медицинской помощью, а дети до 14 лет – практически дважды в год. Количество российских детей с избыточной массой тела достигает 16-20%. С 2005 года отмечается неуклонный рост инфекционной заболеваемости маленьких москвичей – такова статистика Научного центра здоровья детей РАМН.

С​егодня есть острые вопросы: как снизить влияние негативных факторов на здоровье подрастающего поколения, каков вклад детских садов и школ в профилактику заболеваний и охрану здоровья, что нужно сделать для того, чтобы образовательное учреждение перестало быть зоной риска для здоровья детей и подростков? Ответы на них попытались дать участники Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине, который прошел в Москве в конце февраля 2012 года и в котором приняли участие 306 человек из 9 стран (Россия, Украина, Беларусь, Китай).Представительный форум, на котором присутствовали ученые и практические работники учреждений здравоохранения и образования, третий по счету. Его организаторами выступили Минздравсоцразвития РФ, Российская академия медицинских наук, Научный центр здоровья детей РАМН, общественная общероссийская организация «Российское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» (РОШУМЗ).Научная программа включала 13 симпозиумов. Основные вопросы, обсуждавшиеся участниками конгресса:    сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Использование новых технологий в охране здоровья детей;    медицинское обеспечение реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;    роль физического воспитания учащихся в укреплении здоровья детей, подростков и молодежи;    технологии формирования и мониторинга здорового образа жизни детей, подростков и молодежи;    безопасность окружающей среды для детей, подростков и молодежи;    проблемы университетской гигиены;    международный опыт охраны здоровья учащихся в образовательных учреждениях.Статистические данные о росте заболеваемости среди детей дошкольного и школьного возраста свидетельствуют о неэффективности профилактического направления в работе медицинских специалистов, подчеркнул в ходе работы конгресса председатель РОШУМЗ В.Кучма. Интегративный подход к профилактике, принятый ВОЗ, включает не только личную ответственность за свое здоровье и информирование населения, но и определенную политику правительства, работу системы здравоохранения. Вклад этой составляющей в выявление детей с предболезненными состояниями особенно высок, а вот проводить работу по уменьшению распространенности факторов риска здоровью детей легче в стенах образовательного учреждения. Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, дефицит времени для усвоения информации признаны основными психотравмирующими факторами для школьника, в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением в физической активности они оказывают стрессорное воздействие на развивающийся организм.Постоянное присутствие медицинских специалистов в образовательном учреждении в течение всего времени его работы связано не только с необходимостью профилактики заболеваемости. Медицинская служба в образовательном учреждении нужна для оказания экстренной и неотложной помощи в случаях острых состояний, обострения заболеваний, травм, других обращений детей и педагогов. Однако сегодня ее деятельность в достаточной степени отлажена лишь в детских садах. В школах и учреждениях профессионального образования иная ситуация, исправить ее должно введение федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106). В них устанавливаются требования к оснащению помещений для работы медицинского персонала специальным оборудованием для профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи и другие. Документ закрепляет потребность в здоровьесберегающем оборудовании и квалифицированных специалистах, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с детьми и подростками (медицинские работники, преподаватели физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы).Таким образом, центральный посыл работы III конгресса РОШУМЗ на первый взгляд не нов: охрана и укрепление здоровья воспитанника ДОУ, ученика школы, студента колледжа и вуза – совместная задача медиков, педагогов и родителей. Однако за аксиомой стоят не просто опыт эффективной практической деятельности, но и результаты новых научных исследований. Именно эти два аспекта – опыт и инновации – оказались в центре внимания участников конгресса, вызывая порой чрезвычайно острые дискуссии. Например, по изучению состояния детского организма при разных формах дошкольного образования; рациональной организации питания детей в образовательных учреждениях и сохранения здоровья сельских и городских школьников; использования различных видов учебной мебели; формирования здорового образа жизни студентов колледжей и вузов; физиологической «цены» для детского организма занятий с использованием компьютера и целесообразности применения ридеров взамен бумажных учебников и учебных пособий.Взаимодействие представителей научного сообщества позволило разработать и представить на конгрессе РОШУМЗ проект Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года. Этот важный документ в России отсутствует с 1995 года, хотя дважды предпринимались попытки его разработать и утвердить. Новый проект, созданный временной рабочей группой при Комитете по социальной политике Федерального Собрания РФ, должен стать серьезным инструментом обеспечения безопасной жизнедеятельности детей, их гармоничного роста и развития. В нем представлены такие важные разделы, как охрана здоровья детей; медицинская помощь женщинам и детям; образование как основа для получения конкурентно устойчивых профессий; обеспечение качественного питания детей в образовательных учреждениях; улучшение социализации и интеграции в общество детей-инвалидов; организация детского досуга и отдыха; повсеместное обеспечение доступа к занятиям физической культурой и спортом; профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних; профилактика алкоголизма и наркомании.Дополнительным стимулом для усиления здоровьеразвивающей составляющей проекта Национального плана стала пятая министерская конференция по окружающей среде и охране здоровья в итальянском городе Парме в 2010 году, где были названы задачи «усовершенствования в области здоровой экологии для детей». Среди них – улучшение качества воздуха в помещениях для детей, оздоровление пришкольных участков, соблюдение внутренней санитарии и гигиены в детских учреждениях, обеспечение доступа к безопасной питьевой воде. На Пармской конференции было решено, что к 2020 году необходимо сделать все возможное, чтобы у европейских детей были здоровая и безопасная окружающая среда, возможность добираться до школы пешком и на велосипеде, более обширная зеленая зона для игр и тренировок. Эти положения также должны быть отражены в Национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года, так считают члены рабочей группы по его разработке В.Кучма, Е.Шубочкина, Л.Сухарева (НЦЗД РАМН).Резолюция, принятая по итогам работы III конгресса по школьной и университетской медицине, включает предложения в адрес министерств здравоохранения и социального развития РФ, образования и науки РФ. Среди наиболее значимых – организация научно-методического сопровождения и оценки влияния на состояние здоровья детей обучения по ФГОС второго поколения; утверждение нормативно-правовых документов, регламентирующих медицинское обеспечение и мониторинг санитарно-эпидемического благополучия образовательных учреждений разного уровня; развитие российской сети школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся (РСШ СУЗ), создание Национального центра поддержки этого движения и проведение первого всероссийского съезда. Итак, здоровью в школе – быть!Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник НИИРПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте