Великий Новгород посетила делегация из норвежской губернии Ругаланн. «Делегация» – слово громкое и, если так можно выразиться, политическое. На самом деле ранним октябрьским утром на перрон новгородского вокзала ступили двое подростков – пятнадцатилетняя Ингрид Лендинг и четырнадцатилетний Оле Солхейм. Сопровождали ребят норвежская учительница Бьерг Ирене Брекке и педагог из Москвы Надежда Лисицына.
Ингрид и Оле стали победителями в конкурсе сочинений на тему «Россия – далекая и близкая». Конкурс эссе, в котором приняли участие 60 школьников из губернии Ругаланн, организовало общество дружбы «Ругаланн – Великий Новгород».Стаж работы этого общества дружбы солидный – уже 20 лет. По словам Надежды Лисицыной, российского координатора общества, за время его существования было реализовано немало важных проектов. Например, норвежские друзья организовали лечение и операции больных детей из России в Норвегии. Норвежские и новгородские учителя поочередно давали уроки и мастер-классы в Великом Новгороде и самом крупном городе губернии Ругаланн Ставангере. А конкурс сочинений «Россия – далекая и близкая» стал естественным продолжением аналогичного конкурса на знание Норвегии, который прошел в 2012 году в Великом Новгороде. Тогда его победителем стала ученица гимназии «Новоскул» Алена Соколова. Новгородская школьница получила главный приз – возможность поездки в Ставангер. Визит Ингрид и Оле в Великий Новгород тоже награда за победу в конкурсе сочинений на знание России.Что же знают норвежские школьники о России? Удивительно, но, по словам Ингрид и Оле, норвежские учебники истории более или менее подробно рассказывают лишь о периоде нашей революции 1917 года. Что ж, этот выдающийся факт вряд ли может обойти хоть один учебник любой страны мира. А вот как жила наша страна после этого события почти сто лет, оказалось покрыто, как скалы Норвегии, мхом предрассудков и умолчаний.Готовясь к сочинению о России, Ингрид провела в Норвегии маленькое научное исследование. Школьница выяснила, что знания норвежцев о России можно уложить в несколько ключевых слов, таких как «Ленин», «марксизм», «революция», «война», «Путин».Из сочинения Ингрид Лендинг «Россия – скрытое величие»«Когда я спросила людей, что им первое приходит на ум при слове «Россия», они отвечали: «Ленин, Путин, революция, война, оккупация, марксизм». Но почему же, когда мы говорим о самой большой стране в мире, она так мало значит для людей и связывается только с депрессивными периодами в истории?»Ингрид и Оле получили возможность увидеть частичку современной России. Ребята побывали в Санкт-Петербурге. А в Великом Новгороде провели насыщенную событиями неделю. Норвежских школьников всюду сопровождала компания веселых, симпатичных, дружелюбных парней и девчонок из гимназии «Новоскул» и местного кружка юных журналистов. И общение со сверстниками, пожалуй, дало норвежским школьникам больше понятия о реальной России, чем учебники, книги и официальные конференции.Кто есть кто на совместных фотографиях юных норвежцев и россиян? Вы не отличите их! А вот при общении отличить можно. Лично я, разговаривая с Ингрид и Оле, вынесла такое впечатление: норвежские ребята улыбчивы, дружелюбны, но одновременно сдержанны.Норвежские подростки на все имеют свою точку зрения. Очевидно, это менталитет, воспитанный семьей и школой. Ингрид и Оле одинаково дружелюбно, без стеснения общались как со своими сверстниками, так и с представителями Новгородской мэрии на официальной встрече. Даже если ясного ответа на заданный вопрос у ребят нет, они вслух думают и рассуждают. Но эту открытость сопровождает полное отсутствие развязности.Что узнали о Норвегии те, кто общался с Ингрид и Оле? В Норвегии преобладают малые города и поселения. В двух из них живут Оле и Ингрид. Учебные заведения в таких поселениях небольшие: так, в школе, где учится Оле, около 100 учеников. Материальная оснащенность школ очень хорошая. Особое внимание уделяется музыкальной подготовке. При этом уроки музыки не сводятся, как в большинстве российских школ, к прослушиванию и разбору музыкальных произведений. Каждый выпускник обычной норвежской школы умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте.Судя по тому, насколько хорошо Ингрид и Оле говорили по-английски с новгородцами, можно утверждать, что этот иностранный язык в школах Норвегии изучают на высоком уровне и норвежцы уже в подростковом возрасте легко могут на нем общаться.Зная особую приверженность Ингрид к литературе, я спросила ребят и об этом предмете. Оказалось, как такового отдельного урока литературы в их школах нет. Они не учат стихи наизусть, в то время как этот прием очень распространен на уроках литературы во всех классах российских школ. Отрывки из литературных произведений норвежцы читают на уроках родного языка. Зато родных языков у них… два – два варианта норвежского. Сочинение ученик может написать на любом из этих диалектов.Побывав на уроке математики в новгородской гимназии «Новоскул», Ингрид и Оле сочли его сложным. В школах Норвегии в 7-м классе ученики могут проходить такие темы, которые у нас изучают в… 4-м классе! Такому факту есть объяснение.Координатор общества дружбы «Ругаланн – Великий Новгород» Надежда Лисицына хорошо знает реалии школьного образования в Норвегии. Надежда Александровна дала по этому поводу такой комментарий: «Программа обязательного образования в Норвегии разделена на три ступени. Их названия для нас привычны, а вот длительность обучения резко отличается. Дошкольное обучение длится до… 4-го класса. Начальная школа заканчивается в… 7-м классе. Потом идет средняя школа – 8-10-е классы.Вплоть до конца этого периода, то есть до 16 лет, норвежских школьников стараются не перегружать, и содержание школьных программ не такое объемное, как в школах России. Причина этого в том, что принцип норвежского образования – не причинять вред здоровью подростка, как физическому, так и психическому, до окончания периода полового созревания. Но когда школьнику исполняется 16, для него наступает серьезная пора настоящих испытаний. Его ждет так называемая старшая школа, куда поступить он может после серьезных экзаменов. Старшая школа длится еще три года. Таким образом, полное среднее образование норвежский выпускник получает в 19 лет! Во время обучения в старшей школе подростки усиленно трудятся, программа становится по-настоящему сложной, и направлена она на то, чтобы подросток мог определиться с будущей профессией и уже в рамках школы приобрести для нее полезные навыки».Надежда Лисицына считает, что такая система обучения гуманна и ее принципы здоровьесбережения могли бы лечь в основу обучения и в российских школах. Ее мнение особенно ценно, ведь Надежда Александровна кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, преподаватель акмеологии в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Москве.А новгородцев – сверстников Ингрид и Оле поразило в рассказах норвежцев другое. Ребята с одобрением восприняли новости о том, что в норвежских школах можно обращаться к учителю на «ты», оценки ставятся только на старших ступенях обучения, причем по шестибалльной системе, а в классах стоят автоматы с напитками и снеками. Понравилось им и то, что в Норвегии нет школьной формы.
Комментарии