Несколько лет назад кемеровские ученые под руководством доктора биологических наук, заведующего кафедрой физиологии человека и валеологии Кемеровского государственного университета Эдуарда КАЗИНА приступили к изучению проблемы здоровьесбережения. Кафедра начала сотрудничать с Институтом усовершенствования учителей, на базе которого была открыта первая лаборатория, где оценивали здоровье педагогов, приступили к разработке реабилитационно-коррекционных программ, направленных на укрепление здоровья не только учителей, но и детей. Сегодня Эдуард Михайлович – наш гость.
-То, что мы отлаживаем здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса именно в Кузбассе, не случайно. Сибирь всегда испытывала определенный дефицит людских ресурсов, и здешняя наука всегда обращала внимание на формирование более или менее оседлых популяций населения, а это ставило вопрос и о сохранении здоровья людей. Сегодня 35 процентов дошкольников, 80-85 процентов детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60 процентов студентов вузов требуют стационарного лечения, 85 процентов учителей имеют хронические заболевания. Растущая учебная нагрузка, гиподинамия, общий психологический и социальный дискомфорт, антикультурный характер многих СМИ – вот неполный перечень причин, приведших к этой проблеме. Но важно не только констатировать факт, а понять, что можно сделать.
– Эдуард Михайлович, и что вы начали делать?
– Еще в конце 1980-х годов у нас возникла идея создания центра научных основ здоровья и развития. Это был результат интеграционного взаимодействия не только ученых Кузбасса. Модель центра предусматривала использование тех стандартизированных методов, которые позволяют достаточно точно говорить об оценке функционального состояния организма, индивидуального психофизиологического статуса. Без этого нельзя понять, что нужно сделать с человеком не только с точки зрения сохранения и укрепления, но и формирования его здоровья. Вторая задача, ставившаяся при создании центра, касалась необходимости объединения усилий разных специалистов: медиков, психологов, физиологов и педагогов. Почему? Потому что все время, когда ребенок развивается, он находится именно в системе образования. Нормальные организационно-педагогические условия играют здесь очень важную роль. Надо объединять усилия разных специалистов при доминирующем влиянии педагогов. И мы не можем превращать образовательные учреждения в микрополиклиники. Это была одна из наших базовых предпосылок, которая, наверное, существенно отличала нас от других. Прежде всего надо сделать здоровым само образование, и для того чтобы помочь ребенку, нужно знать все его основные характеристики: медико-физиологические, психологические, социальные. Это помогло нам сконструировать модель центра здоровья для системы образования. Огромную «запускающую» роль сыграл здесь Кемеровский государственный университет и учреждения послевузовского образования: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования и Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. В целях координации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Кузбасса различного типа и уровня Департамент образования администрации Кемеровской области учредил в 1996 году областной психолого-валеологический центр, который в течение 10 лет осуществляет постоянную научно-методическую и организационную работу по расширению инфраструктуры центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, реализации региональной модели школы здоровья в системе образования.
– Словом, здоровье как свое, так и чужое, детское – это особая идеология…
– Да. Мы понимали, что не должны решать сиюминутные задачи. Надо так организовывать жизнь в образовательном учреждении, чтобы ребенок и молодой человек имели возможность сохранить и укрепить здоровье, но вместе с тем мы стремились увидеть, как содержание образования можно повернуть к проблеме здоровья, как сделать так, чтобы не три компонента мы рассматривали в образовательно-воспитательном процессе: обучающий, воспитательный и развивающий, а чтобы добавился к этому еще и четвертый – здоровьесберегающий. На словах это, может быть, и гладко, а на самом деле… Не всегда педагогу-практику просто во всем этом разобраться и понять, зачем нужны те или иные здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровьеформирующего обучения и воспитания детей – это педагогическая проблема, так как она затрагивает вопросы формирования типов поведения, межличностных отношений, отношений между взрослыми и детьми, касается роли родителей и педагогов, самостоятельности детей и многого другого. В связи с этим здоровьеформирующее обучение и воспитание школьников следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, оно тесно связано с общим образованием, с выработкой мировоззрения, с профориентационным обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием. Образовательные учреждения – это именно те социальные институты, где происходит усвоение ценностей, приобретение соответствующих знаний и навыков, в том числе направленных на ответственное отношение к своему здоровью и овладение приемами его сохранения. Сегодня среди наиболее важных вопросов, реализуемых в рамках здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса, вузы и учреждения послевузовского образования значительное место уделяют здоровьесберегающей профессиональной компетенции педагогов. При постоянной административной и финансовой поддержке со стороны руководства области и муниципальных образований в регионе осуществляется комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учителей, детей, подростков, учащейся молодежи. В системе здоровьесберегающих технологий ученые и педагоги-практики особое внимание уделяют формированию непрерывного физического воспитания. Там, где внедряются различные формы физической культуры в рамках урока физического воспитания вариативной части базисного учебного плана, использование малых форм (физкультпаузы, подвижные перемены, оздоровительный бег, плавание и др.), существенно улучшаются показатели физического и психического здоровья, отмечается устойчивая мотивация на занятия физической культурой среди детей.
Сейчас мы говорим о массовом переходе к профильному и предпрофильному обучению. Интенсификация учебной деятельности приводит к повышению эффективности обучения, но за счет возрастания психофизиологических затрат, истощения функциональных резервов, увеличения периодов работоспособности до нормального уровня. Встает проблема адекватного отбора для того или иного профиля, проблема цены, которую ребенок платит за то, что он осваивает какой-то предмет более углубленно. Ребенок может прийти в профиль с мотивацией, которая определяется некими социальными потребностями: тем, что родители говорят или вслед за другом. В США адекватную профессию выбирают 25-30 процентов, у нас – в пределах трех-четырех, максимум пяти процентов. Все остальные – случайные люди, попавшие не туда, куда надо. Каковы последствия? Человек социально дезадаптируется, потому что он выбрал не то поле деятельности и ему трудно найти себя, сформировать серьезную цель в жизни. Первый слой проблем, возникший перед нашими центрами, состоял в том, чтобы понять, каким образом нам построить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с индивидуально-типологическими, возрастными особенностями ребенка. А потом, когда стала наплывать социальная дезадаптация во всем ее масштабе, когда остро стали проявляться последствия наркотрафика, алкоголизма, бездомности, на которые мы теперь по-государственному начинаем обращать внимание, встал вопрос: как это не учитывать, как мы можем говорить о сохранении и укреплении физического или соматического здоровья, если у нас психологическое здоровье нарушено, если у нас социальная адаптация нарушена? Поэтому уже буквально в конце 1990-х годов начались серьезные работы со специализированными учреждениями, прежде всего интернатами, детскими домами. И конечно же, в особый ряд встала проблема наркопрофилактики. Мы поняли, что необходим некий координационный пункт, который занимался бы отслеживанием всего того, что происходит и будет происходить в регионе, и наш областной психолого-валеологический центр возник не просто так, а на волне развития всей инфраструктуры. Это, конечно, принесло плоды. Наш университет не замкнулся на чисто специализированных медико-физиологических подходах, а начал усиленно использовать психолого-педагогические подходы. Важно было не просто осуществлять мониторинг, а обеспечивать комплексное решение проблем профилактики, коррекции и реабилитации. Областной психолого-валеологический центр сыграл значительную роль в профилактике наркомании. Теперь, когда мы говорим о некой модели здоровьесберегающего сопровождения, мы приходим к выводу, что сегодня системе образования нужно решать вопросы, которые раньше, казалось, ей и не надо было решать. Сегодня она стала во многом социально-педагогической системой. Многие социальные вопросы приходится решать именно образованию. Я не говорю, что ему одному, но без системы образования как стержня трудно себе представить, например, межведомственную координацию усилий. Мы стремились последовательно решать целый ряд вопросов, начиная от содержания образования и кончая социально-психологическими. Для этого опять-таки необходимо было формировать на всех этапах довузовского и послевузовского образования отношение к сбережению здоровья с позиций системного и прежде всего деятельностного принципов. Если не подходить к этому системно, можно утонуть в одном из аспектов проблемы, и все… Сейчас в области уже около 80 центров. Там, где их нет, есть возможность внедрять комплекс разных здоровьесберегающих технологий. Взаимодействие с разными учеными, в частности с коллегами из Ростовского государственного университета, подвело к тому, чтобы утвердить на уровне министерства федеральную программу «Образование и здоровье». Но произошла реорганизация, и это не состоялось…
– Как же выйти из положения?
– Мы хотим создать на базе Кемеровской области федеральную экспериментальную площадку – для того чтобы, во-первых, иметь широкий научный обмен с другими регионами и, во-вторых, получить де-юре хотя бы региональное право готовить и распределять тех специалистов, которые нам нужны, которые могут обеспечить нам соответствующий уровень работы. Школ, которые начали интересоваться и внедрять здоровьесберегающие технологии, сейчас около 700 из 1100, это уже «массовка». Был создан паспорт региональной программы «Образование и здоровье», который мы начали внедрять в наиболее продвинутых наших территориях. И буквально за два-три года из 32 территорий Кемеровской области 22 приняли эту программу. Практика внедрения здоровьесберегающих технологий свидетельствует о необходимости создания в каждом муниципальном образовании целостной территориальной программы, которая ориентировала бы каждый район, город и образовательное учреждение на формирование целостной здоровьесберегающей среды и социально-педагогического пространства в рамках трех основных проблем: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и учителей, обеспечение непрерывного образования педагогов и детей по вопросам формирования, укрепления и развития физического, психического и социального здоровья. Стратегической целью таких программ должно стать повышение качества образования при сохранении здоровья детей и подростков за счет осуществления индивидуально ориентированной психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи, психолого-физиологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса с целью решения проблем школьной и социальной адаптации и дезадаптации, научного обоснования выбора индивидуальных педагогических программ и профиля обучения. Нам удалось сформировать сеть экспериментальных площадок, которые занимаются различными аспектами здоровьесберегающего сопровождения. Их по области в настоящее время 22. Мы даем соответствующие заявки для формирования комплексных программ социально-экономического развития на последующие годы. Я считаю, что модернизация образования сегодня – это интеграция обучающих, здоровьесберегающих и информационных технологий. Думаю, что первые результаты, которые мы получили и не боимся популяризировать, достаточно интересны.
– Эдуард Михайлович, почему столь важна федерализация этого проекта?
– Нам важно не только понять до конца, к какому обобщающему этапу мы подошли в результате этой серьезной 12-летней деятельности, но и увидеть возможности подготовки соответствующих специалистов. Я считаю, в России по отдельным регионам и учреждениям много опыта накопилось. Но нельзя отдельно работать педагогам-практикам, ученым, администраторам. Надо всем вместе. И федерализация позволила бы ускорить те процессы в образовании, которые могли бы внести некоторую ясность по ряду проблем в аспекте его модернизации, а также в некоторой степени решить проблемы демографической политики. Ведь важно не только родить ребенка, а еще сохранить его здоровье, жизненно и профессионально самоопределить и дать дорогу в жизнь.
Комментарии