Специалисты считают, что здоровье человека на 30% обусловлено генотипом, на 30% зависит от экологии, на 40% – от нас самих. Что касается профессии педагога, то по частоте невротических психосоматических заболеваний, она может быть отнесена к группе риска.
На мизерную зарплату учителя получают уровень стресса, сравнимый с напряжением, которое испытывают шахтеры и пилоты гражданской авиации. Ради увеличения заработка педагоги берут больше классов, часов, что, в свою очередь, противоречит гигиеническим нормам труда, определенным тарифной сеткой. Более того, учительский труд чуть ли не единственный, где отсутствует понятие сверхурочной работы. Перегрузки катастрофически разрушают нервную систему, и расплачиваться приходится здоровьем, ухудшением психологического климата в семье, повышением конфликтности на работе. Особенно в педагогической среде распространены респираторные заболевания, хронический фарингит, болезни верхних дыхательных путей, желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания, неврастения, дефекты зрения. Зачастую причиной этих недугов являются психологические перегрузки, с которыми организм не в силах справиться. Тем более что сами учителя ставят свое здоровье на второе место (первое отдано семье, третье – интересной работе), потому как следить за ним нет ни времени, ни средств.
В последние годы у педагогов, врачей, бизнесменов, политиков наблюдается симптом постоянной или “плавающей” тревожности, которая переходит в своеобразное состояние, получившее название “выгорание личности”. Представители этих профессий вынуждены за счет энергозатрат налаживать контакты с другими людьми. А начинается “выгорание личности” с приглушенности эмоций, сглаживания остроты чувств, свежести переживаний. Человек не получает удовлетворения от общения с природой, перестает интересоваться проблемами семьи, пропадает стремление к общественной деятельности. Вторая стадия “выгорания” характеризуется внезапным возникновением конфликтов с окружающими, человек не в состоянии контролировать свои отрицательные эмоции, становится агрессивным, неуправляемым. На третьей, совпадающей с депрессией, проявляются признаки самонаказания и самоуничтожения.
Синдром хронической усталости (СХУ) не менее страшная вещь, чем рак: у этих заболеваний общее происхождение – иммунная недостаточность. СХУ человек приобретает еще в младенчестве воздушно-капельным путем и, к счастью, у большинства он сидит тихо, под строгим контролем иммунитета. Пробить брешь в этой обороне организма может только нервное напряжение, и тогда вирус начинает молниеносно размножаться, происходят личностное выгорание и фактическое саморазрушение организма. Как же затормозить этот процесс?
Исследования показали, что при сильном напряжении витамины, особенно групп С и В, расходуются с молниеносной скоростью, поэтому желательно каждый день принимать поливитаминно-минеральный комплекс. Еще одним средством борьбы с СХУ являются упражнения. 15-минутная зарядка, прогулка, велосипед, бассейн и даже получасовая ходьба всего три раза в неделю заметно снижают содержание холестерина в крови, тем самым уменьшая риск сердечно-сосудистых заболеваний. Релаксация тела и сознания способствует изменению частоты колебаний мозга до 4-7 Гц. В таком режиме активизируются процессы оздоровления организма в 10 раз. Вода, шум леса, общение с животными, музыка или аутотренинг способны вернуть к жизни самую выгоревшую личность. А если в придачу еще творчески, с любовью относиться к своему делу, то запас душевных и физических сил всегда будет полон. И не стоит забывать о родных, друзьях, которые всегда разделят пополам самую тяжелую минуту. И что самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя. Педагог, несмотря на все суровые, капризные и пустые будни, постарайся быть счастливым!
Надежда ЗАЙКОВА,
педагог-психолог ДТЮ Златоуста
Челябинская область
Комментарии