Как сделать так, чтобы приобретение знаний не сопровождалось утратой зрения, а хорошие оценки не оборачивались бы стрессом, сколиозом и головными болями? Это и обсуждалось недавно на “круглом столе”, организованном несколькими комитетами Государственной Думы в московской школе-лаборатории ? 760.
Почему же тогда эта школа – еще и лаборатория? Дело в том, что уже 10 лет она является одной из базовых площадок педагогического эксперимента – обучения детей по системе доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Первые экспериментальные классы такого рода были организованы им более 25 лет назад в заполярном поселке Талнах в Красноярском крае. А сейчас образовательные технологии В.Ф.Базарного используются более чем в пятистах школах и детских садах Российской Федерации. В чем же суть этой педагогической методики, названной автором “системой сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”? (Напомним, что корень “сенс” в европейских языках означает чувство, а “моторный” в данном контексте можно заменить на “двигательный”).
“Мы, – говорит В.Базарный, – свели энергетику человека к его желудку и упустили самое главное. Упустили ту энергию, которая притекает к органам чувств; если ее нет – организм впадает в летаргический сон. Не хватает внешней стимуляции органов чувств – через 2-3 поколения начинают распадаться клетки”. Вся традиционная педагогика построена на чтении, на книге. И, считает Базарный, за насколько лет книжного образования подвижность детского глаза снижается, “ребенок становится катастрофически невосприимчивым к внешнему миру”.
Отсюда и первый принцип новой педагогики – обучение в движении. Дети на уроке меняются местами, то сидят за обычной партой, то переходят к конторке и пишут стоя. В 760-й школе центральная часть класса пуста, в углу стоит проигрыватель, сбоку – шведская стенка. В середине урока занятия прерываются, и включается тренажер “бегущий огонь” – без всякой видимой системы вспыхивают установленные по углам класса фонарики, и сбившиеся в центре комнаты ученики вертятся волчком, поспевая за ускользающими вспышками. А потом дают глазам отдых, перемещая взор вдоль нарисованных на потолке цветных кругов и восьмерок. (Эти и многие другие педагогические изобретения В.Ф.Базарного закреплены патентами). Польза всех этих зрительных упражнений несомненна – в выпускных классах 760-й школы почти нет юношей и девушек с пониженным зрением.
Еще один принцип: учиться писать надо не шариковой авторучкой, как это заведено в нашей школе с 1968 года, а по старинке – металлическим пером, “с нажимом”, периодически макая перо в чернильницу. При таком письме глаза и рука ребенка движутся в определенном ритме, на который настраиваются его сердце и дыхание. “Поставить ритм ребенку (снова цитата из В.Базарного) – это поставить ему психику, поставить чувство времени”. Овладение письмом не должно быть быстрым – ведь энергии на эту науку уходит, оказывается, больше, чем на постижение основ игры на фортепьяно. Причем обучение письму безнажимным, “шариковым” способом провоцирует у малышей…стенокардию!
А в средних и старших классах обучение должно быть раздельным. В одной школе, но в разных классах. Потому что сейчас мальчики как бы заслонены, подавлены своими более взрослыми сверстницами (в 12-14 лет они отстают от девчонок на два календарных года). Отсюда, по В.Ф.Базарному, совместное обучение затрудняет развитие в мальчиках мужественности. В 760-й школе классы раздельные, девочки носят нечто вроде формы (белая блузка и темная юбка).
На семинаре приводилось много впечатляющих данных. Например, психическая угнетенность малышей отражается в их рисунках, об этом говорили психологи В.А.Ненашева и Г.А.Стюхина. Ребенок воспринимает мир через образы; сам он может соврать – его карандаш или кисть не врут никогда. И в последнее время – все больше “мертвых рисунков”. На которых солнце черное, фигуры разбросаны без всякой связи, а лиц нет совсем, все персонажи повернуты к зрителю спиной. Психологи подмечают эти и многие другие признаки нового детского творчества и ставят свой диагноз: потеря целостного восприятия мира, страхи, дисгармония сознания и мышления, начало деформации личности. И все это – начиная с детского сада! Может быть, прав директор школы ? 760 В.Ю.Гармаш, когда он говорит о необходимости уже не реабилитационной, а реанимационной педагогики.
Как это получается в школе-лаборатории? Тестирование ученических рисунков по отработанной в психологии шкале оценок показывает – за три года обучения уровень тревожности и дисгармонии снижается раза в два. По другим тестам – в процессе учебы улучшаются речь и воображение детей, а также быстрота их реакции на разнообразные внешние раздражители. Физическое здоровье школьников, их зрение, осанка также под постоянным контролем, доступным квалифицированной медсестре.
Дети в 760-й школе подтянутые, улыбчивые и одновременно – это бросается в глаза – очень вежливые. Физкультура – три-пять часов в неделю; в школе много самых разных кружков и целых три музея. Стены увешаны рисунками, и все они очень выразительны. Многие передают застывшее движение – два фехтовальщика, один из них со спины, по диагонали пересекают рапирами пространство листа; расчерченный дорожками бассейн (вид сверху) и в нем, тоже по диагонали, шесть брассистов с раскинутыми в стороны руками. Во весь лист – рвущийся к победному финишу лыжник: красный свитер, синие штаны, белый пояс. Все это – рисунки школьников младших классов. Черного солнца на этих рисунках нет.
Опыт школы-лаборатории показывает: постижение книжной премудрости может сопровождаться укреплением здоровья детей, развитием образного мышления и гармонического восприятия окружающего мира. А это значит, что далеко не все в подрастающем человеке предопределено экономическими условиями, наследственностью или дефектами дошкольного воспитания. Очень многое творится в той социальной ячейке, которой является правильно организованный школьный коллектив. Эксперимент В.Ф.Базарного продолжается.
Владимир СИПЯГИН
Учитесь дышать!
Автором “Искусства дыхания при речи, пении и движении” – так называлась первая опубликованная в США в середине ХIХ века работа по системе правильного дыхания – был Лео Кофлер, немец по национальности, бывший оперный певец, а впоследствии профессор медицины. К созданию системы правильного дыхания его привело личное несчастье. В период расцвета певческой карьеры Кофлер заболевает туберкулезом горла – традиционные методы лечения не помогали.
Кофлер начинает самостоятельно искать пути излечения. Он тщательно изучает всю доступную ему литературу по анатомии, физиологии, медицине, йоге. Врачи, покоренные его волей к жизни, стремлением познать сущность своего заболевания, помогают Кофлеру советами, консультациями, открывают ему доступ в лаборатории. В результате интенсивной работы Кофлер разрабатывает свою дыхательную систему, которая была названа им “правильной” системой дыхания. Можно утверждать, что система правильного или иначе “трехфазного” дыхания является переложением восточных систем дыхания (в том числе йоговской пранаямы, системы дыхания дзенских учителей и системы дыхания даосов) на европейскую почву. Эффективность упражнений системы правильного дыхания проявилась почти сразу же не только на авторе системы, но и на других людях, страдавших заболеваниями легочной и сердечно-сосудистой систем, начавших заниматься по системе правильного дыхания.
Полностью излечившись от своей болезни за короткий срок, Кофлер отказывается от своей карьеры певца, хотя голос полностью восстановился, и открывает в Америке первую школу правильного дыхания при движении, речи и пении. Накопленный опыт по излечению туберкулеза горла позволил Кофлеру применить свой метод и для лечения певческих голосов.
С именем Е.А.Лукьяновой связан новый этап в становлении системы трехфазного дыхания в нашей стране. Евгения Адольфовна Лукьянова была по профессии музыкантом. Так же, как и Кофлера, к трехфазному дыханию ее привело личное несчастье. Заболев в 40 лет туберкулезом в тяжелой форме, она излечила его традиционными методами, но последствия постоянно давали о себе знать: резко ухудшилась работа сердца, одышка стала постоянным спутником – даже три ступени лестницы давались с трудом, после 20 минут занятий по сольфеджио на несколько дней пропадал голос.
Е.А.Лукьянова занималась по методу Кофлера немногим более двух лет, но эффект от этого был удивительным: исчезли все последствия заболевания: частые простуды и головная боль, одышка и сердечная недостаточность, окреп голос. Более 30 лет, до семидесятилетнего возраста, она вела занятия по дыханию в Московском хореографическом училище. Пройти несколько километров пешком, “пробежаться” за автобусом или по лестнице, продолжая при этом разговор, и не задохнуться – для Евгении Адольфовны и в 75 лет не составляло ни малейшего труда. Буквально до самых последних дней – своей трагической кончины в возрасте 79 лет – она продолжала вести активный образ жизни, пропагандируя систему правильного дыхания.
Мы, люди, устроены таким образом, что идем к врачу только тогда, когда с нами случается какое-либо несчастье. Поговорка “пока гром не грянет – мужик не перекрестится” применима, к сожалению, к большинству из нас. Умение использовать правильное дыхание играет колоссальную профилактическую роль: прежде всего резко снижается вероятность простудных заболеваний, улучшается работа сердца и легких, чтение лекций в течение 10 часов подряд не вызывает никаких затруднений в голосовом аппарате.
Главная задача системы трехфазного дыхания – сохранение здоровья. Истина о том, что профилактика всегда предпочтительнее лечения, не нуждается в доказательстве.
Сущность системы
трехфазного дыхания
Наблюдения над процессом дыхания человека, погруженного в глубокий и спокойный сон, привели Кофлера к основному практическому выводу, определившему впоследствии сущность его системы дыхания: ПРАВИЛЬНОЕ, ОЗДОРОВЛЯЮЩЕЕ человека дыхание состоит (как и работа сердечной мышцы!) из трех фаз:
1) непроизвольного, бесшумного вдоха (обязательно через нос);
2) выдоха;
3) краткой паузы – передышки.
Все три фазы одинаково важны, одинаково целесообразны.
Во сне здоровый человек дышит рационально, оптимально, естественно. Во сне происходит эффективный газообмен, причем дыхание сознательно не контролируется, а управление этим процессом целиком передается дыхательному центру. Именно поэтому процесс дыхания осуществляется следующим (подчеркнем еще раз) ОПТИМАЛЬНЫМ, ЕСТЕСТВЕННЫМ образом:
ВЫДОХ, ПАУЗА, ВОЗВРАТ ДЫХАНИЯ
(В обычной речи под возвратом дыхания понимается вдох).
Обратите внимание, что и в спокойном состоянии человек дышит трехфазно. Выдох занимает около одной секунды, затем следует пауза – около полутора секунд и возврат дыхания (вдох) – около секунды. Проследите за своим дыханием при чтении того места, для этого сядьте удобно, расслабьтесь и осознавайте то, как вы дышите. Но не пытайтесь сознательно вмешиваться в процесс дыхания. Эти три фазы представляют собой дыхательный цикл, повторяющийся у нетренированного человека в среднем 16 раз в минуту, а у тренированного – примерно 8-10 раз в минуту. Все три фазы всегда присутствуют в акте дыхания, но их временное соотношение изменяется в зависимости от вида и интенсивности нагрузок.
Таким образом, правильное дыхание естественно, во-первых, потому, что здоровые люди во сне и в спокойном состоянии дышат именно так. Во-вторых, потому, что только оттренированное трехфазное дыхание в максимально возможной степени обеспечивает работоспособность организма практически в любых условиях (это и физические нагрузки, и удушливая атмосфера комнаты для проведения совещаний, непроветриваемое школьное помещение, это и пение, и речь). В-третьих – это дыхание комплексное, оно укрепляет сразу все органы человеческого тела, связанные с дыханием (голосовой аппарат, легкие и диафрагму). И, наконец, в-четвертых, после овладения навыками “правильного” дыхания (последнее достигается достаточно просто и быстро), человек уже не может дышать “неправильно”, новый стереотип дыхания становится для него и потребностью, и привычкой.
Особо подчеркнем, что в этой системе укрепление дыхательного аппарата связано не с задержками дыхания, особыми его режимами и т.п., как в большинстве существующих дыхательных систем, а базируется на озвученном выдохе, т.е. просто звуке, в чем и проявляется специфичность и уникальность этой системы. Озвученный выдох – основной механизм тренировки силы, выносливости и гибкости дыхательной мускулатуры. Поскольку человек может произвольно менять силу, длительность, окраску звука, то на этих особенностях человеческого голоса и базируется тренировка всего аппарата дыхания, и прежде всего главной дыхательной мышцы – диафрагмы.
Показатели правильного дыхания
Евгения Адольфовна Лукьянова считала, что главным показателем правильного дыхания является постоянный носовой возврат дыхания. В частности, если, разговаривая, человек возвращает дыхание ртом, то он дышит неправильно. При этом слышится дополнительный звук – своеобразное шипение или даже всхлип. Послушайте, например, как общаются между собой молодые девушки, перебивая друг друга:
“А он сказал…” – всхлип – АХХХ.
“А она сказала…” – всхлип – АХХХ.
Проследите, уважаемый читатель, за своей речью, за речью дикторов радио и телевидения – большинство людей при разговоре возвращают дыхание ртом.
У йогов есть афоризм – “если вы дышите ртом – тогда ешьте носом”. Носовое дыхание играет колоссальную роль: здесь происходит не только механическая фильтрация, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха; слизистая оболочка носа – начальный бактериологический фильтр, и, кроме того, здесь дыхательный центр мозга предварительно анализирует выдыхаемый воздух: его состав, температуру и влажность. Без “знания” этих параметров мозгу очень трудно осуществлять рациональный, а тем более оптимальный процесс дыхания. Особо подчеркнем, что у человека, дышащего правильно, носовой возврат дыхания обеспечивает потребность организма в кислороде даже при весьма значительных физических нагрузках. При этом лицо человека не краснеет, потовые выделения незначительны, отсутствует одышка. Все это также является показателями правильности дыхания.
Думается, следует посмотреть на уроки физкультуры в школе. Часто они проходят в душных, пыльных школьных залах, потные, разгоряченные дети дышат ртом, грудь ходит ходуном, раздаются азартные крики, ведущие к потере голоса. Конечно, потребность в движении – это биологическая потребность молодого растущего организма, но не целесообразно ли посвятить часть времени на уроках физкультуры в школе обучению детей правильному дыханию?
Олег ЕРМОЛАЕВ,
кандидат психологических наук
Комментарии